Дело № 2-1464/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2012 года г. Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.
с участием прокурора г. Волгограда Мжельской Н.С.
при секретаре судебного заседания Костюченко Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц жителей Советского района г. Волгограда к Открытому акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт», Обществу с ограниченной ответственностью «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации и обязании прекратить незаконные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Советского района г. Волгограда обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга к ОАО «Волгоградэнергосбыт», ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации и обязании прекратить незаконные действия.
В обоснование своих требований указав, что прокуратурой Советского района г. Волгограда в ДД.ММ.ГГГГ, на основании многочисленных обращений граждан о получении «двойных» платежных документов по оплате за потребленную электроэнергию, проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Волгоградэнергосбыт» и управляющей организации ООО «Управляющая компания «Поскомхоз». В ходе которой, установлено, что собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Поскомхоз» и расположенных по адресам: <адрес> одновременно направляются платежные документы по оплате услуг энергоснабжения, как управляющей организацией ООО «Управляющая компания «Поскомхоз», так и ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда», заключившим ДД.ММ.ГГГГ с ресурсоснабжающей организацией ОАО «Волгоградэнергосбыт» агентский договор, по условиям которого ООО МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» от своего имени, за счет ОАО Волгоградэнергосбыт» производит информационно-вычислительные работы по расчетам за электроснабжение с населением, проживающим, в том числе, в указанных выше жилых домах Советского района г. Волгограда. На основании принятых на общем собрании собственниками помещений решений о выборе общества в качестве управляющей организации, ООО «Управляющая компания «Поскомхоз» приняло в управление многоквартирные жилые дома в Советском районе г. Волгограда, заключив с отдельными собственниками договоры управления. С ДД.ММ.ГГГГ расчет и начисление платы жильцам данных домов от имени ООО «Управляющая компания «Поскомхоз», в рамках заключенного агентского договора, осуществляет ООО «Расчетный информационный центр» (ООО «РИЦ»). В соответствии с Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а на ресурсоснабжающие и подрядные организации указанные обязанности возлагаются только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений. Таким образом, начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация имеет право начислять и взимать плату за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений. Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес> находятся в управлении ООО «Управляющая компания «Поскомхоз». ОАО «Волгоградэнергосбыт» не может быть исполнителем коммунальных услуг, деятельность по направлению платежных извещений в адрес жильцов домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Поскомхоз», является незаконной. ООО «Управляющая компания «Поскомхоз», как управляющая организация указанных многоквартирных жилых домов, ежемесячно производит зачисление платы за услуги электроснабжения, направляя населению соответствующие платежные документы. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК» заключен агентский договор № 122, согласно условиям которого ООО МВЦ ЖКХ и ТЭК» от своего имени, но за счет ОАО Волгоградэнергосбыт» производит информационно-вычислительные работы по расчетам за электроснабжение с населением, проживающим, в том числе, в жилых домах Советского района Волгограда. На основании данного договора собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах Советского района Волгограда, управление которыми осуществляется ООО «Управляющая компания «Поскомхоз», ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК» направляются платежные документы по оплате услуг электроснабжения, оказанных ОАО «Волгоградэнергосбыт». Согласно постановлению Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № № изменены границы зоны деятельности гарантирующих поставщиков, с ДД.ММ.ГГГГ обязанности по поставке электрической энергии потребителям Волгограда от ООО «РЭС-Энергосбыт» перешли к ОАО «Волгоградэнергосбыт». ДД.ММ.ГГГГ функции по поставке электрической энергии потребителям Волгограда осуществляет ОАО «Волгоградэнергосбыт». В связи с тем, что ООО «Управляющая компания «Поскомхоз» и ОАО «Волгоградэнергосбыт» не пришли к согласию по условиям заключения договора энергоснабжения, указанный договор сторонами заключен не был. При этом, ни один из спорных многоквартирных домов непосредственно собственниками жилых помещений не управляется, следовательно, факт незаключения между ООО «Управляющая компания «Поскомхоз» и ОАО «Волгоградэнергосбыт» договора энергоснабжения не является предусмотренным законом основанием для лишения управляющей организации статуса, прав и обязанностей поставщика коммунальных услуг, а также прав на начисление и взимание непосредственно с граждан платы за электроэнергию, в связи с чем действия ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Поскомхоз», незаконны. Просит признать незаконными действия ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Поскомхоз», по следующим адресам: : <адрес> Обязать ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» прекратить начисление и взимание платы за услуги по электроснабжению с собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов Советского района Волгограда, по вышеуказанным адресам.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Волгограда Мжельская НС, исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика ОАО «Волгоградэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, согласно представленного возражения на исковое заявление, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 25/1 изменены границы зоны деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ обязанности по поставке электрической энергии потребителям в зоне деятельности ООО «РЭС-Энергосбыт» перешли к ОАО «Волгоградэнергосбыт». В соответствии с пунктом 97 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 530 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), принятие гарантирующим поставщиком на обслуживание граждан в случае наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 93 Правил, осуществляется в порядке, установленном разделом IV Правил, а прочих лиц - путем направления им проекта договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) или при их обращении для заключения соответствующего договора. В связи с чем, ОАО «Волгоградэнергосбыт» является организацией осуществляющей закупку на оптовом рынке электроэнергии по данной группе потребителей и ее продажу как собственник указанного товара. Между ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО УК «Поскомхоз» был заключен договор энергоснабжения № 5011192 от ДД.ММ.ГГГГ. Объект договора места общего пользования многоквартирных домов. На основании обращения потребителя письмо от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № 21318 от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой о расторжении договора энергоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Волгоградэнергосбыт» ДД.ММ.ГГГГ сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 12/1-46 направлено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжение договора. Данное дополнительное соглашение было возвращено ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «Волгоградэнергосбыт» сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 939. При этом ООО УК «Посткомхоз» в сопроводительном письме указало, что в связи с нарушением сроков уведомления о расторжении договора, возвращает дополнительное соглашение без подписания. Поскольку дополнительное соглашение о расторжении не было подписано ООО УК «Посткомхоз» действие договора энергоснабжения в соответствии с п. 11.1 продлено на 2012 год на тех же условиях. В ответ на направление дополнительного соглашения, ООО УК «Посткомхоз» обратилось с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 28 (вх. № А/281 от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой о расторжении договора № 5011192 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, а также о заключении нового договора по общедомовым приборам учета с ДД.ММ.ГГГГ. Документы необходимые для заключения договора энергоснабжения в соответствии с требованиями, установленные законодательством РФ, ООО «УК «Поскомхоз» представлены не были. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «УК «Поскомхоз» было направлено письмо с перечнем недостающих документов для заключения договора. Дополнительное соглашение о расторжении договора с ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Поскомхоз» согласовало надлежащим образом. После предоставления ООО «УК «Посткомхоз» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 202) полного пакета документов, поступившее в адрес ОАО «Волгоградэнергосбыт» ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ООО УК «Поскомхоз» ДД.ММ.ГГГГ была направлена для рассмотрения и подписания оферта договора № 5011192/12 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Постановления Правительства № 530 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», гарантирующий поставщик в течении 30 дней после предоставления полного пакета документов обязан направить проект договора лицу, намеревающемуся заключить договор энергоснабжения. ОАО «Волгоградэнергосбыт» был соблюден срок, установленный для направления проекта договора, установленный ГК РФ, указанным выше Постановлением Правительства № 530. ОАО «Волгоградэнергосбыт» получило письмо от ООО «УК «Посткомхо» (вход. № А/3119 от ДД.ММ.ГГГГ) об оставлении оферты без оформления в связи с несвоевременным предоставлением оферты. Постановлением № 530 предусмотрено, что реализация электроэнергии на розничном рынке производится на основании договоров, заключаемых субъектами розничного рынка (энергоснабжение, купля-продажа, поставка, оказание услуг по передаче электрической энергии и др.). Таким образом, ООО «УК «Поскомхоз» обязано в силу подпункта "в" пункта 49 Правил № 307 и пункта 89 Правил № 530, заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях. В п. 3 Правил установлено понятия исполнителя коммунальных услуг: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Законодатель установил, что исполнителем коммунальных услуг может является лицо, которое не только отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, но прежде всего производят или приобретают коммунальные ресурсы. Указанные действия могут быть осуществлены в силу подпункта "в" пункта 49 Правил № 307 и пункта 89 Правил № 530 на основании заключенных договоров. То есть, должно быть правовое основание для оказания коммунальных услуг. Следовательно, при отсутствии договора на покупку электрической энергии между ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «УК «Поскомхоз» в отношении указанных домов, ООО «УК «Посткомхоз» не имеет права распоряжаться электрической энергией, поставляемой гражданам-потребителям, и получать за это оплату. В ст. 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В статье 8 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статьей 35 Конституции РФ установлено, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Письмо Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4989-СК/О носит разъяснительный характер, не является нормативным актом большей юридической силы по отношению к вышеперечисленным нормам права, определяющим права собственника на эго имущество и защиту указанных прав. Кроме того, данное письмо также основано на п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 307, в нем также говориться, что управляющие компании обеспечивают предоставление коммунальных услуг посредством заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. Нормы действующего законодательства предусматривают ответственность исполнителя и за предоставление коммунальных услуг, и за обслуживание используемых для этого всех имеющихся в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, что соответствует также положениям п. 6.2. ст. 155 ЖК РФ, п. 12 ст. 161 ЖК РФ. В нарушение норм права ООО «УК «Посткомхоз» безосновательно не заключало договор с ресурсоснабжающей организацией. Управляющие компании имеют обязанность перед гражданами обеспечить их коммунальными услугами, при этом нет законодательных норм, дающих им право распоряжаться ресурсами без правовых оснований для их получения. ООО «УК «Посткомхоз» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 349 сообщило о заключении договора энергоснабжения с ООО «Волгоградская Независимая Энергосбытовая Компания». На основании п. 2 ст. 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Указанному праву потребителя посвящены специальные нормы Постановления № 530. Согласно пункту 76 Основных положений покупатель, не имеющий перед гарантирующим поставщиком признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности по оплате, вправе заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с энергосбытовой организацией (переход на обслуживание к энергосбытовой организации). Однако п. 83 Основных положений предусмотрено, что при переходе на обслуживание к энергосбытовой организации лица, приобретающего электрическую энергию у гарантирующего поставщика (иной энергосбытовой организации), такая энергосбытовая организация урегулирует отношения по купле-продаже электрической энергии с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с условием поставки с даты вступления в силу договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) энергосбытовой организации с таким лицом до даты начала покупки ею электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки на оптовом рынке или по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии на розничном рынке с иной энергосбытовой организацией или производителем (поставщиком) электрической энергии. При этом лицо, реализующее право перехода на обслуживание к энергосбытовой организации, несет риск выбора недобросовестного поставщика электрической энергии и отвечает перед третьими лицами за убытки, возникшие у них в связи с таким выбором, с учетом положений настоящего пункта. Пунктом 84 Основных положений установлены дополнительные требования к лицам, переходящим на обслуживание к энергосбытовой организации, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов сетевой организации и иных участников отношений, связанных с обращением электрической энергии на розничном рынке. Право энергосбытовой организации на распоряжение электрической энергией должно быть документально подтверждено, а покупатель должен удостовериться в наличии такого права. Считает, что договор энергоснабжения между ООО «ВНЭсК» и потребителем - ООС «УК «Поскомхоз» заключен с нарушением пунктов 83 - 85 Основных положений, в связи с чем, является недействительным на основании ст. 168 ГКРФ, то есть не порождает для ее участников никаких правоотношений и последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью. Поскольку на сегодняшний день единственным законным владельцем товара - электрической энергии, реализуемого потребителям является ОАО «Волгоградэнергосбыт», действия гарантирующего поставщика при выставлении платежных документов для оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно гражданам-потребителям многоквартирных жилых домов ОАО «Волгоградэнергосбыт» являются законными, обоснованными и соответствующими требованиям законодательства РФ. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями не согласен в полном объеме, так как считает, что является ненадлежащим ответчиком. На основании Агентского договора №122 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ОАО «Волгоградэнергосбыт», ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г.Волгограда» производит учетно-вычислительные работы по расчетам населения за потребленную электроэнергию. ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г.Волгограда» действует по поручению ОАО «Волгоградэнергосбыт» как исполнитель в строгом соответствии со взятыми на себя обязательствами. ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г.Волгограда» при заключении договора с ОАО «Волгоградэнергосбыт» не обязано было знать о том, какой способ управления избран собственниками перечисленных в иске многоквартирных домов управляющей компанией. Перечень жилых домов, по которым ведутся учетно-вычислительные работы указан в приложениях № № к договору. Все изменения по перечню жилых домов, в том числе и по исключению их из начислений должны оформляться только соответствующим дополнительным соглашением. Кроме того ссылки в заявлении на то, что в соответствии с договором № № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» направляет населению платежные документы по оплате услуг электроснабжения не соответствуют обстоятельствам дела, так как по условиям указанного договора обязанность по распечатке и доставке платежных документов гражданам, возложена на ОАО «Волгоградэнергосбыт». Просит в удовлетворении исковых требований к ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - ООО «Управляющая компания «Поскомхоз» - Кудинова МО, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора Советского района г. Волгограда не возражала, суду пояснила, что ООО «Управляющая компания «Поскомхоз» оказывает населению услуги по управлению, а также обеспечивает содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении на основании общего собрания собственников. Согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Согласно п. 37 Постановления Правительства №307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в ред. Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В соответствии с п. 3 вышеуказанных «Правил» "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В письме Министерства Регионального развития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 разъясняется, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на жилых домах, находящихся в управлении ООО «УК «Поскомхоз», силами МУПП ВМЭС установлены общедомовые приборы учета потребления электроэнергии. В сроки, установленные законодательством (в течение месяца), приборы учета введены в эксплуатацию с 11.01.2012. В связи с чем, в адрес ОАО «Волгоградэнергосбыт» направлено письмо от 19.01.2012 № 28 о прекращении начислений собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов платы за электроэнергию, распечатку и доставку отдельных документов ОАО «ВЭС» в их адрес, а также о расторжении действующего договора и заключении договора энергоснабжения с учетом установленных и принятых в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета с 01.02.2012 с приложением актов проверки состояния узлов учета электроэнергии. В квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь 2012 года. ООО "УК "Поскомхоз" уведомило собственников и нанимателей жилья о предстоящем начислении ООО "УК" Поскомхоз" электроэнергии в составе единого платежного документа с 01.02.2012, а также о необходимости предоставления показаний индивидуального прибора учета электроэнергии для последующей корректировки. Согласно п.7.ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Согласно письму Министерства Регионального развития РФ от 02.05.2007 №8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», расчет размера платы за жилые помещения и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а на ресурсоснабжающие и подрядные организации указанные обязанности возлагаются только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками находящихся в нем жилых помещений. Однако, не смотря на действующее законодательство, а также на неоднократные письма ООО «УК «Поскомхоз» на сегодняшний день в адрес жителей домов, находящихся в управлении ООО «УК «Поскомхоз» продолжают поступать квитанции за электроэнергию от ОАО «Волгоградэнергосбыт». Поставка электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «УК «Поскомхоз» осуществляется по договору снабжения электрической энергией № 5316 от 01.04.2012, заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью «Волгоградская Независимая Энергосбытовая Компания». До заключения договора энергоснабжения, поставка и оплата электроэнергии осуществлялась по акту бездоговорного потребления с МУПП ВМЭС согласно показаниям общедомовых приборов учета (февраль - март 2012 года). Таким образом, производимые ОАО «Волгоградэнергосбыт» действия по начислениям, распечатке и доставке отдельных квитанций собственникам и пользователям помещений многоквартирных, домов, находящихся в управлении ООО «УК «Поскомхоз» считает незаконными. Просит признать незаконными действия ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК» по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Поскомхоз». Обязать ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» прекратить начисление и взимание платы за услуги по электроснабжению с собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Поскомхоз».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Советского района г. Волгограда подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из ч. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом, за исключением договора, заключаемого застройщиком в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса, заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в ч. 5 ст. 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
В судебном заседании установлено, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес> находятся в управлении ООО «УК «Поскомхоз».
На основании принятых на общем собрании собственниками помещений решений о выборе общества в качестве управляющей организации, ООО «УК «Поскомхоз» приняло в управление указанные многоквартирные жилые дома в Советском районе г. Волгограда, заключив с отдельными собственниками договоры управления.
Как управляющая организация указанных многоквартирных жилых домов, ООО «УК «Поскомхоз» ежемесячно производит начисление платы за услуги электроснабжения, направляя населению соответствующие платежные документы.
Согласно Агентского договора № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «УК «Поскомхоз» (принципал) и ООО «Расчетный информационный центр» (агент), агент обязуется за вознаграждение совершать от своего имени по поручению и за счет принципала юридические и иные действия, связанные с выполнением учетно-вычислительных работ по расчетам с населением за жилищно-коммунальные услуги по жилым многоквартирным домам, перечень которых приведен в приложении № 1 к настоящему договору, организацией оплаты жилищно-коммунальных услуг потребителями, приема денежных средств от потребителей за жилищно-коммунальные услуги в пользу принципала (л.д. 9-12).
Как следует из перечня установленных общедомовых приборов учета электроэнергии на домах, находящихся в управлении ООО «УК «Поскомхоз» расположены по следующим адресам: <адрес> (л.д. 6-8).
Согласно п. №. срок действия настоящего договора устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. №. договор считается пролонгированным на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении за один месяц до окончания срок действия. Договор может быть пролонгированным неограниченное число раз.
Из п. № следует, что договор может быть расторгнут досрочно, если одна из сторон уведомит об этом другую за тридцать календарных дней до предполагаемого срока расторжения. В случае досрочного расторжения договора, он продолжает действовать в части приема и перечисления денежных средств до полного взаиморасчета между сторонами.
На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6.2. ч. 6 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Из ч. 12 ст. 161 ЖК РФ следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
На основании п. 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики, а также исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 «О применении п. 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307» разъяснено, что в случаях, когда управление многоквартирными домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом) ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. В зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 ЖК РФ способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление вех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги (в том числе ресурсоснабжающая организация) – только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилья.
Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ и п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим, за который производится оплата если договором управления домом не установлен иной срок.
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ от 23.03.2007 № 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а на ресурсоснабжающие и подрядные организации указанные обязанности возлагаются только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Многофункциональный вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса г. Волгограда» (сокращенное наименование – ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда») (агент) и ОАО «Волгоградэнергосбыт» (принципал) заключен агентский договор № № и протокол разногласий к агентскому договору № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. №. настоящего договора агент по поручению принципала обязуется от своего имени, но за счет принципала производить информационно-вычислительные работы по расчетам за электроснабжение с населением, проживающим в жилых домах перечень которых приведен в приложении № №, № № к договору; заключить договоры с уполномоченными организациями на сбор платежей с населения за электроснабжение по адресно-именным единым платежным документам; заключить договор с организацией (организациями) на прием граждан по вопросам, связанным с начислением платы за электроснабжение, оформление и ведение лицевых счетов абонентов, выдачу новых платежных документов с корректировкой начисления в текущем периоде по заявлению абонента, выдачу абонентам дубликатов платежных документов для оплаты долга, внесение изменений в информационную базу на основании заявлений абонентов.
В соответствии с п. №. настоящего договора агент организует и обеспечивает подключение принципала к системе «Центр начислений» для возможности получения из системы информации.
Как следует из п. № договора агент обязуется ежемесячно производить начисление платы за электроснабжение согласно приложению № № к настоящему договору населению, проживающему в жилых домах, перечень которых приведен в приложении № № к настоящему договору с учетом действующих тарифов и мер социальной поддержки.
Согласно п. №. настоящий договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Из приложения № № к порядку взаимодействия между агентом и принципалом следует, что по извещению за ДД.ММ.ГГГГ года получателем оплаты за электроэнергию является ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» для ОАО «Волгоградэнергосбыт».
На основании данного договора собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах Советского района г. Волгограда, управление которыми осуществляется ООО «УК «Поскомхоз», ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК» направляются платежные документы по оплате услуг электроснабжения, оказанных ОАО «Волгоградэнергосбыт».
В силу п. 97 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, граждане переходят на обслуживание к гарантирующему поставщику с даты и времени установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для такого перехода, и вносят ему плату за потребленную с этого момента электрическую энергию.
Согласно постановлению Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 10.11.2010 № 25/1 изменены границы зоны деятельности гарантирующих поставщиков, с ДД.ММ.ГГГГ обязанности по поставке электрической энергии потребителям Волгограда от ООО «РЭС-Энергосбыт» перешли к ОАО «Волгоградэнергосбыт». С ДД.ММ.ГГГГ функции по поставке электрической энергии потребителям Волгограда осуществляет ОАО «Волгоградэнергосбыт».
В ходе судебного разбирательства установлено, что между ООО «Управляющая компания «Поскомхоз» и ОАО «Волгоградэнергосбыт» не достигнуто соглашение по условиям договора энергосбережения, указанный договор сторонами заключен не был.
Поскольку, ни один из спорных многоквартирных домов непосредственно собственниками жилых помещений не управляется, следовательно факт незаключения между ООО «Управляющая компания «Поскомхоз» и ОАО «Волгоградэнергосбыт» договора энергосбережения не является предусмотренным законом основанием для лишения управляющей организации статуса, прав и обязанностей поставщика коммунальных услуг, а также прав по начислению и взиманию непосредственно с граждан платы за электроэнергию, в связи с чем действия ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда» по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений многоквартирных домов находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Поскомхоз», являются неправомерными.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Советского района г. Волгограда о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации и обязании прекратить незаконные действия, законными, обоснованными и подлежащими удовлетоврению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Советского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц жителей Советского района г.Волгограда к Открытому акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт», Обществу с ограниченной ответственностью «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации и обязании прекратить незаконные действия – удовлетворить.
Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» и Общества с ограниченной ответственностью «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Поскомхоз», по следующим адресам: <адрес>
Обязать Открытое акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» и Общество с ограниченной ответственностью «МВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» прекратить начисление и взимание платы за услуги по электроснабжению с собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов Советского района Волгограда, по адресам: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 16 июля 2012 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.
Председательствующий Е.В. Чурина