Дело № 2-3290/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2011 года г. Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
В составе председательствующего судьи Дорошенко О.Н.
С участием прокурора Почеваловой О.В.
При секретаре судебного заседания Бахтияровой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Волгограда к Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района Волгограда, Администрации Волгограда, Администрации Ворошиловского района г.Волгограда о понуждении совершить действие,
установил:
Прокурор города Волгограда обратился в суд с заявлением к Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района Волгограда, администрации Волгограда о понуждении совершить действие.
В обоснование указав, что прокуратурой г.Волгограда проведена проверка по коллективному обращению жителей ул. <адрес> о нарушении жилищных прав. Установлено, что в межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района Волгограда поступило заключение Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу внеплановой проверки работоспособности системы вентиляции и дымоудаления многоквартирного жилого дома <адрес>. В заключении указывалось о несоответствии работы вентиляции в подъезде № указанного дома требованиям ГОСТ 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие требования», п. г. 17 Приложения Г к СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб», согласованному Госгортехнадзором России письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 03-35/240, одобренного постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № 112. Госжилинспекцией по Волгоградской области сделан вывод о том, что наличие указанных нарушений создает угрозу жизни и здоровью, а также безопасности проживания граждан. Администрации Волгограда предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть вопрос о признании жилых помещений подъезда № многоквартирного дома № по <адрес> аварийными и подлежащими реконструкции в порядке, предусмотренном Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Рассмотрев поступившие материалы, ДД.ММ.ГГГГ Комиссия приняла решение: о необходимости и возможности проведения капитального ремонта системы вентиляции квартир подъезда № жилого дома № по <адрес> с целью приведения утраченных характеристик системы вентиляции к нормативным и после его завершения - о продолжении процедуры оценки. Принятое решение направлено в управляющую компанию данного жилого дома - МУ ЖКХ Ворошиловского района - для рассмотрения и принятия мер по понуждению собственника пристройки торгово-офисного центра «Башня» к устранению выявленных нарушений системы вентиляции жилого дома № по <адрес> тем, возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника торгово-офисного центра «Башня» противоречит Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 491, в соответствии с которыми капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплутационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Кроме того, в нарушение п. 47 Положения решение межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости и возможности проведения капитального ремонта системы вентиляции квартир подъезда <адрес> <адрес>, принятое по результатам рассмотрения заключения Государственной жилищной инспекцией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени не оформлено в виде заключения. В целях устранения выявленных нарушений жилищного законодательства ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ворошиловского района Волгограда, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в администрацию Волгограда внесены представления. Однако до настоящего времени решение по результатам рассмотрения заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области в порядке и форме, установленными действующим законодательством, Комиссией не вынесено, администрацией Волгограда распоряжения, предусмотренного п. 49 Положения не принято. Бездействие Комиссии, администрации Волгограда нарушает жилищные права жильцов дома <данные изъяты> по <адрес>, создает угрозу жизни и безопасности не только жильцов указанного дома, но и иных граждан, учитывая, что круг лиц, посещающих данное жилое помещение, не определен. Просит признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при, администрации Ворошиловского района Волгограда, выразившееся в непринятии решения в порядке, установленном п. 47 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Волгограда, выразившееся непринятии распоряжения в порядке п. 49 названного Положения. Обязать в месячный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района Волгограда принять решение по заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в порядке п. 47 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 47; администрацию Волгограда принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в порядке п. 49 названного Положения.
В судебном заседании прокурор г.Волгограда Почевалова О.В. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Администрации Ворошиловского района - Зверева И.А., действующая на основании доверенности №01\731 от ДД.ММ.ГГГГ просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Администрации Ворошиловского района г.Волгограда Пчелин А.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, суду пояснил, что полномочиями на признание жилых помещений частного жилищного фонда органы местного самоуправления Жилищным кодексом РФ не наделяются, данные квартиры приватизированы и находятся в собственности граждан. Одновременно в соответствии с пунктом 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 47 принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан является правом, а не обязанностью органов местного самоуправлении. Кроме того, в соответствии с жилищным кодексом РФ собственники жилых помещений обязаны содержать их в надлежащем состоянии, самостоятельно производить ремонт. Просит суд в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать.
Представитель ответчика Администрации Волгограда - Мололкина Ю.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, суду пояснила, что действующее законодательство Российской Федерации устанавливает, что принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан является правом, а не обязанностью органов местного самоуправлении. На территории Волгограда органы местного самоуправления, учитывая диспозитивный характер пункта 8 Положения, такие полномочия оставили вне своей компетенции. Кроме того, федеральное законодательство прямо указывает, что признание жилых помещений пригодным (непригодным) для проживания осуществляется исключительно межведомственными комиссиями, а не иными органами. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Более того, решение по жилому дому не может быть принято, так как установлены нарушения системы вентиляции и дымоудаления только в одном подъезде, в виду чего не возможно признать частично жилой дом пригодным или не пригодным к проживанию.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Васютина Т.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержала требования прокурора города, просила удовлетворить, пояснив, что на основании акта, составленного ею и другими специалистами ДД.ММ.ГГГГ, в системе вентиляции и дымоудаления были жилого дома по <адрес>, выявлены нарушения. Госжилинспекцией по Волгоградской области был сделан вывод о том, что наличие указанных нарушений создает угрозу жизни и здоровью, а также безопасности проживания граждан. В последствии она составила заключение Госжилинспекции, которое было направлено Администрации г. Волгограда с предложением о рассмотрении вопроса признании жилых помещений подъезда № многоквартирного дома № по <адрес> аварийными и подлежащими реконструкции в порядке, предусмотренном Положением, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени, спустя более год, решения по данному жилому дому не принято.
Представитель третьего лица ООО «УК Ворошиловского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Ранее в судебном заседании пояснил, что решением Ворошиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворены требования прокурора Ворошиловского района к ООО «Управляющая компания Ворошиловского района» о понуждении к принятию мер по оказанию услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, признании бездействия по непринятию мер по определению воздействия стены пристройки офисно-торгового центра «Башня» к жилому дому <данные изъяты> по улице Рабочее-Крестьянская на работу системы вентиляции и дымоудаления незаконными, обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по проведению обследования системы вентиляции и дымоудаления, в том числе с целью определения фактов негативного воздействия вышеуказанной пристройки на работу указанной системы многоквартирного жилого дома <данные изъяты> по ул. Рабоче-Крестьянской г.Волгограда. Однако, до настоящего времени решение суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК Ворошиловского района г. Волгограда», не исполнено, соглашение о проведении экспертизы с экспертным учреждением не заключено.
Представитель третьего лица ООО «Башня» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда – в судебное заседание должным образом не обеспечил явку своего представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает что нарушены их права и свободы.
В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 25: ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно пункта 28 вышеназванного Постановления, исходя из положений 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение. действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует: или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
По смыслу п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Статья 17 указанного Закона определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии с положениями ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требование к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации помещения независимо от формы собственности, распложенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.7 данного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно п.8 Положения, Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Из п.42 Положения усматривается, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п.46 Положения о признании помещения жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №47, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания. В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.(п.45 Положения)
В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
По настоящему делу установлено, что прокуратурой города Волгограда проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации жилого фонда района.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка юридического лица – ООО «ЖЭК». В ходе указанной проверки выявлены нарушения обязательных требований, или требований, установленных муниципальными правовыми актами в доме <данные изъяты> по <адрес> г.Волгограда и доме № по <адрес>.(л.д.74-82)
На основании указанного акта Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение, которым установлено, что в доме <адрес> <адрес> <адрес> через дымоходы в чердачном помещении проходит система центрального отопления дома, в подъезде <данные изъяты> имеются разрушения дымоходов, что не обеспечивает плотность и герметичность дымовых и вентиляционных каналов, так как в результате наличия вышеуказанных нарушений не обеспечивается технически исправное состояние и работоспособность системы вентиляции и дымоудаления. Прохождение трубопроводов центрального отопления через дымовые и вентиляционные каналы приводит к уменьшению расчетного сечения дымового или вентиляционного канала и негативно влияет на работу системы вентиляции и дымоудаления. В результате снижается эффективность работы системы вентиляции, вследствие чего необходимое количество воздуха и избытки влаги не удаляется из помещения, что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологической безопасности в помещении. В результате выборочного проведения замеров измерителем комбинированным <данные изъяты> работоспособности системы вентиляции установлено, что отсутствует удаление воздуха системой вентиляции из помещений квартир <данные изъяты> <адрес> г.Волгограда, что не соответствует требованиям таблицы №3 ГОСТ 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие требования». По результатам проведенных измерений и при визуальном осмотре установлено, что оголовки дымовых и вентиляционных каналов от квартир <данные изъяты> подъезда <данные изъяты> расположены в возможной зоне ветрового подпора, образовавшейся в результате строительства пристройки офисно-торгового центра «Башня» к жилому дому № по <адрес> г.Волгограда. При визуальном обследовании оголовков дымовых и вентиляционных каналов на крыше дома от квартир <данные изъяты> подъезда <данные изъяты>, что оголовки дымовых и вентиляционных каналов не имеют видимых разрушений, оштукатурены и не имеют засорений. Наличие выявленных фактов создает угрозу жизни и здоровью, а также безопасности проживания граждан. На Администрацию г.Волгограда возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть вопрос о признании жилых помещений подъезда № многоквартирного дома <данные изъяты> по <адрес> аварийными и подлежащими реконструкции. (л.д.72-73)
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключение Государственной жилищной инспекцией <адрес> было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии и было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта системы вентиляции квартир подъезда <данные изъяты> <адрес> с целью приведения утраченных характеристик системы вентиляции к нормативным и после его завершения – о продолжении процедуры оценки. Указанное решение было направлено в управляющую компанию данного жилого дома – <данные изъяты> Ворошиловского <адрес> г.Волгограда, для принятия мер по понуждению собственника пристройки торгово-офисного центра «Башня» к устранению выявленных, нарушений системы вентиляции жилого дома <данные изъяты> по <адрес> г.Волгограда.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы г.Волгограда ФИО1, прокурором Ворошиловского района г.Волгограда направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
В ответ на указанное представление, ДД.ММ.ГГГГ Глава Волгограда направил в адрес Прокурора Ворошиловского района г.Волгограда письмо, которым сообщалось, что заключение ГЖИ Волгоградской области было передано по подведомственности в администрацию Ворошиловского района г.Волгограда с целью рассмотрения поставленных в заключении вопросов на заседании районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов. (л.д.31-34)
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Волгограда в отношении Главы Волгограда вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, согласно которого поставлены требования: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры г.Волгограда и принять конкретные меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих. (л.д.24-26)
Во исполнение указанных в представлении требований, Администрацией города Волгограда в адрес руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда направлено письмо, содержащее требование о производстве ревизии поступающих заключений межведомственных комиссий и при необходимости их утверждения подготовить проекты соответствующих постановлений администрации Волгограда.(л.д.20)
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора г.Волгограда направлено сообщение о том, что департаменту муниципального имущества администрации Волгограда дано поручение рассмотреть все поступившие заключения межведомственных комиссий и подготовить проекты постановлений администрации Волгограда об утверждении заключений с учетом действующих норм Положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №47, Положения утвержденного постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №1043 и регламента администрации Волгограда. (л.д.17-19)
В соответствии с условиями договора № на выполнение работ комплексного капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес>.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «УК Ворошиловского <адрес>» и ООО «УК ЖКХ г.Волгограда», заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонту крыши, утеплению и ремонту фасада многоквартирного дома по адресу: г.Волгоград <адрес> в соответствии с условиями настоящего договора.(л.д.98-105)
Решением Ворошиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворены требования прокурора Ворошиловского <адрес> к ООО «Управляющая компания Ворошиловского <адрес>» о понуждении к принятию мер по оказанию услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, признании бездействия по непринятию мер по определению воздействия стены пристройки офисно-торгового центра «Башня» к жилому дому <адрес> <адрес> на работу системы вентиляции и дымоудаления незаконными, обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по проведению обследования системы вентиляции и дымоудаления, в том числе с целью определения фактов негативного воздействия вышеуказанной пристройки на работу указанной системы многоквартирного жилого дома <данные изъяты> по <адрес> г.Волгограда.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия приняла решение: о необходимости возможности проведения капительного ремонта системы вентиляции квартир подъезда <данные изъяты> по <адрес>, с целью приведения утраченных характеристик системы вентиляции к нормативным и после его завершения- продолжении процедуры оценки
В судебном заседании установлено, что принятое решение было направлено в управляющую компанию МУ ЖКХ Ворошиловского района Волгограда для принятия мер по понуждению собственника пристройки торгово-офисного центра «Башня» к устранению выявленных нарушений системы вентиляции жилого дома <данные изъяты> по <адрес>.
Однако, согласно ст. 34 ГПК РФ, лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
На основании ч.2 ст. 125 ГПК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе, право выступать в суде), органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч 1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с ч.2 ст.41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Из материалов дела следует, что в качестве одного из ответчиков по данному гражданскому делу является Межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района г. Волгограда.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, прокурор исходил из того, что межведомственная комиссия по оценке состояния помещения муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района, является органом местного самоуправления, ответственным за принятие решения по заключению Госжилинспекции от ДД.ММ.ГГГГ, а также обладает статусом, позволяющим комиссии от своего имени приобретать права и обязанности, нести ответственность, выступать в суде через своих представителей, то есть, обладает правами юридического лица.
При этом, согласно Постановлению администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 1043 «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда», полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов делегированы администрациям районов Волгограда, которым, в свою очередь, поручено создать межведомственные комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных жилых домов.
Положением о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, утвержденным Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 1043, не предусмотрена регистрация межведомственной комиссии в качестве юридического лица, а также наделение межведомственной комиссии соответствующими правами, в том числе, правом выступать в суде от своего имени через своих представителей.
Согласно постановлению администрации г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №1043 «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда», полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов для проживания граждан делегированы администрациям районов Волгограда, а к компетенции администрации г.Волгограда отнесено принятие соответствующего постановления на основании решения межведомственной комиссии районной администрации.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №1702 оценка состояния частных жилых помещений исключена из полномочий администраций районов Волгограда, в связи с чем, межведомственные комиссии Волгограда не вправе рассматривать и выдавать заключения о пригодности (непригодности) для проживания квартир, находящихся в собственности граждан.
Учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу о том, что заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области о пригодности (непригодности) частного жилого помещения необоснованно направлено в межведомственную комиссию, которая не уполномочена рассматривать подобное заключение.
При таких обстоятельствах, межведомственная комиссия по оценке состояния помещения муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района г. Волгограда, не являющаяся юридическим лицом и не имеющая в этой связи гражданской процессуальной правоспособности, не имеющая полномочий к рассмотрению заключения ГЖИ, не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем, доводы представителя прокуратуры г. Волгограда о наличии нарушений в работе межведомственной комиссии при рассмотрении вопроса в отношении дома <данные изъяты> по <адрес> г. Волгограда, не могут быть признаны состоятельными.
Принимая во внимание выше изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о признании бездействия администрации Ворошиловского района г.Волгограда в лице межведомственной комиссии администрации Ворошиловского района г.Волгограда по не рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома <данные изъяты> по <адрес> г.Волгограда и понуждении администрации Ворошиловского <адрес> г.Волгограда рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с принятием одного из решений предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №47, поскольку полномочиями по рассмотрению и выдаче заключения о пригодности (непригодности) частных жилых помещений районная межведомственная комиссия не наделена.
Рассматривая заявленные требования о признании незаконным бездействия Администрации г.Волгограда выразившегося в не рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома <данные изъяты> по <адрес> г.Волгограда с принятием одного из решений предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №47, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с требованиями ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Таким образом, исключение администрацией г.Волгограда из полномочий межведомственной комиссии полномочий по оценке состояния частных жилых помещений, не может служить основанием для невыполнения требований, предусмотренных п.47 Положения самой администрацией Волгограда.
При этом доводы представителей администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района г.Волгограда, о том, что заключение ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ составлено на основе неполной информации, не соответствует Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №47, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку указанное Заключение ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не признано.
Доводы представителя Администрации г. Волгограда Мололкиной Ю.Д. о том, что законодательство РФ устанавливает, что принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан является правом, а не обязанностью органов местного самоуправлении, не является основанием для отказа в удовлетворении прокурору города заявления, в виду того, что разрешение данного вопроса затянулось на длительное время, а именно более одного года, администрация г. Волгограда при отсутствии обязанности рассматривать данный вопрос, направила заключение Госжилинспекции в межведомственную комиссию, а следовательно воспользовалась своим правом по рассмотрению данного вопроса.
Доводы представителя Администрации г. Волгограда о том, что при наличии решения Ворошиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, удовлетворены требования прокурора Ворошиловского района к ООО «Управляющая компания Ворошиловского района» о понуждении к принятию мер по оказанию услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, признании бездействия по непринятию мер по определению воздействия стены пристройки офисно-торгового центра «Башня» к жилому дому <данные изъяты> по <адрес> на работу системы вентиляции и дымоудаления незаконными, обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по проведению обследования системы вентиляции и дымоудаления, в том числе с целью определения фактов негативного воздействия вышеуказанной пристройки на работу указанной системы многоквартирного жилого дома <данные изъяты> по <адрес> г.Волгограда, что является основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора города, суд признает несостоятельными, так как согласно пояснениям представителя ООО «УК Ворошиловского района» г.Волгограда до настоящего времени решение суда не исполнено, экспертиза не проведена, когда будет заключено соглашение о проведении экспертизы не указал.
Более того, необоснованное уклонение администрации Волгограда от рассмотрения вопроса о пригодности частного жилого помещения для проживания граждан и несвоевременное проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ может явиться причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, уничтожения имущества и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Также судом не могут быть приняты во внимание доводы Администрации г. Волгограда об отсутствии полномочий по вынесению решения по оценке состояния части жилого дома, а именно подъезда.
С указанным доводом согласится нельзя, поскольку он основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. 33 Постановления правительства РФ № 47 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартиного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в следствии ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований ; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдения необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических, факторов наличия источников шума, вибрации электромагнитных полей.
В силу п.5 указанного постановления жилым помещение признается:
- квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования, в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Между тем, суд считает, что требования прокурора об установлении срока для рассмотрения заключения в месячный срок со дня вступления в законную силу удовлетворению не подлежат, поскольку решение суду должно быть исполнено в установленные законодательством сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда, межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения - удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации г.Волгограда по не рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома <адрес> <адрес> г.Волгограда незаконным.
Обязать администрацию г.Волгограда рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома <адрес> <адрес> г.Волгограда с принятием одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении требований Прокурора Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении администрации г.Волгограда рассмотреть заключение в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу - отказать.
В удовлетворении требований прокурора Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ворошиловского района Волгограда по не рассмотрению заключения, понуждении администрации Ворошиловского района Волгограда к рассмотрению заключения в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу - отказать.
В удовлетворении требований прокурора Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов при администрации Ворошиловского района по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 03 ноября 2011 года.
Председательствующий: