Дело № 12-236/2010 г.
РЕШЕНИЕ
по жалобе (протесту) на постановление по делу
об административном правонарушении
04 июня 2010 года г. Волгоград
Судья Ворошиловского районного суда г.Волгограда Никитина Е.А.,
рассмотрев единолично жалобу Квятковского Петра Ивановича на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 04 марта 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Квятковского Петра Ивановича,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 04 марта 2010 года Квятковский П.И., как генеральный директор ЗАО «Волгоград-Обувь» был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, транспортировке, и ином обращении с отходами производства и потребления, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Квятковский П.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обосновании жалобы указал, что на момент проведения прокурорской проверки в целях соблюдения природоохранного законодательства в ЗАО «Волгоград-Обувь» был проведен ряд мероприятий. 13.11.2009 года ЗАО «Волгоград-Обувь» заключило с ООО «Атмосфера» Договор №231 на выполнение следующих работ: определение номенклатурного состава и изготовление инвентаризационной ведомости отходов; оформление исходных сведений об отходах и оформление паспортов опасных отходов 1-4 класса опасности на основании заключений о компонентном составе отходов, выданных специализированной экологической лабораторией, имеющей аккредитацию; разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). 13.11.2009 года ЗАО «Волгоград-Обувь» заключило с ООО «Атмосфера» договор №232 на выполнение следующих работ: изготовление расчета неорганизованного сброса загрязняющих веществ с территории предприятия. Кроме того, были изготовлены и находятся на согласовании в Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора паспорта опасных отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом; песок, загрязненный маслами; пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более; обтирочный материал, загрязненный маслами, отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс; покрышки с металлическим кордом отработанные; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); мусор строительный от разборки зданий; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории); в Нижнее-Волжское управление Ростехнадзора поданы заявления о выдаче свидетельств о классе опасности вышеперечисленных видов отходов для окружающей природной среды. Для ЗАО «Волгоград-Обувь» разработан проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, который находится на согласовании в Управлении ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении не учтено, что на момент проведения проверки ЗАО «Волгоград-Обувь» приняты все меры для устранения нарушений природоохранного законодательства еще до начала проведения прокурорской проверки. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности. Согласно п. 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. В данном случае вредных последствий в области охраны окружающей среды и существенной угрозы охраняемым общественным интересам не наступило, доказательств их наступления административным органом не представлено. На момент проведения проверки ЗАО «Волгоград-Обувь» были приняты все необходимые меры для соблюдения природоохранного законодательства. Просит постановление №3/8-10-Э Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 04 марта 2010г. отменить, административное производство прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя Нечипурук Е.С., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г. доводы, изложенные в жалобе поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области в судебное заседание не явился повторно, о дне слушания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Выслушав представителя заявителя Нечипурук Е.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки с 26 января 2010г. по 12 февраля 2010г. было установлено, что с 21 ноября 2007г. у ЗАО «Волгоград-Обувь» в ходе осуществления хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления 1,4, 5 классов опасности (люминесцентные лампы, мусор от бытовых помещений, мусор от уборки помещений, отходы бумаги от канцелярской деятельности и т.д.). Так за 2009г. вывезено 70,5 м отходов производства и потребления для размещения на полигоне. Однако на момент проверки предприятие не разработало паспорта на опасные отходы, не получило лимиты на размещение отходов, не ведет достоверный учет образовавшихся отходов, что является нарушением требований ст.ст.39, 51 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» №7 –ФЗ от 10.01.20002г., ст.ст.11, 14,18,19 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г.
Постановлением № 3/8-10-Э от 04 марта 2010 года о назначении административного наказания генеральному директору ЗАО «Волгоград-Обувь» Квятковский П.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических требований при сборе, складировании, использовании, транспортировке и ином обращении с отходами производства и потребления и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей л.д.5-6).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, 13.11.2009 года между ЗАО «Волгоград-Обувь» и ООО «Атмосфера» был заключен договор №231 на выполнение следующих работ: определение номенклатурного состава и изготовление инвентаризационной ведомости отходов; оформление исходных сведений об отходах и оформление паспортов опасных отходов 1-4 класса опасности на основании заключений о компонентном составе отходов, выданных специализированной экологической лабораторией, имеющей аккредитацию; разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) л.д.7-8).
13.11.2009года между ЗАО «Волгоград-Обувь» и ООО «Атмосфера» был заключен договор №232 на выполнение следующих работ: изготовление расчета неорганизованного сброса загрязняющих веществ с территории предприятия л.д.10-11), договор №12 от 29.01.2010г. л.д.12).
Кроме того, как следует из пояснений представителя заявителя, были изготовлены и находятся на согласовании в Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора паспорта опасных отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом; песок, загрязненный маслами; пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более; обтирочный материал, загрязненный маслами, отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс; покрышки с металлическим кордом отработанные; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); мусор строительный от разборки зданий; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории).
09 февраля 2010г. в Нижнее-Волжское управление Ростехнадзора поданы заявления о выдаче свидетельств о классе опасности вышеперечисленных видов отходов для окружающей природной среды л.д.16-17, 18-19).
19 февраля 2010г. в Управление ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области было подано заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения л.д.20).
Для ЗАО «Волгоград-Обувь» разработан проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, который находится на согласовании в Управлении ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области.
В соответствии с п. 74 ст. 17 ФЗ № 128-ФЗ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», установлено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Согласно ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона - индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
Согласно ст. 14 ч. 3 вышеуказанного Закона - на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В силу ст. 18 вышеуказанного Закона, в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Кроме того, ст. 28 вышеуказанного Закона предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания: проводят работу по паспортизации опасных отходов; организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, суд на основании анализа материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, пришел к выводу, что данное правонарушение можно отнести к малозначительным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует, вредных последствий в области охраны окружающей среды и существенной угрозы охраняемым общественным интересам не наступило, доказательств их наступления административным органом не представлено. На момент проведения проверки ЗАО «Волгоград-Обувь» были приняты все необходимые меры для соблюдения природоохранного законодательства.
При вышеуказанных обстоятельствах суд считает, что постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Волгоградской области №3/8-10-Э от 04 марта 2010г. является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
Жалобу Квятковского Петра Ивановича на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 04 марта 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Квятковского Петра Ивановича – удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 04 марта 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора ЗАО «Волгоград-Обувь» Квятковского Петра Ивановича – отменить, производство по делу прекратить.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский райсуд г. Волгограда.
Судья