признание недействительным заключенного договора на приватизацию жилого помещения



Дело № 2-17821/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года                                                                                  г. Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.

при секретаре судебного заседания           Кулиевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» к Щепилову ФИО10 о признании недействительным договора приватизации жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» обратился в суд с иском к Щепилову В.М. о признании недействительным договора приватизации жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением «3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области» (далее 3-ОГПС) и сотрудником Государственной противопожарной службы подполковником внутренней службы Щепиловым В.М. был заключен договор приватизации жилого помещения, находящегося по адресу <адрес>. Данная сделка не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно, в целях передачи в собственность начальнику 3-ОГПС подполковнику внутренней службы Щепилову В.М. и членам его семьи указанной квартиры на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ была создана жилищно-бытовая комиссия 3-ОГПС, что является противоречащим законодательству, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 №130 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с ДД.ММ.ГГГГ ГПС МВД России вошла в состав МЧС России с включением ее в состав входящих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в систему ГПС МВД России центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом, в соответствии с п. совместного приказа МЧС РФ и МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ личный состав ГПС МЧС России должен быть включен в списки очередников МЧС России с учетом времени нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД России. В соответствии с Приказом МЧС России в Главном управлении МЧС России по субъекту РФ были созданы единые жилищные комиссии на которых рассматриваются вопросы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и которыми принимаются решения по обеспечению жильем сотрудников ГПС, как самого территориального органа, так и подчиненных ему самостоятельных подразделений ГПС МЧС России. В жилищную комиссию ГУ МЧС России по Волгоградской области заявления от начальника 3 ОГПС Щепилова В.М. не поступало, и в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоял. ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения -ОГПС, Щепилову В.М. и членам его семьи была предоставлена <адрес> по адресу <адрес> по договору социального найма жилого помещения. На момент заключения договора социального найма юридически еще не был определен первоначальный собственник жилого помещения, поскольку свидетельство о государственной регистрации права, где субъектом права является Учреждение «3 отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области» получено только ДД.ММ.ГГГГ Статьей 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Однако, решение, признававшее Щепилова В.М. нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) отсутствует. Статьей 17 вступившего в силу с 01 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 8 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены изменения, исключающие сотрудников федеральной противопожарной службы из категории граждан, в соответствии с которыми личному составу ГПС жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами МЧС России, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения ГПС, ст. 30 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей». Таким образом, с учетом внесенных в законодательство Российской Федерации изменений сотрудники федеральной противопожарной службы с ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), а, следовательно, с ними не может быть заключен договор социального найма жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что ввод объекта в эксплуатацию не был осуществлен, свидетельство о регистрации права собственности жилого помещения, субъектом права которого должен быть 3 ОГПС по Волгоградской области не получено, было принято решение учредителя ГУ МЧС России по Волгоградской области о передаче права собственности на квартиру начальнику 3 ОГПС Щепилову В.М. и членам его семьи путем заключения договора приватизации, что так же противоречит законодательству. Противоречащим законодательству, является заключение договора приватизации между собственником жилого помещения 3 ОГПС и сотрудником Щепиловым В.М., так как согласно статье 217 ГК РФ и Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» объектом приватизации являются жилые помещения находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде. Однако оспариваемая квартира находилась в собственности учреждения. Кроме того, ни Щепиловым В.М., ни членами его семьи не были предоставлены справки о неиспользовании права на однократную приватизацию, чем так же было нарушено законодательство РФ о приватизации жилого фонда РФ. В соответствии с п.1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Все денежные средства, поступившие от реализации договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности на объектах ООО «ЛУКОЙЛ - Волгограднефтепереработка» были учтены в смете учреждения «3 ОГПС МЧС России по Волгоградской области», утвержденной начальником ГУ МЧС России по Волгоградской области. Просит признать недействительной (ничтожной) сделку по переходу в собственность Щепилова В.М. трехкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв., расположенной по адресу: <адрес>, применив последствия недействительности (ничтожности) сделки; истребовать из незаконного владения у Щепилова В.М. трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, обязав вернуть ее в собственность ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>», признать зарегистрированное право собственности Щепилова В.М. на трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес> недействительным, обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Щепилова В.М. на трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» Гопанюк А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Щепилов В.М. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, согласно заявления просит дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя. (л.д.40).

