Дело № 2-886/2012
Решение
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матвиенко Н.О.
при секретаре судебного заседания Романовой Ю.А.
рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клочковой А.Я. к Комитету по строительству Администрации Волгограда о признании незаконными действий, связанных с возвратом учетного дела, возложении обязанности,
Установил:
Клочкова А.Я. обратилась в суд с иском к Комитету по строительству Администрации Волгограда о признании незаконными действий, связанных с возвратом учетного дела, возложении обязанности.
Исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию городского округа г. Волжский с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за №, она, как несовершеннолетний узник фашистских лагерей, была постановлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В дальнейшем, по результатам рассмотрения ее заявления, постановлением Администрации городского округа г. Волжский от ДД.ММ.ГГГГ № она была признана получателем социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, постановлением Администрации городского округа г. Волжский от ДД.ММ.ГГГГ № она была снята с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении, по тем основаниям, что согласно разъяснениям Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не подлежат обеспечению жильем в рамках Указа № 71ф.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ приведенное постановление Администрации городского округа г. Волжский в части снятия ее с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий признано незаконным.
Постановлением городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № постановление от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено в указанной части.
ДД.ММ.ГГГГ городской администрацией ее учетное дело было направлено в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области для решения вопроса о предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты.
Письмом Комитетом по строительству и Администрации Волгоградской области учетное дело было возвращено в Администрацию городского округа – город Волжский по тем основаниям, что несовершеннолетние узники фашистких концалерей не подлежат обеспечению жильем в рамках Указа № 714.
Вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, связанные с возвратом учетного дела, были признаны незаконными.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области учетное дело было возвращено вновь по тем основаниям, что на момент обращения в Администрацию городского округа - город Волжский по вопросу постановки на учет, у ее сына ФИО6 в собственности был объект недвижимости - трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. После смерти сына ФИО6 она отказалась от причитающегося ей в силу закона наследства в виде доли в праве собственности на указанный объект недвижимости. Данное, по мнению Комитета, свидетельствует об умышленных действиях с ее стороны с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
По мнению истца, такое решение ответчика по возврату учетного дела является необоснованным, принятым вопреки требованиям действующего законодательства, и ограничивающим ее права на получение мер государственной поддержки.
По указанным основаниям, истец просила суд признать незаконными действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области по возврату ее учетного дела в Администрацию городского округа г. Волжский, возложить на названый орган обязанность принять решение о предоставлении ей социальной выплаты для приобретения жилья за счет субвенций, поступающих их федерального бюджета в бюджет Волгоградской области.
В судебном заседании Клочкова А.Я. исковые требования поддержала в полном объеме, приведя выше изложенное обоснование.
В судебном заседании представитель Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, действующий на основании доверенности, Александров А.М. заявленные требования не признал в полном объеме, обосновав позицию тем, что Клочкова А.Я. являясь лицом относящимся к категории «несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», была признана Администрацией городского округа - город Волжский нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи чем поставлена на учет в органы местного самоуправления. При проверки Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области учетного дела Клочковой А.Я. было установлено необоснованное принятие ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемого по договору социального найма. Так, на момент обращения Клочковой А.Я. в Администрацию городского округа - город Волжский по вопросу постановки на учет, собственником жилого помещения (<адрес>) где Клочкова А.Я. имеет регистрацию по месту жительства, являлся ее сын ФИО6 Также ФИО7 являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Исходя из членов семьи Клочковой А.Я. (<данные изъяты>) общая площадь, приходящаяся на каждого из проживающих, составляла более учетной нормы. После смерти сына ФИО6, Клочкова А.Я. подала нотариусу г. Волгограда заявление об отказе от причитающегося ей наследства по закону в пользу ФИО8 Данное надлежит расценивать как умышленное действие с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственно власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, отказавшись от наследства в виде доли в праве собственности на жилые помещения, Клочкова А.Я. заключила с лицом, в пользу которого отказалась от наследства, ФИО8 договор найма жилого помещения. Поскольку в жилое помещение своего сына ФИО7 истица была вселена на постоянной основе, как член семьи, она признается обеспеченной жилой площадью более учетной нормы, в связи с чем, ФИО9 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с нарушением действующего законодательства, а также не имеет права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств Федерального бюджета.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с предстоящим 65 -летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», предложив высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Как следует из материалов дела, Клочкова А.Я. относится к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 (пунктом 1) постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее-бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данная норма о праве на льготы узников сохранена пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122 -ФЗ (в редакции 07 февраля 2011 года) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Постановлением Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Клочкова А.Я. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением по г. Волжскому управления социальной защиты населения Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Клочкова А.Я. была утверждена в Списках ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года и подпадающих под действие Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714.
На основании заявления Клочковой А.Я., она Постановлением Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за № была признана получателем социальной выплаты, имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»
Постановлением Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Клочкова А.Я. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия Клочковой А.Я. с учета было признано незаконным.
Во исполнение приведенного судебного акта, Администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление за №, которым было отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия Клочковой А.Я. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, Клочкова А.Я. была восстановлена в Списке очередности граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» направление в адрес Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области согласованный список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ.
Для решения вопроса о предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, учетное дело Клочковой А.Я. администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области было направлено в Комитет по строительству и жилищно – коммунальному хозяцству Администрации Волгоградской области.
Письмом председателя Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело Клочковой А.Я. было возвращено по тем основаниям, что несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не подлежат обеспечению жильем в рамках Указа № 714.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, связанные возвратом учетного дела Клочковой А.я. были признаны незаконными.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Комитет по строительству Администрации Волгоградской области учетное дело Клочковой А.Я. было возвращено в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области на том основании, что при проверке учетного дела было установлено необоснованное принятие Клочковой А.Я. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Рассматривая действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, связанные возвратом учетного дела Клочковой А.Я., суд исходит из следующего.
Заявитель оспаривает возвращение Комитетом его учетного дела, данные действия комитета просит признать незаконными, как нарушающими его права на получение гарантированных государством выплат, предусмотренных для ветеранов Великой Отечественной войны.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий органов и должностных лиц, чьи действия оспариваются возлагаются на органы и должностных лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.
В судебном заседании представитель Комитета по строительству Администрации Волгоградской области ссылался на то, что возвращая учетное дело Клочковой А.Я. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области без исполнения на том основании, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Комитет действовал в соответствии с возложенными на него обязанностями, в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, поскольку как было установлено в ходе проверке учетного дела Клочковой А.Я. на момент обращения в Администрацию городского округа - город Волжский для постановки на учет, собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована истец, являлся ее сын ФИО6 Общая площадь квартиры составляла <данные изъяты> Состав семьи составлял <данные изъяты> человек. Также ФИО6 имел в собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: Волгоградская область, <адрес>, сведения о котором не были представлены в Администрацию городского округа – город Волжский при постановке на учет. Площадь приходящейся на каждого проживающего от общей площади составляла <данные изъяты> то есть более учетной нормы, даже без учета жилого дома, принадлежащего сыну Клочковой А.Я. Таким образом, Клочкова А.Я. не могла быть признана нуждающееся в улучшении жилищных условий. Кроме того, Комитетом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Клочковой А.Я. было подано заявление нотариусу г. Волжского об отказе от причитающегося ей наследства по закону, открывшегося после смерти сына ФИО6 в пользу супруги последнего ФИО8 Данный факт следует расценивать как умышленное действие с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственно власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем. Также ДД.ММ.ГГГГ Клочкова А.Я., отказавшись ранее от наследства в виде доли жилых помещений, в пользу ФИО8 заключила с последней договор найма жилого помещения. Данный договор был представлен Клочковой А.Я. в Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области, с целью приобщения к материалам учетного дела, для последующего признания условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем. Исходя из требований действующего законодательства, нуждаемость истца в жилом помещении должна определяться не только отсутствием собственного жилья, но и с учетом ее права пользования другим жилым помещением. В данном случае, заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с нарушением действующего законодательства, соответственно не имеет права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств Федерального бюджета.
Данные доводы нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.
Так, из учетного дела, представленного в материалы дела следует, что при обращении Клочковой А.Я. в Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области она была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.
Из пояснений заявителя, по указанному адресу она зарегистрирована и проживает по настоящее время постоянно.
Собственником названного жилого помещения являлся сын Клочковой А.Я. – ФИО6
Общая площадь жилого помещения составляла <данные изъяты> Состав семьи составлял шесть человек.
Кроме того, ФИО6 являлся собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
В силу ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В судебном заседании было установлено, что Клочкова А.Я. была вселена и в жилое помещение (зарегистрирована) в качестве члена семьи ФИО6
Данное обстоятельство стороной истца в судебном заседании не оспаривалось.
Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, полномочия органов, уполномоченных на признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, определен Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 1 п.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу статьи 54 ЖК отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст. 50 ЖК РФ 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии со ст. 52 ч 3 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с Городским положением об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденного Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28 мая 2010 года № 16/3, для признания граждан нуждающимися в жилом помещении установлена учетная норма площади жилого помещения менее <данные изъяты>. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.
Исходя из площади жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на всех членов семьи Клочковой А.Я. приходилось <данные изъяты>., то есть более учетной нормы.
При учете принадлежащего сыну Клочковой А.Я. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на каждого проживающего приходилось <данные изъяты>
В этой связи, суд приходит к выводу об обоснованности позиции Комитета по строительству Администрации Волгоградской области о том, что у Клочковой А.Я. отсутствует право обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, суд учитывает и то, что после смерти сына Клочковой А.Я. – ФИО6 открылось наследство, в том числе и в виде выше приведенных объектов недвижимости.
Клочкова А.Я., являющая наследником ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ подала нотариусу г. Волжского заявление об отказе от причитающегося ей наследства по закону, открывшегося после смерти сына в пользу супруги последнего ФИО8
При этом, как усматривается из истребованного наследственного дела, нотариусом г. Волжского Клочковой А.Я. было разъяснено, что отказ от наследства не может быть отменен или взят обратно, а равно то обстоятельство, что отказываясь от части наследства, она отказывается от всего наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось наследственное имущество.
Согласно пункту 1 Постановления Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 г. N 301-п "О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета"от 10 августа 2009 г. N 301-п реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее именуются - ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов), проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области, осуществляется по их выбору в форме: предоставления социальной выплаты; предоставления жилого помещения на праве собственности; предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Названным Постановлением был утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.
Пунктом 3 Порядка установлено, что социальная выплата осуществляется единовременно на основании сводного списка граждан, обладающих правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
Сводный список граждан формируется Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области (далее именуется - Управление социальной защиты населения) на основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) списков ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладающих правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно пункту 5 Порядка, документом, удостоверяющим право на получение социальной выплаты, является гарантийное письмо Администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Право подписания гарантийного письма возлагается на председателя Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, а в случае его отсутствия - на первого заместителя председателя Комитета по строительству Администрации Волгоградской области.
Пунктом 7 Постановления предусмотрено, что предоставление социальной выплаты носит заявительный характер. Заявление подается персонально гражданином или его полномочным представителем. В заявлении гражданин должен указать форму реализации социальной выплаты.
Гражданин, изъявивший желание улучшить свои жилищные условия посредством получения социальной выплаты, или его полномочный представитель представляет в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Волгоградской области (далее именуется - орган местного самоуправления), в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий пакет документов, определенный настоящим пунктом.
Орган местного самоуправления принимает от граждан (полномочных представителей) заявления и документы, перечисленные в пункте 7 настоящего Порядка, и регистрирует заявление в Книге регистрации заявлений о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов по форме согласно приложению 2.
Орган местного самоуправления в течение 30 дней осуществляет проверку представленных документов. По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления формирует учетное дело и направляет его в Комитет по строительству или возвращает заявление с приложенными к нему документами гражданину (полномочному представителю) (пункт 8).
Комитет по строительству в течение 30 дней со дня поступления учетного дела принимает решение о предоставлении гражданину социальной выплаты, об отказе в предоставлении гражданину социальной выплаты либо о возвращении учетного дела органу местного самоуправления(пункт 9).
Основанием для возвращения учетного дела органу местного самоуправления является отсутствие в учетном деле какого-либо документа, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.
Основанием для отказа гражданину в предоставлении социальной выплаты является: отсутствие у гражданина права на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком; выявление факта неправомерного нахождения гражданина на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В решении об отказе гражданину в предоставлении социальной выплаты либо о возврате документов органу местного самоуправления указывается причина такого отказа или возврата.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что проверяя комплектность документов и принимая решение о предоставлении гражданину социальной выплат, Комитет по строительству Администрации Волгоградской области, являясь координирующим органом, не мог не проверять основания возникновения у Клочковой А.Я. права принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии такого права скоординировать действия органа местного самоуправления в лице администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области путем возврата учетного дела с указанием дальнейших действий.
В этой связи, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований Клочковой А.Я., поскольку возвращая ее учетное дело Комитет по строительству Администрации Волгоградской области действовал в соответствии с законом в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку Клочкова А.Я. не имела права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, возвратом ее учетного дела в администрацию городского округа -город Волжский Волгоградской области для решения вопроса о снятии ее с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении права и свободы истца не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Клочковой А.Я. к Комитету по строительству Администрации Волгограда о признании незаконными действий, связанных с возвратом учетного дела, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение одного месяца (со дня изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Мотивированный текст решения изготовлен (с учетом праздничных дней) 10 мая 2012 года
Председательствующий