в иске о взыскании убытков, отказано



Дело № 2- 3588/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

От 28 октября 2011 г.            в Волгограде

Ворошиловский районный суд Волгограда

В составе

Председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.

При секретаре Гахаевой А.Б.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента по жилищной политике администрации Волгограда к Еремину А.В., Ереминой Л.А. о взыскании причиненных убытков,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по жилищной политике администрации Волгограда обратился в суд с иском к Еремину А.В. о взыскании убытков, причиненных департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, в доход бюджета Волгограда в размере <данные изъяты> рублей. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Еремин А.В. подал заявление в управление по реализации жилищной политики администрации Волгограда о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград» комплексной муниципальной целевой программы «Жилище» на 2008-2010 годы. ДД.ММ.ГГГГ Еремин А.В. подал заявление о включении его семьи в состав участников подпрограммы. При включении Еремина А.В. членов его семьи в данную программу истец учитывал, что Еремин А.В. и члены его семьи проживают в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Еремину А.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (возникновение ипотеки в силу закона по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ). При дополнительном изучении представленных молодой семьей документов было установлено, что Еремин А.В. и его супруга Еремина Л.А. состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий каждый отдельно друг от друга и в составе семей своих родителей (Еремин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, Еремина Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, на момент заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (возникновение ипотеки в силу закона по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ) молодая семья Ереминых была обеспечена менее учетной нормы предоставления жилого помещения, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и сохраняла право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем молодая семья Ереминых имела право на участие в подпрограмме. С учетом данных обстоятельств молодая семья Еремина А.В. признана участником подпрограммы, включена в Сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, был утвержден администрацией Волгограда. Семья Ереминых вошла в состав участников подпрограммы на получение свидетельств о праве на социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2010 году. На основании распоряжения управления по жилищной политике администрации Волгограда от 27.12.2010 № 236 «О выдаче молодым семьям-участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград» комплексной муниципальной целевой программы «Жилище» на 2008-2010 годы свидетельств, подтверждающих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2010 году» Еремину А.В. на состав семьи 3 человека выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2010 году. ДД.ММ.ГГГГ Еремину А.В. перечислена социальная выплата в размере <данные изъяты>. для погашения долга по кредитному договору на приобретение жилья. В ДД.ММ.ГГГГ года контрольно-счетной палатой Волгограда проведена плановая проверка целевого использования средств бюджета Волгограда, выделенных в 2010 году на реализацию ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград на 2010 год». По результатам проверки контролирующим органом составлен Отчет от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году молодой семье Еремина А.В. перечислено <данные изъяты> руб. (из них за счет средств бюджета Волгограда – <данные изъяты> руб., за счет субсидии из федерального бюджета – <данные изъяты>., из областного бюджета – <данные изъяты>.). При этом, как следует из данного отчета, управлением по жилищной политике администрации Волгограда признание данной молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее в списки участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год произведено с нарушением требований пункта 6, подпункта «г» пункта 15, пункта 17, подпункта «б» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Контрольно-счетной палатой Волгограда сделан вывод, что департаментом по жилищной политике администрации Волгограда неверно применены нормы законодательства. Так по мнению проверяющего органа для включения данной семьи в указанную программу требовалось, чтобы нуждающейся в улучшении жилищных условий была признана и стояла на данном учете молодая семья целиком. То что члены данной семьи находились на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по отдельности не дает им указанного права для участия в настоящей программе. При этом контрольно-счетной палатой Волгограда делается заключение о незаконном выделении ответчикам указанных средств, вследствие чего бюджету Волгограда ответчиками причинен ущерб, произведенной выплатой семье Ереминых. На основании внесенного представления контрольно-счетной палаты Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении департамента по жилищной политике администрации Волгограда, приказа департамента финансов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «О списании денежных средств» списаны денежные средства путем уменьшения лимитов бюджетных обязательств в сумме <данные изъяты> рублей. Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, как распорядителю средств бюджета Волгограда, ответчиком Ереминым А.В. причинены убытки в размере <данные изъяты>

В ходе судебного разбирательства истец - департамент по жилищной политике администрации Волгограда изменил и дополнил исковые требования, указав, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилья в ДД.ММ.ГГГГ году была выплачена молодой семье Еремина А.В. на состав семьи 3 человека, в том числе получателем средств являлась супруга Еремина Л.А., <данные изъяты> дочь ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с чем просит взыскать данный ущерб не только с Еремина А.В. но и с Ереминой Л.А. в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца - департамента по жилищной политике администрации Волгограда поддержала заявленные требования.

Ответчики Еремин А.В. и Еремина Л.В., заявленные исковые требования не признали, пояснив суду, что полагают, что были вправе получить данную материальную помощь и в исковых требованиях департаменту по жилищной политике администрации Волгограда просят отказать.

Выслушав представителя истца, ответчиков, проверив и исследовав материалы дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».

В соответствии со ст.15 ГК РФ «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).»

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в которую включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

В целях реализации жилищных прав молодых семей на территории Волгограда решением Волгоградской городской Думы от 27.02.2008 № 58/1469 «О комплексной муниципальной целевой программе «Жилище» на 2008 - 2010 годы» была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград» комплексной муниципальной целевой программы «Жилище» на 2008-2010 годы.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», действовавших в период времени ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ г., под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, в том числе, документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ (подпункт «г» пункта 15 Правил).

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления (пункт 17 Правил).

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются, в том числе, непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 Правил (подпункт «б» пункт 18 Правил).

В соответствии с условиями подпрограммы социальная выплата предоставляется на приобретение одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) и может быть использована в том числе на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) (подпункт «г» пункта 15 Правил).

Как следует из предоставленных суду документов, ДД.ММ.ГГГГ в целях участия в данной подпрограмме Еремин А.В. подал заявление (входящий № 27) в управление по реализации жилищной политики администрации Волгограда о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме (л.д.40). Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом ЗАГС администрации Ворошиловского района Волгограда, семья Еремина А.В. и Ереминой (до брака - Николаевой) Л.А. была создана ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45)

В соответствии со свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделом ЗАГС администрации Ворошиловского района Волгограда, ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО18 (дочь Еремина А.В. и Ереминой Л.А.) (л.д.44).

Как следует из справки департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ б/н, справок управления по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ исх. № , от ДД.ММ.ГГГГ исх. № , Еремин А.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи своей матери - Ереминой Р.А., его супруга Еремина Л.А. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи своего отца - ФИО27л.д.38-39)

ДД.ММ.ГГГГ между Ереминым А.В. и ФИО28 был заключен договор купли-продажи (возникновение ипотеки в силу закона) жилого помещения – квартиры <адрес> (л.д.41-42). Данная квартира приобретена за счет собственных средств и средств, предоставленных Красноармейским ОСБ № Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (открытое акционерное общество) согласно кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено справкой банка (л.д.28)

На момент заключения кредитного договора и договора купли-продажи (возникновение ипотеки в силу закона) жилого помещения – квартиры <адрес> Еремин А.В. и его дочь ФИО18 были зарегистрированы в квартире общей площадью 65, 3 кв. м, жилой площадью 41,0 кв. м по адресу: Волгоград, <адрес> супруга Еремина А.В. – Еремина Л.А. зарегистрирована в квартире общей площадью 65 кв. м, жилой площадью 40,4 кв. м по <адрес>. Всего в двух жилых помещениях зарегистрировано 12 человек (л.д. ).

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

На момент заключения кредитного договора и договора купли-продажи (возникновение ипотеки в силу закона) жилого помещения обеспеченность семьи Еремина А.В. жилой площадью жилого помещения на одного человека составила 6,8 кв. м жилой площади, что составляло менее нормы жилой площади, ранее установленной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Волгоградской области, утвержденными постановлением Администрации Волгоградской области, Президиума Волгоградского облсовпрофа от 26.10.1992 № 293 «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Волгоградской области» для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом вышеизложенного, судом установлено, что на момент заключения кредитного договора и договора купли-продажи (возникновение ипотеки в силу закона) жилого помещения Еремин А.В. и Еремина Л.А. сохраняли право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», до момента приобретения ими квартиры <адрес>. Жилое помещение (квартира) <адрес> было приобретено с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) после признания Ереминых нуждающимися в улучшении жилищных условий, что в полной мере отвечает требованиям подпрограммы и пунктов 5, 15 Правил, в связи с чем молодая семья Ереминых имела право на участие в подпрограмме.

ДД.ММ.ГГГГ Еремин А.В.и Еремина Л.В. подали в управление по реализации жилищной политики администрации Волгограда заявление о включении их семьи в состав участников подпрограммы (л.д. ).

