Дело № 12-250/2010
РЕШЕНИЕ
по жалобе (протесту) на постановление по делу
об административном правонарушении
01 июля 2010 года г.Волгоград
Судья Ворошиловского райсуда г.Волгограда Олейникова В.В.
рассмотрев жалобу Трушина А.А. на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 20 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Волгоградской области № 3/15-10-Э от 20 мая 2010 года, Трушин А.А., заместитель директора по общим вопросам филиала «Каустик» «Волгоградская ТЭЦ-3», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Трушин А.А. являясь заместителем директора по общим вопросом филиала «Каустик», обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в обоснование указав, что 12 мая 2010 года, в ходе проведенной инспектором по охране природы по Волгоградской области проверки в отношении него составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ. Считает указанное решение инспектора незаконным, поскольку в протоколе и постановлении указано, что на грунте без водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, на котором согласно п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 должны складироваться отходы производства и потребления, установлено размещение железобетона и металлолома. При этом указано на нарушение требований ст.ст. 39, 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ст.11 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». Однако содержание самих нарушенных требований указанных законов не указано. Инспектором не были исследованы концентрации химических веществ в названных объектах окружающей среды, отходы железобетона и металлолома не являются отходами производства или отходами потребления. Требования СанПиН указанные инспектором распространяются на отходы I-IV классов опасности. Инспектором же класс опасности хранящихся отходов не определялся. В то время как отходы бетона и металлолома являются отходами V класса опасности и их хранение не требует устройства специальной бетонной площадки. Должностные лица органа контроля (надзора), при проведении проверки, не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа гос.контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.
Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить за отсутствием в его деяниях состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя Трушина А.А. - Брюнин С.Г., действующий по доверенности от 01 июня 2010 года, доводы жалобы поддержал, полагает, что вынесенное постановление не законно и не обоснованно, считает, что вина Трушина А.А. в совершении административного правонарушения не нашла своего подтверждения.
Представитель Росприроднадзора по Волгоградской области Трусов А.С., действующий по доверенности от 21 июня 2010 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения требования заявителя жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого велось административное производство.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст.1.5 КоАП РФ).
Как установлено в судебном заседании, 18 мая 2010 года, в ходе проведения Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области плановой выездной проверки, в деятельности ОАО «Каустик» были выявлены следующие нарушения: ОАО «Каустик» осуществляет забор воды из р.Волга и не в полной мере выполняет условия водопользования; в состав ОАО «Каустик» входит филиал «Волгоградская ТЭЦ-3», у которого в 2009 году образовалось 623,461 т/год отходов, при этом захоронено на объекте размещения отходов – секции 2 прудонакопителя ОАО «Каустик» - 445,82 т/год отходов производства и потребления 4,5 классов опасности. При этом лимиты на размещение этих отходов в 2009 году по настоящее время у предприятия отсутствуют; 12 мая 2010 года при проведении проверки на территории филиала ОАО «Каустик» «Волгоградская ТЭЦ-3» южнее поста охраны 4 на грунте без искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, на котором согласно п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 должны складироваться отходы производства и потребления, установлено размещение отходов железобетона и металлолома на площади 5х5кв.м.; порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в соответствии с СТО 72796163-30-2008 «Порядок осуществления производственного экологического контроля» от 16 июня 2008 года до настоящего времени не представлен на согласование с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами; установлен факт нарушения правил эксплуатации, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению; установлен факт нарушения ОАО «Каустик» правил охраны атмосферного воздуха.
Постановлением 3/15-10-Э от 20 мая 2010 года, заместитель директора по общим вопросам филиала «Каустик» «Волгоградская ТЭЦ-3» Трушин А.А. признан виновным в нарушениях, предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ и на последнего наложен штраф в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст.8.2. КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административных санкций в виде штрафа в установленном законом размере.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 39 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.11 ФЗ-89 РФ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В силу п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
При привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, должен быть доказан факт нарушения экологических норм при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Также следует учесть, что согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее – отходы) представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 12 мая 2010 года на территории филиала ОАО «Каустик» «Волгоградская ТЭЦ-3» южнее поста охраны № 4 на грунте без искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия установлено размещение отходов железобетона и металлолома на площади 5х5кв.м., что не заявителем жалобы оспорено не было.
Выявленный в ходе проверки лом железобетона является вспомогательным материалом при производственной деятельности ОАО «Каустик» относится к разряду отходов в виде товаров, утративших потребительские свойства.
Доводы заявителя жалобы о том, что требования СанПиН указанные инспектором распространяются на отходы I-IV классов опасности, не состоятельны, поскольку п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 способы хранения отходов I-IV категории предусматривают способы хранения отходов в различных емкостях, тогда как п.3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 регулирует способы хранения всех отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары или в не герметичной таре.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено лицом, не уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а именно Роспироднадзором по Волгоградской области, суд находит несостоятельными, так как согласно п.5.1.1 Положения о Росприроднадзоре по Волгоградской области, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 11.12.2007 N 510 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области", Территориальный орган осуществляет контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти Волгоградской области.
В силу ст.8.2 КоАП РФ.
Таким образом, в ходе осуществления деятельности ОАО «Каустик», Трушин А.А., как должностное лицо и ответственное за соблюдение законодательства об отходах производства и потребления на предприятии в целом, ненадлежащим образом осуществляет обязанности за соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, переработке, обезвреживании транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, что явилось основанием привлечения к административной ответственности.
Суд приходит к выводу о том, что вина заявителя доказана, в действиях Трушина А.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, нарушение прав Трушина А.А. в ходе административного расследования, судом не установлено.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд, полагает необходимым оставить без изменения постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 3/15-10-Э от 20 мая 2009 года о привлечении заместителя директора по общим вопросам филиала ОАО «Каустик» «Волгоградская ТЭЦ-3» Трушина А.А. к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 20 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении Трушина А.А. – оставить без изменения, а жалобу Трушина А.А., без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский райсуд г.Волгограда.
Председательствующий: