о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1228/2011

Решение

Именем Российской Федерации

г. Волгоград                                                                         22 февраля 2011 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Матвиенко Н.О.

при секретаре судебного заседания Шагунове А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кагитиной О.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ворошиловскому району г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

Установил:

Кагитина О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ворошиловскому району г. Волгограда о признании незаконным решения названного органа об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ решением Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ворошиловскому району г. Волгограда ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

При этом, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости пенсионным фондом не были включены периоды ее работы в должности <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что работа в указанном учреждении не предусмотрена Списками учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работ дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Полагая такой отказ незаконным, истица просила суд удовлетворить выше приведенные требования.

В судебном заседании Кагитина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, приведя выше изложенное обоснование.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ворошиловском районе г. Волгограда, действующий на основании доверенности, Шабунина Н.В., относительно заявленных требований возражала, суду пояснила, что оспариваемые истицей периоды работы в должности медсестры ясли – сад не подлежат включению в медицинский стаж, поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, в справках, уточняющих льготный характер истицы от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Каустик», от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Комитетом по образованию Администрации Волгограда, также подтверждается работа истицы в учреждении ясли – сад, которое не является лечебно – профилактическим учреждением.

Помимо этого, в оспариваемый период, истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Данный период также не подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии со Списками профессий и должностей работников здравоохранения и с Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , а также Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , учреждение Центр развития не предусмотрено, соответственно периоды работы истицы в названном учреждении не подлежат зачету в выслугу лет, дающую право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Выслушав участников процесса, исследовав в совокупности материалы гражданского дела, дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством, суд.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушенного права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Кагитина О.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ворошиловскому району г. Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Кагитиной О.В. в удовлетворении заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно названного решения, стаж Кагитиной О.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 14 лет 04 месяца 13 дней, вместо требуемого специального стажа 30 лет.

При этом, в специальный стаж Кагитиной О.В. не были включены следующие периоды ее работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в должности <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в должности <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в должности <данные изъяты>

Отказывая во включении приведенных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, пенсионный орган сослался на то, что истица в названные периоды осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими Списками.

Проверяя обоснованность такого решения, суд исходит из следующего.

Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Однако ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров РФ от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.

Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений, как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.

В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

Согласно приложению к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости засчитывается работа в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах (п.п. 3 п. 1 "Врачи и другие медицинские работники").

Это постановление действовало на территории Российской Федерации до 01.10.1993 г., в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" на территории РФ не применяется.

До принятия Постановления от 22.09.1993 г. N 953 было принято Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет". Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный данным Постановлением, предусматривал, что право на досрочную пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Перечень лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений содержался в Номенклатуре.

Согласно конституционно-правовому смыслу, вытекающему из Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П, Определения Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 года N 868-О-О, возможно сохранение права на включение в стаж соответствующей деятельности времени работы в определенных должностях и учреждениях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение Кагитиной О.В. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период ее работы в должности <данные изъяты>, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории РФ с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года.

Таким образом, в специальный стаж истицы подлежит включению период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в должности <данные изъяты>

Вместе с тем, суд полагает решение пенсионного органа в части отказа Кагитиной О.В. во включении периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, обоснованным.

В соответствии со Списками профессий и должностей работников здравоохранения и с Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Списками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, учреждение Центр развития ребенка не предусмотрено.

Поскольку на момент принятия судом решения, с учетом включенных периодов работы истицы, у нее не имеется необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, следовательно, требования в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Кагитиной О.В. Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ворошиловскому району г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ворошиловскому району г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж Кагитиной О.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы с работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> в должности <данные изъяты>

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ворошиловскому району г. Волгограда включить в специальный стаж Кагитиной О.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указанные периоды ее работы.

В остальной части, исковые требования Кагитиной Ольги Владимировны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Мотивированный текст решения изготовлен судом 25 февраля 2011 года.

Председательствующий

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>