Согласно Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по отбору участников комплексной муниципальной целевой программы «Жилище» на 2008-2010 годы, утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 27.02.2008 № 58/1469 «О комплексной муниципальной целевой программе «Жилище» на 2008-2010 годы», молодая семья Еремина А.В. признана участником подпрограммы (л.д.32-34).

Управление по жилищной политике администрации Волгограда включило молодую семью Еремина А.В. в Сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ году, утвержденный администрацией Волгограда (под номером ), и в состав участников подпрограммы на получение свидетельств о праве на социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2010 году (под номером ).

На основании распоряжения управления по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 236 «О выдаче молодым семьям-участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград» комплексной муниципальной целевой программы «Жилище» на 2008-2010 годы свидетельств, подтверждающих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2010 году» Еремину А.В. на состав семьи 3 человека выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в ДД.ММ.ГГГГ году (серия - номер в сумме <данные изъяты> (л.д.29)

Согласно справке Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ об остатке ссудной задолженности вместе с процентами по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (л.д.28)

Согласно Правилам социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, в связи с чем, как следует из искового заявления и материалов дела, для погашения долга по кредитному договору на приобретение жилья ДД.ММ.ГГГГ Еремину А.В. была перечислена социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. (из них за счет субсидии из федерального бюджета – <данные изъяты> руб., из областного бюджета – <данные изъяты> руб., за счет средств бюджета Волгограда – <данные изъяты> руб (л.д.20-24)

В настоящем случае суд расценивает действия как истца департамента по жилищной политике администрации Волгограда, так и ответчиков Еремина А.В., Ереминой Л.А. по выдаче и получению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках подпрограммы как основанные на законе.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителя департамента по жилищной политике администрации Волгограда о том, что Ереминым А.В., Ереминой Л.А. причинены убытки департаменту по жилищной политике администрации Волгограда в сумме <данные изъяты>. Суд так же не усматривает такого важного основания для взыскания убытков как наличие виновных действий по причинению убытков со стороны ответчиков при отсутствии которых основания для удовлетворения иска отсутствуют. Ответчики обращаясь с данным заявлением реализовали свое право на участие в данной программе, которое принадлежит неопределенному кругу лиц и в том числе ответчикам. При этом претензий на стороне истца в отношении достоверности представленных документов не имеется. Ответчики не преследовали цель ввести истца в заблуждение, действовали добросовестно исполнив все требующиеся от них действия. Само по себе включение ответчиков в данную программу и выделение им указанных средств целиком зависело от истца и данное решение не зависело от действий ответчиков. Соответственно оснований считать, что именно действиями ответчиков был причинен ущерб истцу не имеется.

Кроме того суд не усматривает, что выдача данной социальной выплаты производилась с нарушением действующего законодательства.

Поскольку основной целью программы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России, реализация жилищного права молодых семей не может быть поставлена в зависимость от того, приняты ли члены молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в составе одной семьи либо в составе семей родителей. В данном случае для решения вопроса о возникновении у молодой семьи права использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья в рамках подпрограммы правовое значение имеет дата постановки членов молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и сохранение права состоять на данном учете на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Суд приходит к выводу, что молодая семья Ереминых обладала правом на получение социальной выплаты по приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы, и средства, перечисленные управлением (в настоящее время - департамент) по жилищной политике администрации Волгограда, использованы на цели, предусмотренные подпрограммой, - на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на статью 393 Гражданского кодекса РФ, согласно которой должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Соответственно, поскольку судом нарушений при выдаче и получении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы не установлено, у суда отсутствуют основания считать, что действиями ответчиков Ереминых А.В., Л.А. причинены департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, как распорядителю средств бюджета Волгограда, убытки в размере <данные изъяты>.

Таким образом, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований департамента по жилищной политике администрации Волгограда к Еремину А.В., Ереминой Л.А. о взыскании убытков, причиненных департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, в размере <данные изъяты>.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК, суд

РЕШИЛ:

Отказать департаменту по жилищной политике администрации Волгограда в иске к Еремину А.В., Ереминой А.В. о взыскании убытков, причиненных департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Ворошиловский районный суд Волгограда.

Решение изготовлено 1.11.2011г.

Председательствующий                      Д.Ю.Рыков