Представитель ответчика Щепилова В.М. – Щербак В.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что ст.ст.166, 167 ГК РФ содержат лишь общие положения об оспоримых и ничтожных сделках, и о последствиях недействительности сделки. Оснований признания сделки недействительной или ничтожной указанные нормы ГК РФ не содержат, поскольку основания признания сделки недействительной или ничтожной приведены в других статьях ГК РФ, на которые истец в исковом заявлении не ссылается. Статья 168 ГК РФ не содержит конкретных оснований для признания сделки недействительной или ничтожной, а указывает на то, что может быть признана недействительной или ничтожной сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, то есть необходимо указание какому конкретно закону или иному правовому акту не соответствует сделка по переходу в собственность Щепилова В.М. трехкомнатной квартиры (сделка приватизации). Конкретный закон или иной правовой акт, которому не соответствует именно сделка приватизации квартиры, истец не указывает. Несоблюдение самим ответчиком ведомственных нормативных актов, на которые имеются ссылки в исковом заявлении не являются основанием удовлетворения исковых требований. Закон РФ от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" также не содержит оснований признания сделки недействительной или ничтожной, в том числе сделки по приватизации жилого помещения. То есть фактически оснований, предусмотренных законом, для признания недействительной или ничтожной сделки по переходу в собственность Щепилова В.М. спорной трехкомнатной квартиры, не имеется. В силу ст.ст.2, 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации только жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Условия указанных норм Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не нарушены. Данных о том, что спорное жилое помещение находилось в аварийном состоянии, в общежитии, в доме закрытого военного городка или являлось служебным жилым помещением, также не представлено. Спорное жилое помещение на момент приватизации являлось ведомственным - ГПС МЧС России, то есть относилось к государственному жилищному фонду. Более того, истец не оспаривает договор социального найма спорного жилого помещения, не просит признать его недействительным, поскольку оснований для признания данной сделки (договора социального найма спорного жилого помещения) недействительной или ничтожной не имеется. Более того, срок исковой давности для признания договора социального найма спорного жилого помещения недействительным или ничтожным, истек, так как договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, а иск подан в суд лишь в ДД.ММ.ГГГГ года. Не могут быть приняты во внимание и ссылки истца на положения Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" о том, что право на приватизацию жилого помещения может быть использовано гражданином только один раз, поскольку доказательств того, что ответчиком и членами его семьи ранее уже было использовано право на приватизацию жилого помещения, не имеется. Требования ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» незаконны и необоснованны, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель Главного управления МЧС России по Волгоградской области Агаева М.Э., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» поддержала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением «3 - ОГПС МЧС России по Волгоградской области» и Щепиловым В.М. был заключен договор приватизации жилого помещения расположенного по адресу <адрес>. Согласно условиям данного договора, одним из оснований безвозмездной передачи в собственность Щепилову В.М. жилого помещения является решение учредителя от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ учреждением «3 ОГПС МЧС России по Волгоградской области» было получено свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, расположенного по адресу <адрес>. У руководства Главного управления не было правовых оснований для принятия решения о передаче жилого помещения кому - либо, ввиду отсутствия зарегистрированного права на имущество. Кроме того, на момент принятия такого решения ДД.ММ.ГГГГ у ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» также отсутствовало такое право. В соответствие приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ одной из функцией Главного управления МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами является организация и учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечения их жилыми помещениями в установленном порядке. В отрядах Федеральной противопожарной службы - подчиненных подразделений Главного управления МЧС России по Волгоградской области данные полномочия отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», сотрудники Федеральной противопожарной службы относились к установленной статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации иной категории граждан до 01 января 2005 года. Статьей 17 вступившего в силу с 01 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены изменения исключающие сотрудников федеральной противопожарной службы из категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями по договору социального найма, как предусмотренную федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категорию граждан. Таким образом, с учетом внесенных в законодательство Российской Федерации изменений, сотрудники федеральной противопожарной службы с 01 января 2005 года не могли быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения. Кроме того, с рапортом о постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении в жилищно-бытовую комиссию Главного управления Щепилов В.М., не обращался. Однако, несмотря на данный факт ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ «3 ОФПС по Волгоградской области» Щепиловым В.М. был подан рапорт на имя руководства Главного управления о выделении жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ГУ «3- ОГПС по Волгоградской области», на которой был рассмотрен вопрос распределения жилого помещения Щепилову В.М и членам его семьи. Считает, что законные основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также для предоставления Щепилову В.М. жилого помещения отсутствовали. Просит исковые требования ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» удовлетворить.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительности неявки суд не уведомил, согласно ранее представленного отзыва при вынесении решения в части обязания исключить запись из ЕГРП просит отказать, в остальной части исковых требований полагается на усмотрение суда. Также указано, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности <данные изъяты> доли) Щепилова В.М., договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности <данные изъяты> доли) ФИО7 и ФИО11. соответственно на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Представленные правоустанавливающие документы, которые являлись основанием для государственной регистрации права собственности на спорную квартиру, содержали необходимую информацию для проведения государственной регистрации и на момент государственной регистрации не оспорены в судебном порядке. Следовательно, у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При проведении государственной регистрации на спорный объект недвижимости нарушений действующего законодательства Управлением не допущено. Законом о регистрации на Управление возложена обязанность по осуществлению регистрационных действий, которые согласно п. 1 ст. 16 носят заявительный характер и осуществляются по основаниям, указанным в п. 1 ст. 17 данного Закона. Согласно ст.ст. 38, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к третьему лицу, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не может быть предъявлено требование об обязании совершить определенные действия. Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации не входит в компетенцию Управления.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок и условия приватизации жилищного фонда регулируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 26.11,2002 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П. Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-0, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

В силу статьи 1 указанного выше закона, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений, (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ).

Согласного статьи 2 этого же закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 2"8.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ).

Статьей 6 этого же Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, (статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ).

В соответствии со ст. 7 этого же закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается, (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц. но не утратившие право пользования данным жилым помещением, (часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, между учреждением «3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области» и Щепиловым В.М. был заключен договор приватизации жилого помещения, согласно которому учреждение «3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области» безвозмездно передает в собственность «сотруднику ГПС» квартиру, находящуюся в <адрес>. (л.д.34-35)

Согласно пункту указанного договора, основанием безвозмездной передачи указанной квартиры в собственность «сотруднику ГПС» являются: Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации»; решение учредителя ГУ МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.34-35)

На основании заключенного договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, по передаточному акту <адрес> передана Щепилову В.М. (л.д.36)

ДД.ММ.ГГГГ года право собственности на указанную квартиру зарегистрировано Щепиловым В.М. в Управлении Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации , что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.38).

Порядок и основания признания сделок недействительными определяется параграфом 2 Главы 9 Гражданского кодекса РФ.

Частью 1 ст. 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Согласно ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Договор приватизации является оспоримым, на что прямо указано в т. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которой в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 02.07.2009 года, в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

Исследовав приведенные доказательства по настоящему делу, анализируя их и сопоставляя с требованиями закона, суд приходит к выводу о том, что договор приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ был заключен с ответчиком Щепиловым В.М. в нарушение установленного законом порядке.

Так, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальник 3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области Щепилов В.М. обратился с рапортом на имя ВрИО начальника ГУ МЧС России по Волгоградской области о выделении ему и его семье жилой площади приобретенную 3-ОГПС по адресу: <адрес> по договору № участия в долевом строительстве, зарегистрированного в <данные изъяты> по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , а также оформить договор социального найма жилого помещения на него и членов его семьи. (л.д.61)

Кроме того, в этот же день, ДД.ММ.ГГГГ Щепиловым В.М. на имя ВрИО начальника ГУ МЧС России по Волгоградской области подан рапорт о разрешении на приватизацию жилой площади по адресу: <адрес>, для чего разрешить 3-ОГПС оформить с ним договор приватизации жилого помещения. (л.д.60)

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, для решения вопроса по распределению жилого помещения во вновь построенном жилом доме г. Волгограда по адресу <адрес> начальнику 3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области Щепилову В.М., была создана жилищно-бытовая комиссия. (л.д.25)

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии 3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, трехкомнатная квартира по указанному адресу распределена Щепилову В.М. и членам его семьи. (л.д.29)

Из приложения к протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии 3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ответчику Щепилову В.М. также разрешена приватизация жилого помещения по адресу: <адрес> переходом прав собственности в Управление Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области. (л.д.30)

ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения 3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области , Щепилову В.М. и членам его семьи была предоставлена <адрес> по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения. (л.д.26,)

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 №130 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 1 января 2002 ГПС МВД России вошла в состав МЧС России с включением ее в состав входящих по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему ГПС МВД России центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом.

В соответствии с п. совместного приказа МЧС РФ и МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ личный состав ГПС МЧС России должен быть включен в списки очередников МЧС России с учетом времени нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД России.

В судебном заседании представитель истца ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» пояснила, что в соответствии с Приказом МЧС России в Главном управлении МЧС России по субъекту РФ были созданы единые жилищные комиссии на которых рассматриваются вопросы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и которыми принимаются решения по обеспечению жильем сотрудников ГПС, как самого территориального органа, так и подчиненных ему самостоятельных подразделений ГПС МЧС России. Однако в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Волгоградской области заявления от начальника 3 ОГПС Щепилова В.М. не поступало, в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоял. Доказательств иного ответчиком суду не представлено.

Судом также установлено, что право собственности на <адрес> жилом <адрес> по <адрес>, возникло у ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.37)

Как следует из материалов дела, договор социального найма жилого помещения , согласно которому Щепилову В.М. во владение и пользование перешло изолированное помещение – <адрес>, был заключен между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.31-32)

Таким образом, на момент заключения договора социального найма жилого помещения и принятия решения о распределении жилого помещения во вновь построенном жилом доме <адрес> по адресу <адрес> начальнику 3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области Щепилову В.М., юридически не был определен собственник указанного жилого помещения, поскольку право собственности на спорную квартиру возникло у Учреждения 3-й отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области, только ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Однако, как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, решение о признании Щепилова В.М. нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), не принималось.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются малоимущим, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники Федеральной противопожарной службы относились к установленной статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации иной категории граждан до 01 января 2005 года.

Статьей 17 вступившего в силу с 01 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 8 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены изменения, исключающие сотрудников федеральной противопожарной службы из категории граждан, в соответствии с которыми личному составу ГПС жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами МЧС России, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения ГПС, ст. 30 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей».

Таким образом, с учетом внесенных в законодательство Российской Федерации изменений сотрудники федеральной противопожарной службы с ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), и следовательно, с ними не может быть заключен договор социального найма жилого помещения.

Вместе с тем, несмотря на то, что ввод объекта в эксплуатацию не был осуществлен, свидетельство о регистрации права собственности жилого помещения, субъектом права которого должен быть 3 ОГПС по Волгоградской области не получено, ДД.ММ.ГГГГ учредителем ГУ МСЧ России по Волгоградской принято решение о передаче права собственности на спорную квартиру начальнику 3 ОГПС Щепилову В.М. и членам его семьи путем заключения договора приватизации, что так же противоречит законодательству. (л.д.28)

Противоречащим законодательству, является заключение договора приватизации между собственником жилого помещения 3 ОГПС и сотрудником Щепиловым В.М., также в силу 217 ГК РФ и Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», поскольку объектом приватизации являются жилые помещения находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, однако оспариваемая квартира находилась в собственности учреждения.

Согласно Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз, также примерным положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утвержденным решением коллегии комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. № 4) утвержден перечень документов, которые необходимо предоставить гражданам для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации: заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя; документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано.

Однако ни Щепиловым В.М. ни членами его семьи не были предоставлены справки о неиспользовании права на однократную приватизацию, чем так же было нарушено законодательство РФ о приватизации жилого фонда РФ.

С учетом изложенного, суд находит заявленные ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» требования о признании недействительным договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между учреждением «3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области» и Щепиловым В.М., законными и обоснованными, в связи с чем, считает необходимым признать указанный договор недействительным, приведя стороны в первоначальное положение и истребовав из незаконного владения у Щепилова В.М. трехкомнатную квартиру, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, обязав вернуть ее в собственность Государственного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области».

Между тем, в остальной части исковые требования ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области возложена обязанность по осуществлению регистрационных действий, которые согласно п.1 ст.16 носят заявительный характер и осуществляются по основаниям, указанным в п.1 ст.17 данного Закона.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический, акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Основания для государственной регистрации прав установлены ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в частности, согласно абз.3 п.1 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действующим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Исходя из приведенных выше положений ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд не находит оснований для признания недействительным зарегистрированного права собственности Щепилова В.М. на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Щепилова В.М. на указанную квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» к Щепилову ФИО10 о признании недействительным договора приватизации жилого помещения – удовлетворить в части.

Договор приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Учреждением «3-ОГПС МЧС России по Волгоградской области» и Щепиловым ФИО10 – признать недействительным, приведя стороны в первоначальное положение.

Истребовать из незаконного владения у Щепилова ФИО10 трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, обязав вернуть ее в собственность Государственного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области».

В остальной части иска Государственному учреждению «3 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» - отказать.

Решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

        Мотивированный текст решения изготовлен 16 мая 2011 года.

Председательствующий: