об оспаривании предписания ГИТ



Дело № 2-1777/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2011 года

Ворошиловский районный суд г.Волгограда в составе:

Председательствующего судьи: Олейниковой В.В.

При секретаре: Сиренко Е.И.

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Михайловский Райкомхоз» к государственной Инспекции труда в Волгоградской области о признании предписания незаконными в части,

УСТАНОВИЛ:

Истец МУП «Михайловский Райкомхоз» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Волгоградской области о признании пунктов <данные изъяты> предписания незаконным.

В обоснование требований указав, что предписанием государственной инспекции труда в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ директору МУП «Михайловский Райкомхоз» Зенину В.Ю. предписано устранить нарушения трудовых прав работников, а именно на основании <данные изъяты> ТК РФ, п. <данные изъяты>. Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на <данные изъяты>., выплатить ФИО14., ФИО15., ФИО16., ФИО17. и другим работающим по настоящее время и/или уволенным в указанный период работникам невыплаченную в полном размере заработную плату за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета действующей в это время минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При этом в соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Прохоркиной Н.Н. установлено, что МУП «Михайловский Райкомхоз», учитывая его уставные цели и виды деятельности, является организацией жилищно-коммунального хозяйства, то есть на указанное предприятие распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Однако при установлении окладов работникам не были учтены установленные соглашением базовые месячные тарифные ставки рабочего первого разряда. По указанным основаниям директору МУП «Михайловский Райкомхоз» предписано выплатить работникам предприятия невыплаченную заработную плату за периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время из расчета, действующей на указанный момент времени, минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой, действующей в это время, ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Полагают указанное предписание незаконным, поскольку МУП «Михайловский Райкомхоз» фактически не является предприятием, оказывающим жилищно-коммунальные услуги жителям сельских поселений Михайловского муниципального района, на деятельность этого предприятия не устанавливаются тарифы, имеет иные цели деятельности, основным источником дохода является денежные поступления от оказания услуг по возмездным договорам подряда организациям Михайловского муниципального района. Какие-либо иные виды деятельности МУП «Михайловский Райкомхоз» не осуществляет. В связи с указанным, действие отраслевого соглашения не может распространяться на работников МУП «Михайловского Райкомхоза». Кроме того, работники МУП «Михайловского Райкомхоза», а также бывшие работники данного предприятия не обращались в суд за разрешением индивидуального трудового спора о выплате заработной платы.

Просит суд признать предписание государственной инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ в части исполнения пунктов <данные изъяты> об обязании МУП «Михайловский Райкомхоз» произвести расчет невыплаченной заработной платы и процентов за несвоевременную выплату заработной платы незаконными.

Представитель истца МУП «Михайловский Райкомхоз» - Никитенко Н.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Волгоградской области - Прохоркина Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, считаем их незаконными и необоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

По настоящему делу судом установлено следующее.

На основании проведенной плановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства, государственной инспекцией труда в Волгоградской области установлено, что начисление и выплата заработной платы работникам МУП «Михайловский райкомхоз» за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ производились из расчета минимальной месячной тарифной ставки <данные изъяты>, как установлено Положением об оплате труда на <данные изъяты>, впоследствии согласно штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ, и согласно Положению об оплате труда на предприятии на <данные изъяты>.

Однако, в соответствии с <данные изъяты> Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ (срок действия данного соглашения продлен с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано Рострудом ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ) с ДД.ММ.ГГГГ была установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере не менее <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда установлена в размере не ниже <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ в размере не ниже <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ – не ниже <данные изъяты>. При этом минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации.

В связи с выявленными нарушениями действующего трудового законодательства, Государственной инспекцией труда в Волгоградской области в отношении МУП «Михайловский райкомхоз» вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым, директор МУП «Михайловский райкомхоз» обязан устранить нарушения трудового законодательства, указанные в пунктах <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, а именно на основании <данные изъяты>. Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на ДД.ММ.ГГГГ выплатить ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и другим работающим по настоящее время и/или уволенным в указанный период работникам невыплаченную в полном размере заработную плату за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета действующей в это время минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (л.д. 9-11).

Полагая, что МУП «Михайловский Райкомхоз» фактически не является предприятием, оказывающим жилищно-коммунальные услуги жителям сельских поселений Михайловского муниципального района, истец обратился в суд за защитой нарушенных прав.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования МУП «Михайловский Райкомхоз» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В силу ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    Статьей 135 ТК РФ регулируется, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

    В соответствии с абз. 8 ст. 48 ТК РФ в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Абзацем 10 указанной статьи предусматривается, что если работодатели, в течение 30 календарных дней не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

              Согласно аб.6 ст.135 ТК РФ Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом, по смыслу ст. 48 ТК РФ, федеральное соглашение в ЖКХ имеет большую юридическую силу по отношению к региональным соглашениям, является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров на предприятиях на которые оно распространяется. Положения об оплате труда в таких предприятиях не могут включать в себя условия, ухудшающие положения работников по сравнению с условиями предусмотернными соглашением ОТС (п. 1.7 Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ на 2008-2010г.)

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

    В 2007 году на федеральном уровне заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы» между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ.

          Указанное соглашение прошло уведомительную регистрацию в федеральной службе по труду и занятости (Роструд) за №71/08-10 от 05.10.2007г., опубликовано в журнале «Труд и страхование» (№10/11, 2007г)

Предложение о присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ» выражено в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.12.2007 г №389 –ТГ, которое опубликовано в «Российской газете» 19.2.2007 года. В соответствии с п. 1.10 Соглашения оно вступает в силу с 1 января 2008 и действует по 31 декабря 2010 года.

Как следует из части восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель осуществляющий деятельность в соответствующей отрасли, может в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, т.е. механизм распространения действия такого соглашения основан на принципе добровольности.

Положения частей седьмой и восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, по существу направлены на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях, в связи с чем подлежат обязательному соблюдению.

Как установлено судом и не оспаривается в судебном заседании, МУП «Михайловский райкомхоз» не направляло письменный отказ присоединиться к федеральному соглашению ЖКХ в федеральный орган исполнительной власти, таким образом, действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы» распространяет свое действие при установлении оплаты и условий труда работникам МУП «Михайловский райкомхоз».

Доводы истца о том, что МУП «Михайловский райкомхоз» фактически не является предприятием, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению сельских поселений Михайловского муниципального района, на деятельность этого предприятия не устанавливаются тарифы, и основным источником дохода являются денежные поступления от оказания услуг организациям Михайловского муниципального района, суд находит необоснованными и исходит из следующего.

         Как следует из справки Администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области (л.д. 110), в Михайловском муниципальном районе нет организаций коммунального комплекса с регулируемыми видами деятельности, оказывающих коммунальные услуги населению. Также Администрацией Михайловского муниципального района постановление о создании муниципального предприятия или учреждения, имеющего целью деятельности предоставление услуг жилищно-коммунального комплекса, а именно: услуг по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства, вывозу ТБО, водоотведению, подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды и т.д., не выносилось (л.д. 116).

        Однако, согласно Устава МУП «Михайловский райкомхоз» (л.д.31) для достижения целей «предприятие» осуществляет следующие виды деятельности: надежное и бесперебойное обеспечение потребителей необходимым количеством теплоносителей, питьевой воды; техническая эксплуатация и обслуживание, текущий и капитальный ремонт систем отопления и водоснабжения, а также сохранность жилого фонда в пределах имеющихся средств; расчеты с населением за оказываемые услуги.

Доходы «предприятия», в соответствии с <данные изъяты> Устава, складываются из сумм: плата населения за коммунальные услуги, плата за выполнение капитального ремонта, нового строительства; ремонтных работ на объектах коммунального хозяйства, что соответствует хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Вышеназванные положения Устава являются действующими, в установленном законом порядке изменения в Устав не вносились. Более того, вопрос отнесения муниципального унитарного предприятия к числу организаций коммунального комплекса не связан с фактическим осуществлением деятельности, а определяется кругом видов допустимой Уставной деятельности, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", правоспособность унитарного предприятия определяется гражданскими правами, соответствующими предмету и целям его деятельности, предусмотренными в уставе этого унитарного предприятия, и обязательствами вытекающими из этой деятельности.

Кроме того, согласно справки территориального органа федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области (л.д. 88-89), видами экономической деятельности МУП «Михайловский райкомхоз» являются в том числе: деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей, электрических сетей, производство электромонтажных работ, санитарно-техничских работ, удаление и обработка сточных вод, твердых отходов и т.п., а также управление эксплуатацией жилого фонда.

Таким образом, исходя из перечня организаций, осуществляющих деятельность в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации (Приложение №1 к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на ДД.ММ.ГГГГ), и Уставных целей и предмета деятельности истца (л.д. 30-36), суд приходит к мнению, что МУП «Михайловский райкомхоз» является организацией жилищно - коммунального хозяйства на деятельность которого распространяются требования Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на ДД.ММ.ГГГГ по оплате труда работникам предприятия, поскольку в установленный срок мотивированный отказ предприятия от присоединения к федеральному соглашению направлен не был.

В соответствии со ст. 26 ФЗ от 14 ноября 2002 года № 161 – ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника и другими уполномоченными органами.

В п. 6.1 – 6.3 Устава МУП «Михайловский райкомхоз» указано, что приказы (распоряжения) директора должны соответствовать законодательству, уставу, решениям собственника имущества предприятия. Однако условия оплаты труда, установленные на предприятии, ухудшают условия оплаты труда работников по сравнению с условиями федерального Отраслевого тарифного соглашения.

Ввиду вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку обжалуемое заявителем предписание от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по Волгоградской области вынесено в соответствии в указанными выше нормами права, в пределах предоставленных контролирующему органу полномочий, и, следовательно, на МУП «Михайловский райкомхоз» на законном основании возложена обязанность по исполнению выданного предписания и устранению выявленных Государственным инспектором труда нарушений трудового законодательства.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 254 -258 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия «Михайловский райкомхоз» к Государственной инспекции труда в Волгоградской области о признании незаконными пунктов 6,7,8,9 предписания государственного инспектора труда в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которыми предписано:

- <данные изъяты> на основании <данные изъяты> Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на ДД.ММ.ГГГГ., выплатить ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и другим работающим по настоящее время и/или уволенным в указанный период работникам невыплаченную в полном размере заработную плату за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно);

- <данные изъяты> на основании <данные изъяты> Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на ДД.ММ.ГГГГ., выплатить ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и другим работающим по настоящее время и/или уволенным в указанный период работникам невыплаченную в полном размере заработную плату за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно);

- <данные изъяты>. Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на ДД.ММ.ГГГГ., выплатить ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и другим работающим по настоящее время и/или уволенным в указанный период работникам невыплаченную в полном размере заработную плату за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно);

- <данные изъяты> Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на ДД.ММ.ГГГГ., выплатить ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и другим работающим по настоящее время и/или уволенным в указанный период работникам невыплаченную в полном размере заработную плату за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно);

из расчета действующей в это время минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течении 10 дней через Ворошиловский районный суд Волгограда

       Справка: решения суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: