Именем Российской Федерации 30 июня 2010 г. г. Саратов. Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Егоровой И.А., при секретаре Мясушкиной Ю.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Добровольской М.А. о признании действия незаконным, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, У С Т А Н О В И Л : Добровольская М.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действия Администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки); возложении на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу утвердить и выдать Добровольской М.А. схему расположения земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), мотивируя свои требования следующим: 24.02.2010г. она обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). В тот же день, 24.02.2010 г. было подано заявление об утверждении и выдаче схемы расположения данного земельного участка. Письмом первого заместителя главы Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.03.2010 года № 01-10-05-84д заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка рассмотрено по существу и оставлено без удовлетворения. Заявитель считает, что отказ Администрации муниципального образования «Город Саратов» в утверждении схемы расположения земельного участка незаконен. Из содержания писем Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.03.2010 г. № 01-10-05-84д и Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22.03.2010 г. № 328сс/04-ок следует, что, по мнению органа местного самоуправления, утверждение схемы расположения земельного участка под размещение оборудованной спортивной площадки не соответствует п.8.78 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 14.06.2007 года № 230-П, и проекту решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Между тем, данные доводы Администрации муниципального образования «Город Саратов» не основаны на действующем законодательстве. Из п. 1.1. Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 14.06.2007 г. № 230-П, следует, что данный акт содержит лишь основные рекомендации по планировке и застройке городских и сельских поселений Саратовской области, распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих объектов, то есть не содержит законодательно установленных и обязательных ограничений в использовании земельных участков и не применим к спорной ситуации, поскольку размещение спортивной площадки (без цели строительства) не предполагает проектирование и строительство новых либо реконструкцию существующих объектов. Тем не менее, согласно п.8.78 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области минимальное расстояние от границ спортплощадок до окон жилых домов следует принимать от 20 до 40 метров в зависимости от шумовых характеристик площадки. Между тем, площадь испрашиваемого земельного участка составляет 1300 кв.м., что уже обеспечивает возможность разместить внутри участка спортивную площадку с данными отступами исключительно от его границ, то есть независимо от того какие объекты (жилые дома, хозяйственные постройки или другие) расположены на смежных земельных участках, а если такими объектами являются жилые дома - независимо от расстояния от окон этих домов до границ смежных земельных участков. Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, Администрация муниципального образования «Город Саратов» не учла п. 8.79 и п. 8.80 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, которыми рекомендовано озеленение и ограждение спортивной площадки. Озеленение рекомендуется размещать по периметру площадки, высаживая быстрорастущие деревья на расстоянии от края площадки не менее 2 метров. Тем самым, в этом же акте предусмотрены отступы от границ земельного участка до размещаемой внутри него спортивной площадки для обеспечения озеленения и ограждения. Таким образом, утверждение органа местного самоуправления о применении в данном случае Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области и несоблюдении предусмотренных им рекомендательных расстояний от спортивных площадок несостоятельно. Кроме того, данное утверждение голословно, поскольку не основывается на конкретных фактах размещения на смежных земельных участках жилых домов и расстоянии от их окон до границ земельных участков, на которых они расположены. Более того, в п.2 ст.7 ЗК РФ закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Из буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что орган местного самоуправления вправе отказать в утверждении схемы расположения земельного участка только в случае ее несоответствия зонированию территорий - если заявителем избраны цель и разрешенный вид использования земельного участка, не предусмотренные зонированием территорий. В связи с этим ссылка на Региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области, не устанавливающие зонирование территории города Саратова, явно противоречит закону. Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». В составе этих Правил опубликована Карта градостроительного зонирования территории города Саратова. В письме Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22.03.2010 г. № 328сс/04-ок подтверждено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 - зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа, одним из основных видов разрешенного использования земельных участков которой является размещение спортивных площадок. Поскольку заявитель просила предоставить в аренду земельный участок для целей, не связанных со строительством, - для размещения оборудованной спортивной площадки, то каких-либо отступлений от зонирования территории города в такой ситуации не имеется. Визуальное сравнение опубликованной Карты градостроительного зонирования территории города Саратова в первоначальной редакции Правил землепользования и проектируемых изменений в этой Карте показало, что границы территориальной зоны Ж4 по ... (район Областной клинической больницы) не предполагается изменять. Вследствие этого, утверждение о возможном изменении территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок, голословно, официально опубликованными документами не подтверждается. В данном случае незаконный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка препятствует заявителю оформить право аренды на участок, поэтому допущенное нарушение ее прав устранимо только путем понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов» к утверждению и выдаче схемы расположения участка. Добровольская М.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель заявителя Лукьянов В.Н., действующий на основании доверенности от 24.04.2010 г. в судебном заседании поддержал требования доверителя и дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Представитель администрации муниципального образования « Город Саратов» Носырева О.В., действующая на основании доверенности от 19.06.2009г., в судебном заседании просила отказать Добровольской М.А. в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в оползневой зоне, занят многолетними зелеными насаждениями, примыкающими к лесному массиву « Кумысная поляна ». Освоение Добровольской М.А. испрашиваемого земельного участка для обустройства спортивной площадки приведет к уничтожению многолетних зеленых насаждений, в связи с чем, администрация муниципального образования «Город Саратов» считает нецелесообразным предоставление указанного земельного участка в аренду заявителю сроком на 49 лет. Кроме того, передача испрашиваемого земельного участка в аренду физическому лицу будет препятствовать его использованию неопределенным кругом лиц. Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» Агафонова Е.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г. в судебном заседании поддержала позицию представителя администрации муниципального образования « Город Саратов », просила отказать Добровольской М.А. в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» территория, в состав которой входит рассматриваемый земельный участок, отнесен к территориальной зоне Р3.1 - зона особо охраняемых природных территорий. Представитель Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования « Город Саратов» Еременко Д.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявления Добровольской М.А. отказать, поскольку Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» не предусмотрено размещение спортивных площадок в зоне особо охраняемых природных территорий, а потому утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка, противоречит действующему законодательству. Представитель управления по инженерной защите Администрации муниципального образования «Город Саратов» Бессчетнов В.Е., действующий на основании доверенности от 09.12.2009г. в судебном заседании просил оставить заявление Добровольской М.А. без удовлетворения, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок находится в оползневой зоне, а юго-западная часть участка захватывает лесозащитные насаждения. В августе 2003г. произошла резкая активизация оползня, в результате чего возникла непосредственная угроза зданиям и сооружениям, расположенным в оползневой зоне. В сентябре 2003г. начато строительство противооползневых сооружений, однако с апреля 2004г. работы на данном объекте приостановлены в связи с отсутствием финансирования. Испрашиваемый Добровольской М.А. земельный участок расположен вдоль инженерной защитной стены и при возобновлении строительства противооползневых сооружений, будет препятствовать их возведению. Представители заинтересованных лиц, привлеченных к участию в деле : МУП « ГБТИ», ФГУП « Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, Комитета капитального строительства Саратовской области, ЗАО «ДАР/ВОДГЕО», извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит правильным оставить заявление Добровольской М.А. без удовлетворения, по следующим основаниям: В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие). Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9,10 и 11 настоящего кодекса. Согласно ст. 4 Закона Саратовской области « О земле» от 21 мая 2004г. № 23-ЗСО ( в редакции ЗСО от 27.05.2009г. № 56-ЗСО) орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев: приобретения гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного Кодекса РФ, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многолетними жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными ст. 34 Земельного Кодекса РФ, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными ст. 28 ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 01 июля 2006г. В силу требований ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса (п. 2 ст. 34 ЗК РФ). В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и место расположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом « О государственном кадастре недвижимости» ( п.4 ст. 34 ЗК РФ). Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что подготовка материалов для предоставления земли под цели, не связанные со строительством, входит в полномочия органов местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что 24.02.2010 г. Добровольская М.А. обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка, для целей, не связанных со строительством ( размещения объекта культуры и спорта - оборудования спортивной площадки) площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: ..., б/н, кадастровый квартал Номер обезличен) и заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, с приложением: копии паспорта, топографо-геодезического материала испрашиваемого земельного участка (л.д. 9,10). Администрацией муниципального образования « Город Саратов» схема расположения земельного участка по испрашиваемому заявителем адресу, после рассмотрения структурными подразделениями администрации муниципального образования « Город Саратов » была отклонена от согласования по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов», утвержденными решением городской Думы от 29.04.2008г. № 27-280, расположен на территории сложившейся малоэтажной застройки усадебного типа и на смежных земельных участках расположены домовладения. Кроме того, испрашиваемый земельный участок занят зелеными насаждениями, в связи с чем заинтересованные лица сочли нецелесообразным предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду физическому лицу (л.д. 16-17). Факт нахождения на испрашиваемом земельном участке многолетних зеленых насаждений - лесозащитной полосы, в ходе рассмотрения дела, подтвержден актом осмотра земельного участка от 25.05.2010г., проведенного специалистом отдела по вопросу соблюдения земельного законодательства Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования « Город Саратов» л.д. 66-69), сообщением Управления по инженерной защите администрации муниципального образования « Город Саратов» (л.д.90). Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: ... ..., находится в зоне действующего оползня и расположен вдоль инженерной защитной стены, возводимой в рамках строительства противооползневых сооружений. При установленных обстоятельствах суд находит решение администрации муниципального образования « Город Саратов» об отклонении от согласования схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, для целей, не связанных со строительством ( размещения объекта культуры и спорта - оборудования спортивной площадки) площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: ..., б/н, кадастровый квартал Номер обезличен законным, обоснованным и принятым в соответствии с объемом полномочий, предоставленных органу местного самоуправления по эффективному распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с учетом частных интересов заявителя - физического лица, имеющего намерение приобрести в аренду земельный участок для оборудования спортивной площадки и публичных интересов, связанных с сохранением зеленых зон занятых многолетними зелеными насаждениями на территории города, являющимися в данном случае лесозащитными насаждениями в зоне действующего оползня. Вместе с тем, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов», утвержденными решением городской Думы от 27.04.2010г. № 50-595 испрашиваемый заявителем земельный участок отнесен к территориальной зоне Р 3.1 ( особо охраняемая территориальная зона), что подтверждается представленными в Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» фрагментом генерального плана г. Саратова и фрагментом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденных решением городской Думы от 27.04.2010г. № 50-595. Вышеуказанными Правилами размещение спортивных площадок в зоне особо охраняемых природных территорий, не предусмотрено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Добровольской М.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным действия администрации муниципального образования « Город Саратов » по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: ... - ..., б/н, для целей, не связанных со строительством - размещение объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки) и возложении на администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: ..., б/н, для целей, не связанных со строительством - размещение объекта физической культуры и спорта ( оборудования спортивной площадки) - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья : Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2010 г. Судья: