об админитсративном правонарушении предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ



Дело № 12-137/2010

РЕШЕНИЕ

05 апреля 2010 года

Судья Ворошиловского районного суда Волгограда Олейникова В.В. рассмотрев единолично жалобу Кожанова А.С. на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Волгоградской области;

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 5/12-10-Э от 09 марта 2010 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Волгоградской области должностное лицо - технический директор ООО «Табачная фабрика Реемстма-Волга» Кожанов А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, а именно за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия, выразившиеся в организованном сбросе загрязняющих (химических) веществ в составе сточных вод на рельеф местности без разрешения.

Не согласившись с вышеназванным постановлением, Кожанов А.С. подал в суд жалобу, указав на недоказанность события административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Кожанова А.С. - Гуревич А.Е., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивали, просили жалобу удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Волгоградской области - Чухуа Г.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании протокола об административном правонарушении 5/12-10Э от 24 февраля 2010 года государственным инспектором по охране природы по Волгоградской области Ярмоленко И.В. вынесено постановление № 5/12-10-Э от 09 марта 2010 года о привлечении технического директора ООО «Табачная фабрика Реемстма-Волга» Кожанова А.С. к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст.1.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст. 34 - 39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды",

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, должен быть доказан факт нарушения экологических норм при эксплуатации предприятия с организованным сбросом химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 24.02.2010 года, 02 февраля 2010 года в 11.30 часов в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды ООО «Табачная фабрика Реемстма-Волга» установлен факт несоблюдения экологических требований при эксплуатации предприятий а именно: весь поверхностный сток с территории предприятия с кровель зданий, с промплощадок, с дорог собирается в дождеприемники и отводится на очистные сооружения и далее через рассеивающий выпуск по трубопроводу диаметром 300 мм отводится в лесопосадку на рельеф местности. Данный сброс производился в 2009 году, что зафиксировано протоколом № 90 от 10.06.2009 года количественного химического анализа сточных вод, согласно которого в сточной воде после очистных сооружений обнаружено наличие химических веществ. Протоколом осмотра территории от 02 февраля 2010 года установлено место совершения административного правонарушения, а именно в санитарно-защитной зоне предприятия из колодца, расположенного в 30 метрах юго-восточнее предприятия, производится сброс сточных вод, поступающей из очистных сооружений на рельеф местности.

Вместе с тем, из акта от 29.03.2000 приемки законченного строительством объекта, акта проверки от 12.02.2010 № 7/01-10-Э, протокола об административном правонарушении видно, что сточные воды поступают на очистные сооружения.

Доказательств того, что очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии, в материалах дела нет.

Согласно проектной документации реконструкции Табачной фабрики ООО «Бененсон-С» в г.Волгограде предусмотрено, что поверхностные стоки с территории фабрики сводятся в очистные сооружения ливневой канализации, данная вода используется для полива территории предприятия, излишние воды отводятся в лесопосадку. Предусмотрен рассеивающий выпуск воды с устройством фильтрующей траншеи в лесопосадке. Отвод сточных вод и дождевых вод после соответствующей очистки согласован с Госсанэпиднадзором и Волгоградским лесхозом по состоянию на 1996 год.

Вместе с тем, в настоящее время, при осмотре санитарно-защитной зоны управление не производило отбор проб в целях определения наличия в сточных водах прошедших очистные сооружения загрязняющих веществ.

Кроме того, административным органом не представлено доказательств факта организованного сброса обществом сточных вод. Допустимыми средствами доказывания данный факт не зафиксирован.

Из протокола от 10.06.2009 № 90 количественного химического анализа сточных вод видно, что в пробе, отобранной из контрольного колодца на территории общества, установлено наличие химических веществ.

Однако административным органом не представлено доказательств, что сточные воды из контрольного колодца сбрасываются в окружающую среду.

Доводы представителя Росприроднадзора о том, что нарушение экологических норм в данном случае связано с непосредственным выводом функционирующей трубы из очистных сооружений в лесопосадку в области санитарно-защитной зоны предприятия и стока вод содержащих загрязняющие вещества, что безусловно связано с загрязнением почвы лесопосадки, являются несостоятельными, поскольку из представленных материалов не усматривается непосредственный организованный сброс на период проверки химических веществ в почву лесопосадки из трубы водоотвода.

Как видно из материалов дела, протокол от 04.02.2010 года об административном правонарушении не был составлен на месте выявления правонарушения 02.02.2010 года.

Протокол от 02.02.2010 года осмотра территории в нарушение части 1 статьи 25.7, части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен с участием одного понятого, являющегося работником общества, и поэтому не может рассматриваться судом в качестве допустимого доказательства. Акт проверки от 12.02.2010 был оформлен после составления 04.02.2010 протокола об административном правонарушении. Никаких иных доказательств события правонарушения (сброса сточных вод) материалы дела не содержат.

В силу части 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Однако событие административного правонарушения не зафиксировано управлением в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.

При таких обстоятельствах, суд находит доводы Кожанова А.С. обоснованными, а постановление от 09 марта 2010 года подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Кожанова А.С. - удовлетворить.

Постановление № 5/12-10-Э от 09 марта 2010 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Волгоградской области о привлечении должностного лица - технического директора ООО «Табачная фабрика Реемстма-Волга» Кожанова А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ - отменить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий: