Дело №2-227/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
3 февраля 2012г. в Волгограде
Ворошиловский районный суд Волгограда
В составе: председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.,
с участие прокурора Пархоменко Э.С.,
при секретаре Гахаевой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ворошиловского района Волгограда, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Основная Общеобраовательная Школа №104 Ворошиловского района Волгограда» и Департаменту по образованию Администрации Волгограда о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ворошиловского района Волгограда обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» и Департаменту по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности произвести обрезку 5-ти зеленых насаждений породы «вяз обыкновенный», расположенных на территории МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда», в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор Ворошиловского района Волгограда увеличил заявленные требования и на момент рассмотрения гражданского дела судом его требования заключались в том, чтобы возложить на ответчика обязанность произвести санитарную и омолаживающую обрезку 38-ми зеленых насаждений породы «вяз обыкновенный», расположенных на территории МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда».
В обоснование иска прокурором указывается, что данные требования продиктованы необходимостью предотвращения возможного обрушения засохших веток данных деревьев и причинения имущественного и физического вреда гражданам, находящимся на школьной территории, поскольку все деревья, произрастающие на территории школы, имеют возраст примерно 40 лет и имеют раскидистые кроны, в которых отмечается до 30% засохших ветвей. Уход за данными деревьями, предусматривающий своевременную прорезку крон со стороны МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» не производится в течение последних нескольких лет. В силу чего создается опасность самопроизвольного обрушения данных ветвей. В данном случае территория школя является общественным местом, по которому гуляют дети, а так же раскидистые кроны деревьев нависают над соседними территориями, что создает угрозу возможного причинения вреда как имуществу, так и здоровью граждан в случае обрушения данных веток. При этом прокурор ссылается на уже имевшийся случай такого обрушения на автомобиль одного из граждан Волгограда.
Представитель МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» с исковыми требованиями не согласился по тем основаниям, что прокурором не указана необходимость аварийной обрезки деревьев и не доказана возможность причинения кому- либо то вреда в будущем. Кроме того, ввиду специфики деятельности МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Волгограда» не имеет самостоятельных источников финансирования и о необходимости выделения денег ими неоднократно ставился в известность Департамент по образованию администрации Волгограда. Однако до настоящего времени деньги на обрезку деревьев им не выделены и отсутствие денег делает невозможным исполнение требований прокурора.
Представитель Департамента по образованию администрации Волгограда в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что Департамент по образованию администрации Волгограда является одним из учредителей МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда», и так как МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Волгограда» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, то прокурором Ворошиловского района Волгограда не приведено норм права, которые бы предусматривали возможность требовать от Департамента по образованию администрации Волгограда непосредственного осуществления данной прорезки на территории школы. В отношении выделения денежных средств на данное мероприятие представитель Департамента по образованию администрации Волгограда указывает, что данные денежные средства выделяются из бюджета Волгограда и в настоящее время в бюджете отсутствуют средства на обрезку деревьев, так как имеется насущная необходимость осуществления более важных мероприятий по содержанию школ города Волгограда.
Представитель Администрации Ворошиловского района Волгограда, представитель Департамента Финансов администрации Волгограда, а также представитель Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, причину неявки не сообщили, в связи с чем их неявка признана судом неуважительной и не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав явившиеся стороны по делу, изучив представленные доказательства, суд полагает иск прокурора подлежащим удовлетворению в части требований к МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Волгограда», а в иске к Департаменту по образованию администрации Волгограда подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.5 Закона Волгоградской области «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области» «В сфере защиты зеленых насаждений граждане и юридические лица обязаны:
обеспечивать сохранность зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений;
производить комплекс мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на предоставленных им земельных участках.»
В соответствии с Правилами создания и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» утвержденных Приказом Госстрой России от 15.12. 1999г. №153 «п.3.1.4.1. Одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны. Различают следующие виды обрезки: санитарная, омолаживающая, формовочная.
п.3.1.4.2. Санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы), во избежание их обламывания и образования ран на стволе. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода. Однако одновременное удаление большого количества крупных ветвей нецелесообразно, поэтому их лучше удалять постепенно, по 1 - 2 ветви в год.
п. 3.1.4.3. Обрезка больных и сухих сучьев проводится до здорового места, при этом ветви удаляются на кольцо у самого их основания, а побеги - над "наружной" почкой, не задевая ее. Срезы должны быть гладкими, крупным срезам рекомендуется придавать слегка выпуклую форму, а вертикально растущие побеги снимаются косым срезом, чтобы не застаивалась вода. Удаление больных ветвей производится обязательно с помощью трех пропилов: первый пропил делают с нижней стороны ветви на расстоянии 25 - 30 см от ствола и на глубину, равную четверти толщины ветви. Второй пропил делают сверху на 5 см дальше от ствола, чем нижний. После того как ветвь отвалится, третьим пропилом аккуратно срезается оставшийся пенек. Разрывы коры можно устранить поддержкой пенька рукой или веревкой. Для безопасности большие ветви предварительно подвешивают на веревке (или двух) к выше расположенной ветви или к стволу дерева и после спиливания осторожно опускают на землю. Сразу после обрезки все раны диаметром более 2 см необходимо замазать садовой замазкой или закрасить масляной краской на натуральной олифе. У хвойных деревьев, обильно выделяющих смолу, раны не замазываются.
п. 3.1.4.4. Омолаживающая обрезка - это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Ее следует проводить у таких деревьев и кустарников, которые с возрастом, несмотря на хороший уход, теряют декоративные качества, перестают давать ежегодный прирост, образуют суховершинность.»
В соответствии с п.3.2.2 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде, утвержденных решением Волгоградской городской думы от 24.12.2007г. №55/1402
«Собственники, пользователи, арендаторы земельных участков с расположенными на них зелеными насаждениями обязаны:
производить снос сухостойных деревьев и кустарников (при наличии распоряжения администраций районов Волгограда) не позднее чем через 2 недели со дня их обнаружения, а аварийных деревьев - в срочном порядке;
проводить вырезку сухих и поломанных веток»
Как следует из представленных документов, в том числе свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок (л.д.17), МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 6 437 кв.м., на котором, согласно схемы (л.д. 12), располагается корпус школы и произрастают зеленые насаждения.
Согласно акта совместного обследования территории данного земельного участка, произведенным с участием представителей прокуратуры Ворошиловского района Волгограда, специалиста ПТО МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда», АТИБ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда» и самого МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» 13.12.2011г. (л.д.78), с приложением схемы расположения, комиссионно установлено, что на территории МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» расположено 38 лиственных деревьев породы «вяз обыкновенный» возрастом 40-50 лет, имеющих раскидистые кроны, засохшие на 25-30%, в которых отмечается наличие обломанных сухих ветвей. Указанный акт со стороны МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» не оспаривается, потому суд принимает данный акт как объективно отражающий ситуацию на территории МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» с расположенными на ней деревьями. В этой связи суд приходит к выводу о том, что указанные деревья, в виду наличия на них большего количества сухостойных ветвей, которые по наличию следов обломанных веток предполагают возможность их облома и в дальнейшем опадения,- создают опасность травмирования граждан, и в первую очередь учащихся школы, от возможного падения данных веток. В подтверждение и признание данной ситуации следует отметить наличие показаний представителя МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» о том, что дирекция школы неоднократно обращалась к учредителям с данной насущной проблемой для выделения средств на обрезку деревьев. Данным представителем не оспаривается, что обрезки данных деревьев не производилось значительный период времени. Как следует из писем директора МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» (л.д.7, 11, 12), руководством школы признается наличие на территории школы, находящихся в аварийном состоянии деревьев из-за наличия на них сухих веток, требующих обрезки. Директор данной школы признает, что обращался по поводу необходимости обрезки к Департаменту по образованию Администрации Волгограда с ДД.ММ.ГГГГ года, осознавая необходимость данного мероприятия. Также суду представлены письма Территориального управления Департамента по образованию Администрации Волгограда о включении в свод информации по необходимости обрезки деревьев и направлении данного свода в Департамент по образованию Администрации Волгограда.
Таким образом, суд полагает, что прокурор Ворошиловского района обоснованно требует от владельца земельного участка привести в соответствие с требованиями нормативов состояние имеющихся на территории земельного участка деревьев, поскольку непринятие данных мер может привести к возможному причинению вреда гражданам и учащимся школы.
Однако данное требование может быть адресовано только владельцу земельного участка, то есть МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда», поскольку на него возложена обязанность по содержанию данных деревьев вышеприведенными нормативными актами.
Доводы представителя МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» о незаконности данных требований к МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» являются необоснованными и противоречащими действующему законодательству, поскольку отсутствие у МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» на настоящий момент указанных средств не снимает с МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» указанной обязанности, и не освобождает от выполнения требований существующего законодательства, возлагающего обязанность на учебные заведения по обеспечению безопасных условий нахождения несовершеннолетних учащихся на территории данного учреждения и предусматривающих ответственность за их несоблюдение.
Суд полагает, что проведение как санитарной, так и омолаживающей обрезки, в данном случае обусловлено требованиями безопасности, которые направлены на будущее. При этом суд принимает во внимание возраст находящихся на земельном участке деревьев, и срок, в течение которого омолаживающая обрезка данных деревьев не проводилась. Также суд учитывает, что исходя из основного назначения омолаживающей обрезки, ее проведение будет препятствовать быстрому старению веток дерева и появлению веток, которые буду угрожать безопасности в будущем. В акте от 13.12.2011г. (л.д.78) отмечается, что кроны деревьев, требующих омолаживающую обрезку, сухостойные на 25-30% и раскинулись над спортивной площадкой школы, в наличии имеют отломы веток, из чего суд делает вывод, что данная омолаживающая обрезка, в первую очередь, преследует цель безопасности граждан.
На представленной суду схеме (л.д.79) к акту от 13.12.2011г. (л.д.78) условными обозначениями указаны место расположения и характер требуемой обрезки данных деревьев.
В соответствии с Уставом МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» (л.д. ) Департамент по образованию Администрации Волгограда является одним из учредителей МОУ «Основная Общеобразовательная школа №104 Ворошиловского района Волгограда» и его участие в деятельности школы проявляется через участие в финансировании хозяйственных нужд. Соответственно требование прокурора о возложении обязанности по обрезке деревьев Департаменту по образованию Администрации Волгограда, является требованием личного участия в данном мероприятии, а не требованием о финансировании данного мероприятия и в данном контексте не подлежит удовлетворению, так как не соответствует законодательству.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить обязанность на МОУ «Основная Общеобразовательная Школа №104 Ворошиловского района Волгограда» произвести обрезку сухих веток 38-ми зеленых насаждений породы «вяз обыкновенный», произрастающих на территории данной школы в течении 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования Прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах не определенного круга лиц к Департаменту по образованию Администрации Волгограда о возложении обязанности произвести омолаживающую либо санитарную обрезку сухих веток 38-ми зеленых насаждений породы «вяз обыкновенный», произрастающих на территории МОУ «Основная Общеобразовательная Школа №104 Ворошиловского района Волгограда» в течении 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме через Ворошиловский районный суд Волгограда.
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2012 года.
Председательствующий