о признании права собственности в порядке наследования



Дело № 2-3272/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года                                                                                     г. Волгоград

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи: Олейниковой В.В.

при секретаре: Сиренко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аносовой Е.А, к администрации Ворошиловского района г. Волгограда о признании права собственности в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Аносова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Ворошиловского района г. Волгограда о признании права собственности в порядке наследования.

В обоснование требований указала, что ,,,,,,,,,,, умер ее отец Шаров А.И., после смерти которого открылось наследство в виде ,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,. ,,,,,,,,., принадлежащей на праве собственности наследодателю на основании договора купли-продажи от ,,,,,,,,,,,. Являясь единственной наследником первой очереди по закону и реализуя свое право на вступление в права на наследство, открывшегося после смерти отца, она обратилась к нотариусу г.Волгограда с заявлением о вступлении в права на наследство, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано, ввиду того, что правоустанавливающих документов, а именно свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество на квартиру у наследодателя не имеется.

Поскольку она фактически приняла наследство после смерти отца, притязаний третьих лиц на указанное имущество нет, при этом она несет бремя по содержанию жилья в надлежащем состоянии, и вступление во владение наследственным имуществом в нотариальном порядке не представляется возможным, просит признать за ней право собственности на ? доли ,,,,,,,,. ,,,,,,,,., общей площадью ,,,,,,,,,,, жилой площадью ,,,,,,,,,,, в порядке фактического принятия наследства.

В судебное заседание истица Аносова Е.А. не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Представитель истца Аносовой Е.А. – Шабанова И.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика Администрации Ворошиловского района г.Волгограда в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил.

Третье лицо нотариус г.Волгограда Рубцова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, причину неявки суду не сообщила.

Третье лицо Радионова Е.К. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд переходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 ч.2 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

          В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

По настоящему делу установлено.

Истица Аносова (Шарова) Е.А., согласно свидетельства о рождении (л.д.9), является дочерью ФИО

Отец истицы ФИО умер ,,,,,,,,,,,, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.7).

После смерти отца истицы ФИО открылось наследство в виде ,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,., принадлежащей наследодателю на праве собственности на основании договора купли-продажи ,,,,,,,,. от ,,,,,,,,,,, (л.д.6).

После смерти ФИО к наследованию открывшегося наследственного имущества в виде ,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,. призвана, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследница первой очереди дочь Аносова Е.А., однако вступить в права на наследство по закону, она не имеет возможности, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на квартиру (л.д.13).

         Как следует из пояснений представителя истицы Шабановой И.А., данных в судебном заседании, однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ,,,,,,,,. ,,,,,,,,., была приобретена в равных долях отцом Аносовой Е.А. – ФИО и её дочерью - ФИО (ранее Понимасовой) Е.К. ,,,,,,,,,,, по договору купли-продажи квартиры. ,,,,,,,,,,, ФИО умер, завещания им не составлялось. На момент его смерти Аносова Е.А. являлась наследницей первой очереди.

        Вместе с тем, при жизни наследодатель не зарегистрировал в установленном законом порядке право собственности на вышеуказанное имущество, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, сведений о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: ,,,,,,,,.. Согласно данных сведений также отсутствуют сведения об ограничения (обременениях) на жилой дом, имеющихся правопритязаниях и судебных спорах.

Суд удовлетворяя требования истца, исходит из того, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 4 ст. 1152, ст. 1162 ГК РФ) действует и в отношении недвижимого имущества и является исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.

Отсутствие предусмотренной статьей 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.

         Суд принимает во внимание, что Аносова Е.А. фактически приняла в наследство его долю в праве собственности на указанную квартиру. Наследственное дело, согласно ответов нотариусов г.Волгограда (л.д. ) в отношении спорного имущества после смерти ФИО, не заводилось, иных наследников не выявлено.

         Данные обстоятельства подтверждаются квитанциями по оплате коммунальных услуг (л.д. ).

         На основании ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

           Судом установлено и не оспорено в судебном заседании, что после смерти отца ФИО, наследница по закону – Аносова Е.А., пользуется вещами отца, оплачивает все необходимые платежи, производит ремонт, то есть фактически приняла указанное наследство после смерти отца, притязаний со стороны третьих лиц, на данное имущество нет, ввиду чего требования истицы о признании за ней права собственности на ? долю указанной квартиры, подлежат удовлетворению.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Аносовой Е.А. право собственности на ,,,,,,,,. ,,,,,,,,., в порядке наследования после смерти отца ФИО, умершего ,,,,,,,,,,,.

       Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней.

Председательствующий: