Именем Российской Федерации 29 июня 2010 г. г. Саратов. Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Егоровой И.А., при секретаре Мясушкиной Ю.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО5 о признании действия незаконным, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, У С Т А Н О В И Л : Иванов М.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действие администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4117 кв.м. по адресу: ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), возложении на администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу утвердить и выдать Иванову М.В. схему расположения земельного участка площадью 4117 кв.м. по адресу: ..., ..., б/н, для целей, не связанных со строительством - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), мотивирую свои требования следующим: 31.12.2009 г. заявитель обратился к главе администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 4117 кв.м., расположенного по адресу: ..., б/н (кадастровый квартал Номер обезличен), для целей, не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). В тот же день (31.12.2009 г.) в администрацию муниципального образования «Город Саратов» подал заявление об утверждении и выдаче схемы расположения этого земельного участка, к которому приложил топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка, и электронный носитель этой информации диск СД-К. В ходе рассмотрения Волжским районным судом г.Саратова гражданского дела Номер обезличен по заявлению Иванова М.В. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» было установлено, что письмом заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.02.2010 г. № 01-10-05-325и было рассмотрено по существу и отказано в удовлетворении его заявления от 31.12.2009 г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Заявитель считает, что отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» в утверждении схемы расположения земельного участка незаконен. Из содержания письма администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.02.2010 г. № 01-10-05-325и и заключения Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что, по мнению органа местного самоуправления, предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно в связи с тем, что он расположен вне пределов какой-либо территориальной зоны, на территории общего пользования, в границах которой градостроительные регламенты не распространяются. Между тем, данные доводы администрации муниципального образования «Город Саратов» не основаны на действующем законодательстве. В соответствии с пунктами 1 и 3 ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пунктам 2 и 11 ст. 22 Земельного кодекса РФ в аренду не могут быть переданы только земельные участки, изъятые из оборота, поскольку они не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Однако, ни одним законом не предусмотрено отнесение земельных участков в границах территорий общего пользования к числу участков, изъятых из оборота. Согласно п. 4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Между тем, в силу п. 7 этой же статьи использование земельных участков на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Таким образом, закон не только не исключает, а, напротив, прямо предусматривает возможность использования земельных участков в границах территорий общего пользования, которое должно осуществляться в соответствии с федеральными законами. Действующим законодательством (п. 8 ст.27, п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ) закреплено только одно ограничение в использовании таких земельных участков - они не подлежат приватизации. Запрет на предоставление этих участков в аренду каким-либо законодательным актом не установлен. Более того, согласно п. 5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Тем самым, градостроительным законодательством даже предусмотрена возможность застройки земельных участков в границах территорий общего пользования. В связи с этим, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка по мотиву его нахождения на территории общего пользования неправомерен, поскольку действующее законодательство не запрещает предоставление таких земельных участков в аренду, тем более для целей, не связанных со строительством. Каких-либо препятствий в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка у администрации муниципального образования «Город Саратов» не имеется. Помимо этого, из содержания Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280, следует, что ими не определены территории общего пользования города Саратова. Территорией общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.1 р.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Тем самым, границы территорий общего пользования определяются красными линиями. Между тем, в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» не опубликована Карта (план) красных линий г. Саратова, отсутствует и описание местонахождения красных линий. В тоже время, к заявлению об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 4117 кв.м. по адресу: ..., б/н, был приложен топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка схема расположения земельного участка в кадастровом квартале Номер обезличен, указаны координаты (геоданные) его границ. Отсутствие официально утвержденных и опубликованных координат красных линий г.Саратова либо описание их местонахождения не позволяет утверждать о расположении испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования. В свою очередь данный земельный участок не используется неограниченным кругом лиц, поскольку не является ни улицей, ни проездом, ни другим подобным объектом, т.е. по факту не может быть отнесен к территории общего пользования. Наличие на земельном участке дикорастущих кустарников не имеет никакого значения для определения его правового статуса. Кроме того, в результате градостроительного зонирования территории города Саратова отдельно выделена территориальная зона Р2 - зона зеленых насаждений общего пользования (п.41.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов»). Однако, по информации Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» земельный участок площадью 4117 кв.м. по адресу: ..., б/н, в данной территориальной зоне не находится, что подтверждает несостоятельность позиции органа местного самоуправления. Поскольку действующее законодательство не запрещает предоставление в аренду земельных участков в границах территорий общего пользования, а градостроительными документами не определены границы территорий общего пользования г.Саратова, препятствий в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4117 кв.м. по адресу: ..., б/н, у администрации муниципального образования «Город Саратов» не имеется, отказ в утверждении схемы расположения этого участка незаконен. Незаконный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка препятствует заявителю оформить право аренды на участок. Иванов М.В. в судебном заседании поддержал свои требования, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, уточнив, что земельный участок испрашивается для размещения оборудованной спортивной площадки - теннисного корта. Представитель администрации муниципального образования « Город Саратов» Носырева О.В., действующая на основании доверенности от 19.06.2009г., в судебном заседании просила отказать Иванову М.В. в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на лесозащитной полосе разделяющей зону малоэтажной жилой застройки и дачный массив. В соответствии с п. 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов» по границам некоторых зон должны устраиваться природные заграждения, обеспечивающие защиту объектов, расположенных в зонах, менее влияющих на окружающую среду, от негативного воздействия объектов, расположенных в зонах, оказывающих негативное влияние. Наличие предписанных регламентов отступов строений от границ участков не освобождает от необходимости устройства межзональных заграждений. Освоение Ивановым М.В. испрашиваемого земельного участка для обустройства спортивной площадки - теннисного корта приведет к уничтожению многолетних зеленых насаждений, в связи с чем администрация муниципального образования « Город Саратов» считает нецелесообразным предоставление указанного земельного участка в аренду заявителю сроком на 49 лет. Кроме того, передача испрашиваемого земельного участка в аренду физическому лицу будет препятствовать его использованию неопределенным кругом лиц. Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» Агафонова Е.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г. в судебном заседании поддержала позицию представителя администрации муниципального образования « Город Саратов», просила отказать Иванову М.В. в удовлетворении заявления. Представители заинтересованных лиц, привлеченных у участию в деле : Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования « Город Саратов», Управления по инженерной защите муниципального образования « Город Саратов», УФРС по Саратовской области, МУП « ГБТИ», МУП « Садово-Парковое», ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит правильным оставить заявление Иванова М.В. без удовлетворения, по следующим основаниям: В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие). Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9,10 и 11 настоящего кодекса. Согласно ст. 4 Закона Саратовской области « О земле» от 21 мая 2004г. № 23-ЗСО ( в редакции ЗСО от 27.05.2009г. № 56-ЗСО) орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев: приобретения гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного Кодекса РФ, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многолетними жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными ст. 34 Земельного Кодекса РФ, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными ст. 28 ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 01 июля 2006г. В силу требований ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса (п. 2 ст. 34 ЗК РФ). В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и место расположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом « О государственном кадастре недвижимости» ( п.4 ст. 34 ЗК РФ). Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что подготовка материалов для предоставления земли под цели, не связанные со строительством, входит в полномочия органов местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что 31.12.2009г. Иванов М.В. обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка, для целей, не связанных со строительством ( размещения объекта культуры и спорта - оборудования спортивной площадки) площадью 4117 кв.м., расположенного по адресу: ..., б/н, кадастровый квартал Номер обезличен и заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, с приложением: копии паспорта, топографо-геодезического материала испрашиваемого земельного участка (л.д. 7,8). В судебном заседании так же установлено, что схема испрашиваемого земельного участка была изготовлена сторонней организаций по заявке Иванов М.В., т.е. с учетом исключительно волеизъявления последнего, а не органом местного самоуправления как это установлено нормами Земельного Кодекса РФ, а потому общественные интересы при ее изготовлении учтены не были. Администрацией муниципального образования « Город Саратов» схема расположения земельного участка по испрашиваемому заявителем адресу, после рассмотрения структурными подразделениями администрации муниципального образования « Город Саратов » была отклонена от согласования по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен вне пределов, какой - либо территориальной зоны территории общего пользования, в границах которой градостроительные регламенты не распространяются. Кроме того, в границах рассматриваемого земельного участка расположены многолетние зеленые насаждения, в связи с чем заинтересованные лица сочли нецелесообразным предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду физическому лицу (л.д. 11-12). Факт нахождения на испрашиваемом земельном участке многолетних зеленых насаждении - лесозащитной полосы, в ходе рассмотрения дела, подтвержден актом осмотра земельного участка от 25.05.2010г., проведенного специалистом отдела по вопросу соблюдения земельного законодательства Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования « Город Саратов» л.д. 50-53), сообщением Управления по инженерной защите муниципального образования « Город Саратов» от 26.05.2010г. (л.д. 64). При установленных обстоятельствах суд находит решение администрации муниципального образования « Город Саратов» об отклонении от согласования схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, для целей, не связанных со строительством ( размещения объекта культуры и спорта - оборудования спортивной площадки) площадью 4117 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., б/н, кадастровый квартал Номер обезличен, законным, обоснованным и принятым в соответствии с объемом полномочий, предоставленных органу местного самоуправления по эффективному распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с учетом частных интересов заявителя - физического лица, имеющего намерение приобрести в аренду земельный участок для оборудования спортивной площадки и публичных интересов, связанных с сохранением зеленых зон занятых многолетними зелеными насаждениями на территории города. Вышеуказанный отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» в согласования схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка не препятствует обращению Иванова М.В. в администрацию муниципального образования « Город Саратов» с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка, соответствующего цели его использования - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки). При этом, орган местного самоуправления обязан будет с учетом зонирования территории в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иванову М.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным действия администрации муниципального образования « Город Саратов » по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4117 кв.м. по адресу: ..., ..., б/н, для целей, не связанных со строительством - размещение объекта физической культуры и спорта ( оборудования спортивной площадки) и возложении на администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 4117 кв.м. по адресу: ..., б/н, для целей, не связанных со строительством - размещение объекта физической культуры и спорта ( оборудования спортивной площадки) - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья : Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2010 г. Судья: