постановление без изменения, далоба без удовлетворения



Дело № 12-298/10

РЕШЕНИЕ

по жалобе (протесту) на постановление по делу

об административном правонарушении

18 августа 2010 годаг. Волгоград

Судья Ворошиловского райсуда г.Волгограда Полищук Г.М.

рассмотрев жалобу директора Открытого акционерного общества «»Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» Груздова Александра Петровича на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 25 июня 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 8\14-10-Э от 25 июня 2010 года, директор ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» Груздов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Груздов А.П. обратился в суд с жалобой, в обоснование указав, что в оспариваемом постановлении указано, что предприятием не обеспечено выполнение требований «Правил эксплуатации установок очистки газов». Полагает указанный вывод необоснованным, поскольку правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Считает, что поскольку «Правила эксплуатации установок очистки газов» были приняты не в соответствии с требованиями Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», то их нарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 КоАП РФ. Просит постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 8/14-10-Э от 25 июня 2010 года, отменить, производство по делу прекратить.

Груздов А.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области Чухуа Г.Н., действующий на основании доверенности № 1 от 11.01.2010г., в судебном заседании против удовлетворения жалобы Груздова А.П. возражал, суду пояснил, что при проведении внеплановой проверки ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» установлено, что директором ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс», Груздовым А.П. не обеспечено выполнение требований правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры. В связи с чем, директор ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» был привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, и наложен штраф в размере 1 000 руб. Данное постановление принято законно и обоснованно. Кроме того, не согласился с доводами заявителя о том, что нарушение Правил эксплуатации установок очистки газов не образуют состава административного правонарушения, поскольку данные правила утверждены главным государственным инспектором СССР по контролю за работой газоочистительных и пылеулавливающих установок 28.11.1983 года, согласованы с Главным государственным инспектором СССР по охране атмосферного воздуха и заместителем Главного Государственного санитарного врача СССР. Названые Правила являются обязательными для предприятий, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности. Просит в удовлетворении жалобы Груздова А.П. отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого велось административное производство.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч.1, ч.2 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, поступившее из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения руководителя и.о. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 75 от 25.05.2010 года, в срок с 27 мая 2010 года по 23 июня 2010 года, ведущему специалисту-эксперту отдела экологического контроля, Петрову А.В. было поручено проведение проверки исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха в отношении ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс».(л.д.)

В ходе проведенной проверки установлено, что директором ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» - Груздовым А.П. не обеспечено выполнение требований правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, а именно п.4.1, 4.3, 4.4 «Правил эксплуатации установок очистки газа», в инструкциях по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа отсутствуют: технические характеристики аппаратов очистки газа, входящих в состав установки; сведения о предусмотренных проектом приборах контроля и автоматики; оптимальные технико-экономические параметры работы установки, а также допустимые их отклонения, предусмотренные проектом или полученные в процессе пуско-наладочных работ и согласованные с организацией-разработчиком проекта; режим работы технологического оборудования, обеспечивающий оптимальные параметры эксплуатации установки. Установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год. Перед пуском в работу требования о необходимости убедиться в следующем: приборы контроля и автоматики в наличии и исправны. В период эксплуатации необходимо контролировать гидравлическое сопротивление промышленного фильтра; обеспечивать требуемую периодичность и эффективность работы имеющихся устройств по регенерации фильтрующих поверхностей промышленных фильтров и устройств по пылеудалению и транспортировке пыли. Фильтр от камеры полимеризации эксплуатируется с эффективностью очистки по формальдегиду ниже указанной в паспорте ГПУ и проекте предельно-допустимых выбросов – 51,4% - по проведенным контрольным замерам – 46,02%, то есть не обеспечено выполнение требований п.1 ст.14, п.1 ст.30 ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха», п.1 ст.34, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года.

Указанные факты образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Субъектами ответственности за правонарушения, квалифицируемые по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, являются руководители организаций, по вине которых не используются оборудование и аппаратура, предназначенные для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо используется неисправная аппаратура, нарушаются правила ее эксплуатации, срываются сроки выполнения плановых заданий по строительству и вводу сооружений для очистки выбросов, не осваиваются выделенные на это средства.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года, эксплуатация, зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия.

В силу ч.1 ст.30 названного закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены главным государственным инспектором СССР по контролю за работой газоочистительных и пылеулавливающих установок 28.11.1983 г., согласованы с главным Государственным инспектором СССР по охране атмосферного воздуха, и заместителем Главного Государственного санитарного врача СССР. Указанные Правила разработаны Государственной инспекцией по контролю за работой газоочистительных и пылеулавливающих установок (Госинспекцией газоочистки) Министерства химического и нефтяного машиностроения на основании Положения о Государственном контроле за работой газоочистительных и пылеулавливающих установок, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 07.02.1974 г. № 96, с учетом дополнений, внесенных постановлением Совета Министров СССР от 19.08.1982 г. № 764, вив соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.1.04-77 и изменениями к нему, ГОСТ 25 199-82.

Согласно пункту 1.1 Правил, правила являются обязательными для предприятий, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности. Правила не распространяются на установки очистки газа от транспортных средств и от агрегатов, имеющих выбросы радиоактивных веществ.

В соответствии с п.1.5 «Правил эксплуатации установок очистки газа», на основании настоящих ПЭУ предприятиями, организациями и учреждениями должны быть разработаны и утверждены инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пусконаладочной организаций. Приизменении технологического процесса должнабыть пересмотрена инструкция по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа. Инструкция должна содержать: схему устройства и управления установки; технические характеристики аппаратов очистки газа, входящих в состав установки; сведения о предусмотренных проектом приборах контроля и автоматики;оптимальные технико-экономические параметрыработы установки, а также допустимые их отклонения, предусмотренные проектом или полученные в процессе пусконаладочных работ и согласованные с организацией - разработчиком проекта; режим работы технологического оборудования, обеспечивающий оптимальные параметры эксплуатации установки; перечень учетно-отчетной документации по эксплуатации и обслуживанию установки с указанием периодичности ее заполнения; порядок пуска, остановки и обслуживания установки; перечень быстроизнашивающихся узлов и наиболее часто встречающихся неисправностей с указанием способов их устранения; порядок действия персонала в аварийных ситуациях (на технологическом оборудовании и на установках очистки газа); правила безопасности при эксплуатации и обслуживании установок с перечнем вспомогательных устройств и инвентаря для эксплуатации и обслуживания установки (площадки, ограждения, приспособления, средства пожаротушения и индивидуальной защиты, предупреждающие и запрещающие плакаты, заземляющие устройства и т.д.); схему размещения точек для измерения параметров работы установок очистки газа.

Из п.3.6 названных Правил следует, что установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год, а также в следующих случаях: при работе технологического оборудования на измененном режиме более 3-х месяцев или при переводе его на новый постоянный режим работы; после строительства, капитального ремонта или реконструкции установки. Результаты проверки оформляются актом и заносятся в паспорт установки.

В случае несоответствия параметров работы установки проектным принимаются необходимые меры для наладки установки, ее реконструкции или замены.

Согласно п.7.1 Правил, перед пуском в работу необходимо убедиться в следующем: фильтрующие элементы промышленных фильтров надежно уплотнены в местах крепления, не деформированы, не повреждены и отвечают условиям эксплуатации, чистота фильтрующей поверхности этих элементов находится в допустимых пределах; система регенерации фильтрующих элементов и система пылеуборки исправны и готовы к работе; ремонтные работы закончены, промышленный фильтр исправен и готов к эксплуатации; приборы контроля и автоматики в наличии и исправны.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области Чухуа Г.Н., пояснил, что в ходе проверки в ОАО «Термостепс» установлено, что директором ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» Груздовым А.П., не обеспечено выполнение требований правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, а именно п.1.5, 3.6, 7.1 «Правил эксплуатации установок очистки газа», то есть не обеспечено выполнение требований п.1 ст.14, п.1 ст.30 ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха», п.1 ст.34, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года.

На основании данных полученных в ходе проверки, а также установленных фактов, постановлением государственного инспектора по охране природы Российской Федерации по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 8/14-10-Э от 25 июня 2010 года, директор ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 1000 рублей. (л.д.4)

Ссылки заявителя на то обстоятельство, что Правила эксплуатации установок очистки газа не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, а поэтому не подлежат применению, является необоснованными, поскольку впервые необходимость регистрации и опубликования ведомственных нормативных актов в России нормативно закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05. 1992 г. № 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов".

Согласно указанному постановлению обязанность регистрации нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и

законные интересы граждан или носящих межведомственный характер установлена только начиная с 15 мая 1992 г.

Законодательство, действующее на момент принятия Правил эксплуатации установок очистки, 1984 г., не предусматривало обязанность министерств и ведомств осуществлять обязательную регистрацию изданных нормативных актов с последующим их официальным опубликованием.

Указанные Правила до настоящего времени не отменены и действуют в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации. Это соответствует пункту 2 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.1991г. № 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств".

Кроме того, директор ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» при разработке и ведении документации установок очистки газа, так и при эксплуатации установок руководствовался «Правилами по эксплуатации установок очистки газа», что усматривается из приказа ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» №81 от 07 апреля 2008 года.(л.д.)

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В протоколе об административном правонарушении указаны все необходимые сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе время, место и событие административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора Общества.

Таким образом, доводы Груздова А.П., изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения, в ходе судебного разбирательства, поскольку вина заявителя полностью доказана, состав правонарушения указан в постановлении об административном правонарушении, в действиях Груздова А.П. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.25.1 КоАП РФ, в отношении директора ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» в ходе административного расследования инспектором Росприроднадзора нарушены не были.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, суд, полагает что, постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 8/14-10-Э от 25 июня 2010 года о привлечении директора ОАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.21 КоАП РФ законно и обосновано.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 8/14-10-Э от 25 июня 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ в отношении директора ЗАО «Волгоградский завод теплоизоляционных изделий «Термостепс» Груздова Александра Петровича – оставить без изменения, а жалобу Груздова Александра Петровича, без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский райсуд г.Волгограда.

Председательствующий: