признание незаконным бездействия



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

Председательствующего судьи С.Н. Агарковой,

При секретаре Н.Г. Солодко,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Павленко ... о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Павленко Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий муниципального образования «Город Саратов», выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство, в обоснование которого указала, что постановлением администрации г. Саратова от Дата обезличена года Номер обезличенА-74 Храмову С.О. был предоставлен земельный участок для строительства индивидуальных жилых домов усадебного типа в ... районе г. Саратова, кадастровый номер Номер обезличен, с разрешенным использованием под жилую застройку индивидуальную. В связи с чем, администрацией г. Саратова заключен договор аренды земельного участка от Дата обезличена года Номер обезличен. По договору замены стороны в обязательстве от Дата обезличена года Храмов С.О. передал ей все права и обязанности по договору. В апреле 2010 года она обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов усадебного типа на указанном земельном участке. Ей были представлены все необходимые документы. Однако, администрация муниципального образования «Город Саратов» отказала ей в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что спорный земельный участок расположен в зоне рекреационно-ландшафтных территорий «Р-1», в которой размещение индивидуальных жилых домов недопустимо. Считает отказ незаконным. Просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» выдать ей разрешение на строительство индивидуальных жилых домов усадебного типа на земельном участке по адресу: г. Саратов, ..., ...

В судебное заседание Павленко Т.А. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представители Павленко Т.А.- Наумов Д.А., Нефедов С.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании требования заявления поддержали, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Чеконов Е.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявления, пояснив, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе, земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, размещение в данной зоне жилых домов недопустимо. Поскольку участок расположен в зоне рекреационно-ландшафтных территорий «Р-1», в которой размещение индивидуальных жилых домов недопустимо, выдача разрешения на строительство приведет к нарушению норм земельного и градостроительного законодательства.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Животикова Ю.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что согласно градостроительному плану, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в редакции решения Саратовской городской Думы от Дата обезличена года Номер обезличен спорный земельный участок расположен в зоне рекреационно-ландшафтных территорий «Р-1», в которой размещение индивидуальных жилых домов недопустимо. В связи с чем, проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план земельного участка не обжаловался.

Представители Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению требований заявления.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации г. Саратова от Дата обезличена года Номер обезличенА-74 ФИО3 был предоставлен земельный участок для строительства индивидуальных жилых домов усадебного типа в ... г. Саратова, кадастровый номер Номер обезличен, с разрешенным использованием под жилую застройку индивидуальную л.д.10).

На основании указанного постановления между администрацией г. Саратова и Храмовым С.О. был заключен договор аренды земельного участка от Дата обезличена года Номер обезличен, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений, кадастровый номер Номер обезличен (предыдущий кадастровый номер Номер обезличен по адресу: г. Саратов, ..., площадью 10347 кв.м. для строительства индивидуальных жилых домов усадебного типа л.д.11-13). Договор зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области Дата обезличена года.

Установлено, что по договору замены стороны в обязательстве от Дата обезличена года Храмов С.О. передал Павленко Т.А. все права и обязанности по договору аренды спорного земельного участка, договор, переход права зарегистрированы Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области Дата обезличена года л.д.17-18).

В апреле 2010 года Павленко Т.А. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов усадебного типа на указанном земельном участке. Администрацией муниципального образования «Город Саратов» письмом от Дата обезличена года Номер обезличен отказано Павленко Т.А. в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что спорный земельный участок расположен в зоне рекреационно-ландшафтных территорий «Р-1», в которой размещение индивидуальных жилых домов недопустимо л.д.27-28).

Согласно ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Установлено и не оспаривается участниками процесса, заявителем для получения разрешения на строительство представлены следующие документы:

-правоустанавливающие документы на земельный участок: договор аренды земельного участка Номер обезличен от Дата обезличена года, договор замены стороны в обязательстве от Дата обезличена года;

-градостроительный план земельного участка, выданный Дата обезличена года;

-схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства л.д.27-28,36-40,66-69).

Согласно п.11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из градостроительного плана земельного участка, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от Дата обезличена года Номер обезличен (далее Правила), спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий- Р-1. В разделе два градостроительного плана земельного участка «Информация о градостроительном регламенте земельного участка» содержится перечень основных, условно разрешенных и вспомогательных видов использования. В данный перечень не входит такой вид использования как индивидуальные жилые дома усадебного типа л.д.38-39).

Согласно п.13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка.

Довод заявителя о том, что определить вид разрешенного использования земельного участка, который бы соответствовал Правилам, не представляется возможным, поскольку границы территориальных зон должны содержать описание местоположения границ этих зон, которое должно быть представлено в орган кадастрового учета, и которое в органах кадастрового учета отсутствует в настоящее время, суд находит необоснованным.

В соответствии со ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего пользования земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать находящиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В силу ст. 7 Земельного Кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с п.2,6 ст. 30 и ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ, вид разрешенного использования представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельной участке, разрешенное использование земельного участка заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального значения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п.1).

В состав зон рекреационного значения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (п.11).

Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к рекреационным зонам (п.5 ч.1).

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В силу п.5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Исходя из приведенных выше норм закона, значимым для разрешения данного спора обстоятельством является установление соответствия разрешенного вида использования спорного земельного участка целям, для которых он предоставлен заявителю - под жилую застройку индивидуальную.

В ходе рассмотрения дела комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова представлен фрагмент генерального плана г. Саратова и фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденных решением городской Думы от Дата обезличенаг., снимок территории г. Саратова, из которых следует, что спорный земельный участок находится в зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий). Данные доказательства являются относимыми и допустимыми.

Так, в соответствии с Положением о комитете по архитектуре и градостроительству администрации города Саратова, утвержденным постановлением мэра города Саратова от Дата обезличена года Номер обезличен (с последующими изменениями), комитет по архитектуре и градостроительству города Саратова является отраслевым структурным подразделением администрации города (местным органом архитектуры и градостроительства), осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории города.

В соответствии с п.4 Решения Саратовской городской Думы от Дата обезличена года Номер обезличен правом предоставления физическим и юридическим лицам выписок из Правил, а также необходимых копий, характеризующих условия землепользования и застройки применительно к отдельным земельным участкам и их массивам наделено структурное подразделение администрации города по вопросам архитектуры и градостроительству.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п.26). Согласно ст. 7 указанного закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. В связи с чем, ознакомление возможно с различными информационными ресурсами, такими как газеты, Интернет- сайты и т.д.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Отношения, связанные с установлением территориальных зон в соответствии с муниципальными правовыми актами, данный закон не регулирует.

Согласно ст. 56 ГрК РФ с целью обеспечения участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Таким образом, предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет.

Вышеуказанные Правила вступили в законную силу и обязательны к исполнению.

Из представленных документов, а именно: градостроительного плана земельного участка, утвержденного органом местного самоуправления, фрагментов карты градостроительного зонирования, следует, что спорный земельный участок находится в зоне Р-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Саратова в редакции решения городской Думы от Дата обезличена Номер обезличен.

Согласно п.11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Эскизный проект согласован Дата обезличена г. до получения градостроительного плана земельного участка. Наличие эскизного проекта не является основанием для признания отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным.

Наличие полученных заявителем технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения также не является основанием признания отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку предоставляются в исполнение действующего законодательства.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка» форма градостроительного плана предполагает наличие Раздела 5 «Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Наличие разрешения на вырубку насаждений также не является основанием для признания отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным.

Доводы заявителя о невозможности применения указанных Правил, поскольку договор аренды заключен ранее принятия Правил землепользования, суд также находит необоснованными, поскольку с заявлением о выдаче разрешения на строительство Павленко Т.А. обратилась во время действия Правил землепользования от 2008 года- в апреле 2010 года, в связи с чем, следует применять нормативные акты, действующие в момент обращения, то есть на апрель 2010 года.

При этом, защита прав заявителя может быть осуществлена иными способами, в том числе путем расторжения договора и взыскания убытков.

Оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Павленко ... о признании отказа администрации муниципального образования «Город Саратов» в выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов усадебного типа на земельном участке по адресу: г. Саратов, ..., ...- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Агаркова