о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг



Дело № 11-131/11

Дело № 11-131/11

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

15 ноября 2011 года       г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

при секретаре Язевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Синицына Виктора Петровича, Синицына Петра Викторовича - Синицыной Елены Яковлевны на решение мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района г. Саратова от 09 августа 2011 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «иные данные» к Синицыну Виктору Петровичу, Синицыну Петру Викторовичу, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «иные данные», администрация муниципального образования «Город Саратов» о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, которым постановлено:

взыскать с Синицына Виктора Петровича в пользу общества с ограниченной ответственностью «иные данные» задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 16157 руб. 14 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 610 руб. 07 коп., а всего 16767 (шестнадцать тысяч семьсот шестьдесят семь) рублей 21 копейка.

Взыскать с Синицына Петра Викторовича в пользу общества с ограниченной ответственностью «иные данные» задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 16157 руб. 14 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 610 руб. 07 коп., а всего 16767 (шестнадцать тысяч семьсот шестьдесят семь) рублей 21 копейка

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции

установил:

Истец обратился к мировому судье с иском к Симницыну В.П., Синицыну П.В. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, в обоснование которого указал, что ответчики являются собственниками <адрес>, общая площадь которой составляет 59,40 кв. м. Указанная квартира расположена в жилом доме, управление которым осуществляется обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «иные данные». В соответствии со ст. ст. 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан оплачивать коммунальные услуги и квартирную плату. Однако, ответчики возложенные на них обязательства по оплате коммунальных услуг, ремонта и содержания жилья не выполняют. Задолженность по указанным платежам ответчиков перед истцом составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 34004 руб. 61 коп. В связи с чем, просит взыскать указанную сумму в равных долях с ответчиков, а также судебные расходы.

В ходе рассмотрения дела у мирового судьи истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 32314 руб. 28 коп.

Рассмотрев возникший спор, мировой судья постановил указанное выше решение, на которое представителем Синицына В.П. и Синицына П.В. - Синицыной Е.Я. была подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что мировым судьей неправильно применены нормы материального права. Так, мировой судья не проверил обоснованность начисления коммунальных платежей, их размер и соответствие нормам права. Кроме того, ряд услуг по содержанию жилья не оказывалось.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит решение мирового судьи подлежащим изменению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ООО «УК иные данные», осуществляет на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 35-38).

Ответчики являются собственниками <адрес> по 1/2 доле (т. 1 л.д. 183), указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Установлено, что управление вышеуказанным домом осуществляет ООО «Управляющая компания Первая Волжская ЖЭК», истец по делу.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно представленным квитанциям по оплате за коммунальные услуги и жилье за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику начислено 32885 руб. 96 коп.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Частью второй статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Статьей 37 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а именно доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно статьям 153 - 157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением платы за наем). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.

Что подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ -Г08-97.

Таким образом, ответчик обязан вносить плату за ремонт и содержание жилья, установленные либо в соответствии с решением общего собрания собственников жилых помещений либо в соответствии со стандартами оплаты жилого помещения, если размер оплаты за содержание и ремонт жилья не принят общим собранием собственников жилых помещений.

Содержание жилья и ремонт жилья взимаются по тарифам соответственно 7,22 руб. кв/м и 3,0 руб. 1 кв/м.

Как следует из Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила), в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 6 Правил).

Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (п.7 Правил).

Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (п. 8 Правил).

Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (п. 9 Правил).

В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле:

,

где:

- размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей);

- стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей);

- количество календарных дней в месяце;

- количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 10 Правил).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией стоимость отдельных услуг или работ (), входящих в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей уполномоченным органом местного самоуправления, отражается в смете, направляемой управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, в котором находятся жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в течение 10 рабочих дней после установления для нанимателей размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 11 Правил). Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 15 Правил). Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 16 Правил).

Как следует из представленных Синицыной В.П., Синицыной П.В. заявлений и претензий, направленных в ООО «УК иные данные» в спорный период времени, не оказывались услуги по содержанию жилья: отсутствуют мытье лестничных площадок и маршей, подметание полов кабины лифта и влажная уборка, подметание полов во всех помещениях общего пользования, протирание пыли с подоконников в помещениях общего пользования, мытье окон в помещениях общего пользования, уборка подвального помещения, подметание земельного участка в летний период, уборка мусора с газона, уборка мусора на контейнерных площадках, сдвижка и подметание снега при отсутствии снегопадов, сдвижка и подметание снега при снегопаде, полив газонов, выкашивание газонов, ликвидация наледи, обрезка деревьев и кустарников (т. 3 л.д. 119-137, т. 3 л.д. 195-232).

Вместе с тем, представителем истца соответствующие акты не составлялись, в связи с чем, истец лишил себя возможности доказывать надлежащее предоставление услуг по содержанию жилья в соответствии с установленным тарифом и структурой оплаты за содержание жилья.

Вместе с тем, указанные обстоятельства, изложенные Синицыной В.П. и Синицыной П.В., подтверждаются показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, а также представленными фотографиями (т. 3 л.д. 234-237).

В связи с чем, суд приходит к выводу о снижении размера оплаты за содержание и ремонт жилья, поскольку мировым судьей не исследовался вопрос о фактическом предоставлении указанных жилищных услуг.

Суд находит расчет, представленный истцом правильным, однако из оплаты подлежат исключению 2232 руб. 50 коп. в связи с неполучением услуг по содержанию и ремонту жилья в полном объеме за период с июля 2010 года по май 2011 года (недополучение услуги 202,95 руб. за содержание жилья в месяц).

Доводы представителя ответчика, что у управляющей компании заключены договора на оказание услуг по содержанию и ремонту жилья, суд находит необоснованными, поскольку установлено, что фактически данные услуги представлялись не в полном объеме.

Исковых требований Синицына В.П., Синицына П.В. к управляющей компании о перерасчете платежей по отоплению, электроэнергии мест общего пользования не заявлялось, данных показателей индивидуального прибора учета электроэнергии для расчета затрат на оплату электроэнергии мест общего пользования, не представлялось.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что у Синицыных установлен прибор учета водоснабжения, в связи с чем начисление за услугу водоснабжения по нормативам суд находит необоснованной. Как установлено в судебном заседании Синицыными, оплачено 13812 руб. 32 коп. в счет оплаты за горячее водоснабжение и отопление, в связи с чем начисление за указанные услуги денежной суммы в размере 19667 руб. 66 коп. необоснованными.       

При таких обстоятельствах с ответчиков в равных долях в пользу истца следует взыскать задолженность за оплату жилья и коммунальных услуг в размере 10895 руб. 80 коп.

Таким образом, конечные выводы мирового судьи о правах и обязанностях сторон в целом верны, мировой судья правильно применил материальный закон к спорным правоотношениям, его выводы, содержащиеся в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, но в суде апелляционной инстанции были добыты новые доказательства в части ненадлежащего оказания коммунальных услуг, в связи с чем суд реализует предоставленное законом полномочие по изменению проверяемого решения мирового судьи.

Что касается довода жалобы о ненадлежащем оказании услуг - отсутствие подачи горячей воды в ночное время, то суд исходит из того, согласно представленных договоров на поставку тепловой энергии С/ГВС, а также представленных актов выполненных работ и счетов-фактур, оплата поставленных коммунальных услуг начислена в соответствии с тарифами и размерами, установленными условиями конкурса, проведенного комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования и оснований для перерасчета коммунальной услуги - горячего водоснабжения у суда не имеется.

Таким образом, с ответчиков в пользу истца в равных долях подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 439 руб. 43 коп.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 362-363 ГПК РФ, суд

решил:

решение мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района г.
Саратова от 09 августа 2011 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания иные данные» к Синицыну Виктору Петровичу, Синицыну Петру Викторовичу, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «Центр начислений Соколовогорский», администрация муниципального образования «Город Саратов» о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг изменить.

Взыскать с Синицына Виктора Петровича, Синицына Петра Викторовича в равных долях задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 10895 руб. 80 коп. (десять тысяч девятьсот восемьдесят пять руб. 80 коп.), судебные расходы в размере 439 руб. 43 коп. (четыреста тридцать девять руб. 43 коп.), а всего 11335 руб. 23 коп. (одиннадцать тысяч триста тридцать пять руб. 23 коп.).

В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания иные данные» и отказать.

Апелляционное решение вступает в законную силу немедленно и кассационному обжалованию не подлежит.

Судья                                                                                     Ю.В. Ефимкина