о взыскании материального ущерба



Дело № 2-3082/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2011 года                                                                         г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.

при секретаре судебного заседания             Бахтияровой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Тяга» к Клонову А.А. о взыскании материального ущерба,

у с т а н о в и л:

ООО «Тяга» обратилось в суд с иском к Клонову А.А. о взыскании материального ущерба, в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клонов А.А. состоял в должности директора ООО «Тяга». На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Тяга» была проведена инвентаризация бухгалтерских документов, а именно банковских расчетных счетов предприятия и авансовых отчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки было установлено, что по расходно-кассовым ордерам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клоновым А.А. были получены денежные средства на хозяйственные нужды и командировочные расходы в размере <данные изъяты>. Однако, документы для авансовых отчетов предоставлены Клоновым А.А. на сумму <данные изъяты>. Таким образом, долг по авансовым платежам составляет <данные изъяты>. В связи с чем, Клонову А.А. было предложено предоставить объяснительную записку с указанием причин не предоставления авансовых отчетов, однако ответчик отказался. Просит взыскать с Клонова А.А. в счет возмещения материального ущерба <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании представители истца ООО «Тяга» Петров И.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Перевалов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержали в полном объеме, на удовлетворении иска настаивали.

Ответчик Клонов А.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил заявление, согласно которому просит дело рассмотреть в свое отсутствие, с участием представителя.

В судебном заседании представитель ответчика Черная А.В., действующая по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения иска возражала, суду пояснила, что денежные средства, указанные ООО «Тяга» в исковом заявлении, Клонов А.А. не получал, представленные расходные кассовые ордера не заполнял и не подписывал, по всем средствам, полученным из кассы надлежаще отчитывался и задолженностей не имеет. Производство по данному гражданскому спору было инициировано не в ДД.ММ.ГГГГ, после проведения инвентаризации, а лишь в ДД.ММ.ГГГГ и после обращения ответчика Клонова А.А. с иском о взыскании с ООО «Тяга» задолженности по договору аренды транспортного средства. Данное обстоятельство дает основания сомневаться как в обоснованности заявленных требований, так и в фактическом периоде проведения инвентаризации, выявившей задолженность Клонова А.А. перед ООО «Тяга». Кроме того, акт результатов выявленных инвентаризацией в ООО «Тяга» датирован ДД.ММ.ГГГГ Также, нельзя признать обоснованным приказ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тяга» о проведении инвентаризации, основанием для которой явилось: установление фактов хищения и злоупотребления должностными обязанностями директора Клонова А.А., поскольку инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета. Основными целями инвентаризации согласно <данные изъяты> Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49, являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств. Таким образом, формулировка содержащаяся в указанном приказе не соответствует установленному действующему законодательству и заведомо свидетельствует о необходимости членам комиссии выявить факты злоупотребления со стороны Клонова А.А.. Согласно баланса предприятия за ДД.ММ.ГГГГ год, датированного ДД.ММ.ГГГГ года, ему должна была предшествовать плановая инвентаризация. Таким образом, у Клонова А.А., на момент увольнения не имелось никаких задолженностей перед ООО «Тяга», поскольку ежегодная инвентаризация выявила бы таковую. Претензий ответчику никто не предъявлял ни на момент увольнения, ни в последующие периоды, вплоть до его обращения в ДД.ММ.ГГГГ года в суд с исковыми требованиями к ООО «Тяга». Кроме того, в начале ДД.ММ.ГГГГ года в ООО «Тяга» также проводилась инвентаризация, в связи с увольнением главного бухгалтера, которая, не повлекла за собой каких-либо нареканий и претензий к Клонову А.А. На основании приказа руководителя организации утверждается персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий. Данный приказ подлежит регистрации в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации <данные изъяты> Кроме того, инвентаризация проводится в несколько этапов. Первый - подготовительный этап, когда материально ответственные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации и передают их инвентаризационной комиссии. Эти документы служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)". Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Второй - натуральная и документальная проверка, когда проверяется фактическое наличие имущества и обязательств. Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной - акт инвентаризации. Описи или акты составляются в двух экземплярах. При необходимости количество экземпляров может быть увеличено. На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Третий - таксировочный этап, заключается в том, что в описи (акты) вносятся денежные оценки имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета. Четвертый - сравнительно-аналитический этап: производится сравнение фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации. По фактам образования излишков или недостач товарно-материальных ценностей необходимо получить объяснения от материально ответственных лиц. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. По результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа все предложения комиссии обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Пятый - заключительный этап: ведомость подписывают главный бухгалтер и руководитель организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся не менее 5 лет. Результаты инвентаризации могут быть признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения. По результатам инвентаризации приказ в ООО «Тяга» не издавался. Кроме того, выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Таким образом, каждый последующий расходный кассовый ордер, представленный ООО «Тяга» в качестве доказательства получения Клоновым А.А. денежных средств из кассы общества, свидетельствует о том, что по предыдущим суммам он отчитался. Просит суд в удовлетворении исковых требований ООО «Тяга» отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, пояснения свидетеля, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска ООО «Тяга» по следующим основаниям.

В силу ст. 391 ТК РФ, в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника.

В соответствии со ст.232 ТК РФ, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно ст.233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В соответствии со ст.238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Статьей 242 ТК РФ, предусмотрена полная материальная ответственность работника, в соответствии с которой полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

В соответствии со ст.243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

В соответствии со ст.277 ТК РФ, руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

В судебном заседании установлено, что, ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения участника Общества от ДД.ММ.ГГГГ, Клонов А.А. назначен на должность директора ООО «Тяга», что подтверждается копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>

Согласно <данные изъяты> трудового договора, работодатель поручает, а работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности директора ООО «Тяга».

Трудовой договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>

В соответствии с <данные изъяты> трудового договора, работник несет полную материальную ответственность за прямой ущерб, причиненный работодателю. В случаях, предусмотренных федеральным законом, работник возмещает работодателю убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Согласно должностной инструкции директора автотранспортного предприятия ООО «Тяга», директор автотранспортного предприятия руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью автотранспортного предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества автотранспортного предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности. <данные изъяты>

Как следует из материалов дела, на основании приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником -к от ДД.ММ.ГГГГ, Клонов А.А. уволен с занимаемой должности на основании <данные изъяты>

Также из материалов дела следует, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, для проведения инвентаризации в кассе организации ООО «Тяга» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначена инвентаризационная комиссия в составе: <данные изъяты>

Согласно данного приказа, инвентаризации подлежат расходные и приходные кассовые ордера, ведомости по заработной плате, авансовые отчеты, чековые книжки, выписки с расчетного счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Срок проведения инвентаризации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основанием проведения инвентаризации указано: установление фактов хищения и злоупотребления должностными обязанностями директора Клонова А.А. Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию ООО «Тяга» не позднее ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>

В соответствии со ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О бухгалтерском учете", бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Согласно ст.12 указанного закона, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений приходуется и отражается в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений списываются и отражаются в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

При таких обстоятельствах, нельзя признать обоснованным приказ ООО «Тяга» от ДД.ММ.ГГГГ о проведении инвентаризации, основанием для которой явилось установление фактов хищения и злоупотребления должностными обязанностями директора Клонова А.А., поскольку данная формулировка не соответствует действующему законодательству и заведомо свидетельствует о необходимости членам комиссии выявить факты злоупотребления со стороны Клонова А.А. Кроме того, из указанного приказа не усматривается, что члены инвентаризационной комиссии были с ним ознакомлены под роспись.

Согласно п.1.5. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно представленного суду бухгалтерского баланса за отчетный ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ, ему должна была предшествовать плановая инвентаризация.

Таким образом, на момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ, какой-либо задолженности перед ООО «Тяга» Клонов А.А. не имел, поскольку при проведении ежегодной инвентаризации данная задолженность была бы выявлена.

Кроме того, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, регламентирован порядок проведения инвентаризации, а именно: количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 1.5 и 1.6 настоящих Методических указаний.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "__" (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям 6 - 18 к настоящим Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.

Кроме того, сама инвентаризация проводится в несколько этапов:

Подготовительный этап: материально ответственные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации (т.е. не дожидаясь обычной даты представления отчета) и передают их инвентаризационной комиссии. Эти документы служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)". Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Натуральная и документальная проверка: проверяется фактическое наличие имущества и обязательств. Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной - акт инвентаризации. Описи или акты составляются в двух экземплярах. При необходимости количество экземпляров может быть увеличено. Заполняются они чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Таксировочный этап: в описи (акты) вносятся денежные оценки имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета.

Сравнительно-аналитический этап: производится сравнение фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации. По фактам образования излишков или недостач товарно-материальных ценностей необходимо получить объяснения от материально ответственных лиц. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. По результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа все предложения комиссии обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.

Заключительный этап: ведомость подписывают главный бухгалтер и руководитель организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся не менее 5 лет.

В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, доказательств тому, что при проведении инвентаризации бухгалтерских документов была соблюдена процедура проведения инвентаризации, суду не представлено, приказ об утверждении результатов инвентаризации в ООО «Тяга», не издавался, что дает основания для признания результатов инвентаризации недействительными.

Кроме того, как следует из материалов дела, результаты инвентаризации, проведенной на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, оформлены членами комиссии актом результатов выявленных инвентаризацией в ООО «Тяга» от ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного срока ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>

Как следует из данного акта, в результате проверки было установлено, что по расходно-кассовым ордерам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клоновым А.А. были получены денежные средства на хозяйственные нужды и командировочные расходы в размере <данные изъяты>. Документы для авансовых отчетов предоставлены Клоновым А.А. на сумму <данные изъяты>. Долг по авансовым платежам составляет <данные изъяты>. Бывший директор ООО «Тяга» Клонов А.А. неоднократно брал из кассы предприятия и банка наличные средства для различных нужд и не отчитывался.

Ссылки представителя истца на то обстоятельство, что при составлении указанного акта была допущена техническая ошибка, суд находит несостоятельными, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Сведений о том, что членами комиссии были внесены какие-либо изменения или уточнения о сроках изготовления акта результатов выявленных инвентаризацией в ООО «Тяга», суду не представлено.

Также, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства доводы представителя истца о том, что Клонов А.А. был ознакомлен с результатами инвентаризации, а также, что ему было предложено предоставить объяснительную записку с указанием причин не предоставления авансовых отчетов по расходно-кассовым ордерам, указанным в акте результатов выявленных инвентаризацией.

В судебном заседании свидетель ФИО 3 пояснил, что он является учредителем ООО «Тяга». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клонов А.А. состоял в должности директора ООО «Тяга». На должность главного бухгалтера ООО «Тяга» была принята его знакомая ФИО 4 В связи с необходимостью проверки финансового положения предприятия, в ДД.ММ.ГГГГ года, он обратился в аудиторскую фирму для проведения проверки бухгалтерских документов за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. Однако провести надлежащим образом аудиторскую проверку не представилось возможным в связи с ненадлежащим ведением бухгалтерской документации. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Тяга» была проведена инвентаризация бухгалтерских документов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки было установлено, что по расходно-кассовым ордерам Клоновым А.А. были получены денежные средства на хозяйственные нужды и командировочные расходы в размере <данные изъяты>. Однако, документы для авансовых отчетов предоставлены Клоновым А.А. на сумму <данные изъяты>. Долг по авансовым платежам составляет <данные изъяты>. Срок проведения инвентаризации согласно приказа был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, с актом о результатах инвентаризации он был ознакомлен в <данные изъяты> года. Клонов А.А. был уволен после начала проведения инвентаризации в ООО «Тяга».

Согласно, п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Таким образом, каждый последующий расходно-кассовый ордер, представленный ООО «Тяга» в качестве доказательства получения Клоновым А.А. денежных средств из кассы предприятия свидетельствует о том, что по предыдущим суммам ответчик отчитался.

Кроме того, в расходно-кассовом ордере от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует подпись Клонова А.А. о получении им денежной суммы в размере <данные изъяты> Также, в нарушение действующего законодательства, в расходно-кассовых ордерах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не указана прописью денежная сумма полученная в под отчет ответчиком. <данные изъяты>

Судом также установлено, что производство по данному гражданскому спору было инициировано ООО «Тяга» не в ДД.ММ.ГГГГ года, после проведения инвентаризации, а лишь в ДД.ММ.ГГГГ года и после обращения ответчика Клонова А.А. с иском о взыскании с ООО «Тяга» задолженности по договору аренды транспортного средства. При этом, до обращения в суд с указанным иском, уведомление о наличии задолженности перед предприятием, в адрес ответчика Клонова А.А. не направлялось, что не оспаривалось в судебном заседании представителем истца ООО «Тяга».

При указанных обстоятельствах дела, с учетом приведенных норм закона, суд приходит к выводу, что требования ООО «Тяга» не основаны на законе, а потому в их удовлетворении надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

          Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Тяга» к Клонову А.А. о взыскании материального ущерба – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Мотивированный текст решения изготовлен 16.09.2011 года.

Председательствующий: