исковые требования по предоставлению жилищного сертификата удовлетворены



Дело № 2-589/2012                                                        

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2012 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

В составе: председательствующего судьи Дорошенко О.Н.

При секретаре судебного заседания Кулиевой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миндигалиева В.Д. к Комитету по строительству администрации Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

                    УСТАНОВИЛ:

    Миндигалиев В.Д. обратился в суд к Комитету по строительству администрации Волгоградской области (далее по тексту Комитет) о возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата.

    В обоснование иска указав, что он являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты>, имел право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья, с учетом дополнительных <данные изъяты> как инвалид, участник ликвидации аварии на ЧАЭС. Однако в мае <данные изъяты> Комитет, в нарушение действующего законодательства, предоставил ему сертификат, из расчета нормы предоставления жилья на семью из одного человека, без учета дополнительных <данные изъяты> Решением Центрального суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано его право на получение дополнительной площади. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комитет по строительству администрации Волгоградской области по вопросу предоставления сертификата на приобретение дополнительной площади, однако в выдаче сертификата ему было отказано. В результате указанных незаконных действий Комитета Миндигалиеву В.Д. были причинены нравственные страдания, вызванные нарушением его прав, и негативно отразившиеся на его состоянии здоровья. Просит обязать Комитет выдать ему сертификат с выделением целевой субсидии на приобретение дополнительной жилой площади в размере <данные изъяты> по среднерыночной стоимости <данные изъяты> метра на момент выдачи сертификата. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы, понесенные в связи с участием в деле представителя в размере <данные изъяты>. и расходы по оформлению нотариальной доверенности представителя в размере <данные изъяты>

    В судебное заседание истец Миндигалиев В.Д. не явился без указания причин, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.

    Представитель истца Биряева О.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

    Представитель ответчика Комитета по строительству администрации Волгоградской области, Александров А.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что согласно «Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 153, дополнительная площадь жилого помещения в размере <данные изъяты> учитывается при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета социальной выплаты. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" право на дополнительную площадь жилого помещения подтверждается соответствующим документом, оформленным в установленном порядке. Предоставление истцу государственного жилищного сертификата <данные изъяты> по категории "Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, осуществлялось на основании документов предоставленных истцом в орган местного самоуправления. Право на дополнительную жилую площадь в размере <данные изъяты> было установлено только в 2009 году по решению суда. Российская Федерация выполнила перед истцом свои обязательства по обеспечению жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, истцом было реализовано, предоставленная субсидия перечислена в счет оплаты жилья, приобретенного истцом по договору купли-продажи. В соответствии с п. 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз, в связи с этим у истца отсутствует право на получение дополнительного государственного жилищного сертификата, выдача которого ни законом, ни иными нормативно-правовыми актами, не предусмотрена. Решением Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в требованиях о взыскании с Администрации Волгоградской области недоплаченной суммы на приобретение дополнительной площади из расчета <данные изъяты> по средней рыночной стоимости <данные изъяты> В удовлетворении иска просил отказать.

    Представитель третьего лица, Департамента по жилищной политике администрации Волгограда, Сулимов А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения против заявленных требований, мотивируя тем, что согласно п.п.2.1.1 п.2 Положения о департаменте по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> к полномочиям департамента по жилищной политике администрации Волгограда относится ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением Главы администрации Центрального района г.Волгограда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Миндигалиев В.Д. включен в список <данные изъяты> нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (л.д.43). ДД.ММ.ГГГГ Миндигалиеву В.Д. выдан жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года. Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Миндигалиев В.Д. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как реализовавший свое право на улучшение жилищных условий с использование средств субсидий, удостоверяемой сертификатом. В соответствии с п. 3.2 Порядка организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы в Волгоградской области, утвержденным Постановлением главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Комитет по строительству администрации Волгоградской области является самостоятельным органом исполнительной власти, который уполномочен осуществлять проверку комплектности документов ученых дел граждан- участников Подпрограммы, производит оформление сертификатов на имя граждан участников Подпрограммы. При рассмотрении дела полагается на усмотрение суда.

    Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела приходит к следующему.

Согласно ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

По смыслу п.2 ст.13 Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

В соответствии со ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № 1244-1 инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС гарантируется: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица, вставшие на учет к качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № 1244-1.

Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О некоторых вопросах реализации подпрограммы» выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №675) является предоставление им за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно пп. «е» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-1010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 153, в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также граждане, участвующие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п.11 указанных Правил, право на улучшение жилищных условий с использованием субсидий, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.

Пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в следующем размере: <данные изъяты>

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Согласно ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной площадью в виде отдельной комнаты.

В соответствии с ч.2 ст.60 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на основании ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1 и 2 ст.13 настоящего закона выдаются специальные удостоверения инвалида. Такое удостоверение имеется у Миндигалиева В.Д. (л.д.46)

Указанным решением заявленные исковые требования Миндигалиева В.Д. к Администрации Волгограда, Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, Министерству регионального развития РФ о признании права на получение дополнительной жилой площади, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, судебных расходов, удовлетворены частично. За Миндигалиевым В.Д. признано право на получение дополнительной жилой площади в размере <данные изъяты>. С Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в пользу Миндигалиева В.Д. взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты>

Миндигалиев В.Д. является инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением Главы администрации <адрес> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Миндигалиев В.Д. включен в список <данные изъяты> нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, как участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. (л.д.43).

ДД.ММ.ГГГГ Миндигалиев В.Д. обратился в Администрацию г.Волгограда с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а также с заявлением о выдаче жилищного сертификата для приобретения жилого <данные изъяты>. (л.д.58)

Кроме того, в этот же день, Миндигалиевым В.Д. подано заявление о выдаче жилищного сертификата <данные изъяты>.(л.д.61).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Миндигалиевым В.Д. в адрес и.о. Главы администрации Волгограда направлено заявление на исключение его из очереди на улучшение жилищных условий после приобретения жилого помещения с использованием средств субсидии. (л.д.60)

Согласно описи документов, представленных на получение жилищного сертификата следует, что при подаче заявления, истцом предоставлялась информация о наличии у него статуса инвалида вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС. (л.д.62)

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Миндигалиевым В.Д. получен жилищный сертификат серия <данные изъяты>, согласно которому истцу предоставлена за счет средств федерального бюджета субсидия в размере <данные изъяты> для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, по нормам площади, предоставляемой одиноко проживающему гражданину в размере <данные изъяты>

Полагая, что действиями <адрес> при выдаче указанного сертификата нарушены его права на получение дополнительной площади жилого помещения в размере <данные изъяты> истец Миндигалиев В.Д., ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по строительству <адрес> с заявлением о выдаче Государственного жилищного сертификата с выделением целевой субсидии на приобретение дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м. по средней рыночной стоимости <данные изъяты> на момент выдачи Государственного жилищного сертификата, с приложением вступившего в законную силу решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и кассационного определения Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7)

Однако, ДД.ММ.ГГГГ Председателем Комитета по строительству <адрес> в адрес Миндигалиева В.Д. направлен ответ, в котором указано, что при предоставлении государственного жилищного сертификата <данные изъяты> по категории «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица», право на дополнительную жилую площадь не учитывалось, поскольку такое право отсутствовало. Право на дополнительную жилую площадь в размере <данные изъяты> было установлено только <данные изъяты>. Российская Федерация выполнила обязательства в обеспечении жилым помещением еще ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, повторное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не допустимо.(л.д.8)

ДД.ММ.ГГГГ истец Миндигалиев В.Д. повторно обратился в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области с заявлением выдаче Государственного жилищного сертификата с выделением целевой субсидии на приобретение дополнительной жилой площади в размере <данные изъяты> по средней рыночной стоимости 1 кв.м. на момент выдачи Государственного жилищного сертификата.(л.д.10)

Между тем, Миндигалиеву В.Д. отказано в выдаче Государственного жилищного сертификата по основаниям содержащимся в предыдущем ответе Председателя Комитета по строительству Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.10)

Согласно представленной суду документации истец Миндигалиев В.Д. по состоянию <данные изъяты> был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.44, 49)

В соответствии с сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Миндигалиева В.Д.(л.д.45)

Таким образом, при наличии безусловного права Миндигалиева В.Д. на получение дополнительной жилой комнаты площадью <данные изъяты> при выдаче жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ, исходя из положений ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд полагает что Комитетом было нарушено право истца на получение дополнительной жилой комнаты, площадью <данные изъяты> при выдаче жилищного сертификата.

Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что обязанность по реализации государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по выдаче Миндигалиеву В.Д. государственного жилищного сертификата была выполнена Комитетом при выдаче ему сертификата от ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с п.11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется один раз, поскольку Миндигалиев В.Д. не претендует на повторное получение уже предоставленной ему субсидии, а указывает на имевшееся у него первоначально право получения субсидии на приобретение жилья с учетом причитающейся ему, как инвалиду вследствие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, дополнительной жилой площади в размере <данные изъяты>

Кроме того, суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что Миндигалиевым В.Д. при получении государственного жилищного сертификата реализовано право, в связи с чем он не имеет права претендовать на дополнительную жилую площадь, поскольку они противоречат ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1244-1 «О социальной защите граждан, полдвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

В той связи, суд полагает, что бесспорно нарушено право истца Миндигалиева В.Д. на обеспечение причитающейся жилой площади в полном объеме при первоначальной выдаче жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территории, которых состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, установленные п. 5 п.п. «е» подпрограммы, к которым относится истец. На территории Волгоградской области указанную выше функцию осуществляет Комитет по строительству Администрации Волгоградской области.

В соответствии с п.21 подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденной Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, уполномоченные органы субъектов РФ организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных заявителем и установленных Подпрограммой. По результатам проверки принимается решение о признании либо отказе в признании гражданина участником Подпрограммы.

Комитет по строительству Администрации Волгоградской области в соответствии с п. 3.2. Порядка организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в <адрес>, утвержденным Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1006 является специально уполномоченным органом, который осуществляет проверку комплектности документов учетных дел граждан-участников Подпрограммы, производит оформление сертификатов на имя граждан-участников Подпрограммы.

Следовательно, суд полагает необходимым обязать Комитет по строительству Администрации Волгоградской области выдать Миндигалиеву В.Д. Государственный жилищный сертификат с выделением целевой субсидии на приобретение дополнительной жилой площади в размере <данные изъяты>

Ссылки представителя Комитета по строительству администрации Волгоградской области - Александрова А.И. на состоявшиеся судебные решения других региональных судов по аналогичных спорам, суд признает несостоятельными, поскольку указанные решения судов постановлены с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемых дел, которые не имеются в настоящей ситуации.

Рассматривая требования о компенсации морального вреда суд исходит из следующего.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

    В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № 10, «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» - под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно положениям указанного Постановления, суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

    Суд находит обоснованными требования о компенсации морального вреда, поскольку вследствие нарушения прав истца по вине ответчика ему были причинены нравственные страдания, то есть моральный вред. При этом, с учетом требований разумности и справедливости, характера физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, суд приходит к выводу о том, что компенсация морального вреда подлежит частичному удовлетворению, а именно, суд считает возможным взыскать с ответчика Комитета по строительству Администрации Волгоградской области в пользу Миндигалиева В.Д. в счет компенсации причиненного морального вреда <данные изъяты>

Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, Миндигалиевым В.Д. были оплачены услуги представителя Биряевой О.Г. в размере <данные изъяты>, что подтверждается копией квитанции от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14)

Вместе с тем, суд полагает, что сумма понесенных судебных расходов чрезмерно завышена, поскольку рассматриваемое дело не представляет особой сложности, при этом с учетом участия представителя истца в суде второй инстанции, суд считает возможным взыскать с ответчика Комитета по строительству Администрации Волгоградской области в пользу Миндигалиева В.Д. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из материалов дела усматривается, что истцом Миндигалиевым В.Д. при подаче искового заявления были понесены расходы при составлении нотариально заверенной доверенности на представителя Биряеву О.Г., в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Миндигалиева В.Д. к Комитету по строительству администрации Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов – удовлетворить частично.

Обязать Комитет по строительству Администрации Волгоградской области выдать Миндигалиеву В.Д. Государственный жилищный сертификат с выделением целевой субсидии на приобретение дополнительной жилой площади в размере <данные изъяты>

Взыскать с Комитета по строительству Администрации Волгоградской области в пользу Миндигалиева В.Д. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

В остальной части заявленных исковых требований Миндигалиева В.Д. о взыскании морального вреда, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Волгограда с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 16 марта 2012 года.

Председательствующий: