Дело № 2-3315/2011
Решение
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матвиенко Н.О.
при секретаре судебного заседания Романовой Ю.А.
с участием помощника прокурора Васильевой В.В.
рассмотрев 23 сентября 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулейманова Г.Г. к Комитету по строительству Администрации Волгоградской области, Комитету по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области о восстановлении на работе, компенсации морального вреда,
Установил:
Сулейманов Г.Г. обратился в суд с иском к Комитету по строительству Администрации Волгоградской области, Комитету по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области о восстановлении на работе, компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал на различных должностях государственно гражданской службы Волгоградской области в Комитете жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области и в Комитете по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области. Им замещались должности <данные изъяты>.
В соответствии с Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 20 мая 2011 года № 489 «О реорганизации Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области» с ДД.ММ.ГГГГ должна быть произведена реорганизация Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ он был письменно уведомлен о сокращении замещающей им должности в Комитете.
Также данным письмом он был проинформирован о сохранении за ним гарантий, предусмотренных ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации Волгоградской области были приняты Постановления № 803 «Об утверждении положения Комитета по строительству Администрации Волгоградской области» и № 804 «Об утверждении положения Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области», в которых Комитет по строительству Администрации Волгоградской области и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определяются правопреемниками Комитета по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в части прав и обязательств, установленных разделительным балансом.
Так же ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Волгоградской области были приняты постановления № 805 и № 806, которыми были утверждены структуры и штатные численности вновь созданных комитетов.
Штат вновь создаваемого комитета предусматривал отдел энергосбережения и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, где были предусмотрены следующие должности государственной гражданской службы Волгоградской области: начальник отдела, заместитель начальника отдела, два старших консультанта, два главных специалиста.
В то же время, письмом Комитета по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области от 27.07.2011 № 03-237 в связи с невозможностью представления иной должности государственной гражданской службы Волгоградской области ему была предложена должность специалиста 1-ой категории отдела модернизации жилищного фонда и благоустройства Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
От данного предложения он отказался, после чего, в соответствии с приказом за №-к от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен на основании п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы.
По мнению истца, его увольнение является незаконным, поскольку в нарушение положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ему для замещения была предложена должность специалиста 1-ой категории отдела модернизации жилищного фонда и благоустройства Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, которая отсутствует в Реестре должностей государственной гражданской службы Волгоградской области, утвержденном Законом Волгоградской области от 03.05.2006 № 1222-ОД «О Реестре должностей государственной гражданской службы Волгоградской области».
Данная должность не соответствует его квалификации, уровню профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы и работы по специальности.
Какой-либо должности государственной гражданской службы, а равно, прохождение профессиональной переподготовки или повыше квалификации, ему предложено не было.
По указанным основаниям, истец просил суд восстановить его на работе в Комитете по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в должности <данные изъяты>, взыскать с ответчиков в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>.
В судебном заседании, Сулейманов Г.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, приведя выше изложенное обоснование.
Представитель Комитета по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, действующий на основании доверенности, Пикуль Д.А., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, обосновав позицию тем, что на основании Постановления главы Администрации Волгоградской области от 20 мая 2011 года № 489 «О реорганизации Комитета по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области» с 01.08.2011 Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области реорганизован в форме разделения на Комитет по строительству Администрации Волгоградской области и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области. Сулейманов Г.Г. ДД.ММ.ГГГГ был письменно предупрежден о сокращении занимаемой истцом должности старшего консультанта отдела развития и модернизации жилищно- коммунального хозяйства Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области. Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 27.07.2011 № 803 и Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 27.07.2011 № 804 образованы Комитет по строительству Администрации Волгоградской области и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области. На основании приказа от <данные изъяты> Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области Сулейманов Г.Г. был уволен с работы в связи с сокращением штата (численности) должностей государственной гражданской службы Комитета по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ Письмом Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сулейманову Г.Г. с учетом его квалификации была предложена должность <данные изъяты>, от которой Сулейманов Г.Г. отказался, в связи с чем был уволен. Председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, предлагая Сулейманову Г.Г. нижестоящую должность - <данные изъяты>, руководствовалась ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой при ликвидации государственного органа государственно- служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа. Председателем Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области при принятии решения о распределении соответствующих должностей и предложении конкретному работнику соответствующей должности во вновь образованных Комитетах, высокие должности были предложены работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией, что полностью соответствует требованиям ст. 179 Трудового кодекса РФ. Таким образом, при увольнении Сулейманова Г.Г. председателем Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области не были нарушены нормы Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Необоснованным, голословным и ничем подтвержденным является требование истца о взыскании морального вреда в размере <данные изъяты>., поскольку при увольнении Сулейманову Г.Г. была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, что составило <данные изъяты>. В том случае, если ранее изданный приказ об увольнении отменяется, все указания, связанные с увольнением истца, подлежат аннулированию, в том числе выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с увольнением. В случае восстановления истца на работу, начисленная истцу компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с увольнением подлежит возврату работодателю. Таким образом, в случае удовлетворения исковых требований истца суду надлежит взыскать с Сулейманова Г.Г. в пользу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области денежные средства (компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с увольнением Сулейманова Г.Г.) в размере <данные изъяты>.
Представитель Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, действующий на основании доверенности, Александров А.М. в судебном заседании заявленные требования не признал, приведя, аналогичную, выше изложенной позицию.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение помощника прокурора Ворошиловского района г. Волгограда Васильеву В.В, полагавшей исковые требования Сулейманова Г.Г. не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела в их совокупности, дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Сулейманов Г.Г. замещал должность <данные изъяты>
Приказом председателя Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области от 29 июля 2011 года за № 100-к Сулейманов Г.Г. был уволен с государственной гражданской службы с 31 июля 2011 года в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ч. 8 ст. 27 указанного Закона решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.
При рассмотрении данных споров суд проверяет не только наличие законного основания для увольнения гражданского служащего, но соблюдение государственным органом установленного порядка увольнения.
Проверяя обоснованность увольнения истца, суд исходит из следующего.
Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила. Другими словами, установление специальных требований и ограничений к лицам, проходящим государственную службу либо претендующим на замещение должности государственной службы, является прерогативой законодателя.
Согласно ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий) регулируются Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17 марта 2004 года, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ ""О государственной гражданской службе Российской Федерации"".
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом ""О государственной гражданской службе Российской Федерации"".
Согласно ст. 31 ФЗ ""О государственной гражданской службе Российской Федерации"", при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:
1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации
При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
В силу ст. 33 ФЗ ""О государственной гражданской службе Российской Федерации"", общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм закона, при рассмотрении дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности, ответчиком должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
В случае принятия решения о сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя обязан за 2 месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим.
При увольнении гражданского служащего по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона следует учитывать Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2, давшего разъяснения по применению ТК в случаях увольнения работников по аналогичному основанию.
Согласно ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Судом установлено, что главой Администрации Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 28 апреля 2011 г. N 2179-ОД "О внесении изменения в Закон Волгоградской области от 10 ноября 2008 г. N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" 20 мая 2011 года было принято Постановление за № 489 «О реорганизации Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области», которым было постановлено реорганизовать в форме разделения с 1 августа 2011 г. Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
Пунктом № Постановления на председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области Е.В. Белоконь была возложена обязанность осуществить необходимые организационно-штатные мероприятия, связанные с реорганизацией.
В целях реализации приведенного Постановления главы Администрации Волгоградской области Комитет по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области реорганизован в форме разделения на Комитет по строительству Администрации Волгоградской области и Комитет по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
Постановлением главы Администрации Волгоградской области за № 803 и Постановлением главы Администрации Волгоградской области за № 804 от 27 июля 2011 года были образованы Комитет по строительству Администрации Волгоградской области т Комитет по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
26 мая 211 года Сулейманов Г.Г. был в письменной форме предупрежден о сокращении занимаемой им должности старшего консультанта отдела развития и модернизации жилищно – коммунального хозяйства Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
Данное стороной истца в судебном заседании не оспаривалось.
Таким образом, Комитетом были соблюдены положения ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 –ФЗ.
Как указывалось выше, согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», применение которого не запрещено, а наоборот разрешено в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе, увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Исходя из конституционного принципа о равенстве всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ), работодатель в указанном случае обязан предложить работнику работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.
При этом, под работой, соответствующей квалификации работника, следует понимать любую другую работу, которую работник способен выполнять в силу имеющейся у него фактической квалификации, включая и работу низшей квалификации по сравнению с той, которую выполнял работник ранее.
В судебном заседании установлено, что Сулейманову Г.Г. Комитетом в связи с невозможностью предоставления для замещения иной должности государственной гражданской службы была предложена должность специалиста 1 категории отдела модернизации жилищного фонда и благоустройства Комитета по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области).
С данным предложением Сулейманов Г.Г. ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен под роспись.
От предложенной должности Сулейманов Г.Г. отказался.
Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании сторонами, и они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ.
При этом, суд учитывает и то, что Закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ прямо не закрепляет обязанность представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, иную должность гражданской службы. Исходя из буквального понимания данной нормы, представитель нанимателя может (но не обязан) предоставить гражданскому служащему возможность замещения иной должности гражданской службы.
Помимо иной должности государственной гражданской службы, гражданскому служащему при сокращении замещаемой им должности может быть предложена возможность направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Предоставление для замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе может быть реализовано путем предложения из числа имеющихся на данный момент вакантных должностей при соблюдении обязательного условия соответствия предусмотренных по ним квалификационных требований индивидуальным характеристикам гражданского служащего, оговоренных в п.1 ч.1 ст. 31 Закона, то есть уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности.
Как было установлено в судебном заседании, при принятии решения касающегося распределения соответствующих должностей во вновь образованных Комитетах, учитывался уровень квалификации работников, стаж, профессиональное образование, производительность труда.
В данном случае истец претендует на должность начальника отдела энергоснабждения и модернизации жилищно – коммунального хозяйства, в то время как им при проведении процедуры сокращения штата замещалась должность старшего консультанта отдела развития и модернизации жилищно – коммунального хозяйства.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что увольнение истца в связи с сокращением штата произведено в полном соответствии с действующим законодательством, с соблюдением процедуры, а следовательно, правовых оснований для восстановлении истца в должности не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Сулейманова Г.Г. к Комитету по строительству Администрации Волгоградской области, Комитету по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области о восстановлении на работе, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней (со дня составления судом его мотивированного текста) путем подачи кассационной жалобы через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Мотивированный текст решения изготовлен судом 27 сентября 2011 года.
Председательствующий