Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июня 2010 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бжезовской И.В. при секретаре Милехиной Е.К., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Селиверстова Сергея Павловича о признании отказа ФИО9 незаконным, заинтересованные лица ФИО10 У С Т А Н О В И Л: Представитель заявителя, действуя на основании доверенности, обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указывает, что *** года заявитель обратился в ФИО11 с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). В тот же день, *** года, было подано заявление об утверждении и выдаче схемы расположения данного земельного участка. Письмом заместителя главы ФИО12 от *** года ***с заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка рассмотрено по существу и оставлено без удовлетворения. Заявитель считает, что отказ ФИО13 в утверждении схемы расположения земельного участка незаконен. Из содержания писем ФИО14 от *** года ***с и ФИО15 от *** года *** следует, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка мотивирован отсутствием проекта планировки части территории города, в пределах которой расположен участок, и нахождением участка на территории действующего оползня. Между тем, заявитель считает, что данные доводы ФИО16 не основаны на действующем законодательстве. В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Согласно п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Из буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что орган местного самоуправления вправе отказать в утверждении схемы расположения земельного участка только в случае ее несоответствия зонированию территорий - если заявителем избраны цель и разрешенный вид использования земельного участка, не предусмотренные зонированием территорий. При этом в соответствии с п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установленных градостроительных регламентов. В свою очередь территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). В силу п. 8 ст. 1, ст. 30-32 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки. Таким образом, ФИО17 была вправе отказать в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м по адресу: ..., ..., б/н, только в случае ее несоответствия правилам землепользования и застройки. Решением Саратовской городской Думы от *** года *** утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». В письме ФИО18 от *** года *** подтверждено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ - зоне малоэтажной жилой застройки, одним из основных видов разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны является размещение спортивных площадок. Поскольку заявитель просил предоставить в аренду земельный участок для целей, не связанных со строительством, - для размещения оборудованной спортивной площадки, то каких-либо отступлений от зонирования территории города в такой ситуации не имеется. В тоже время ни одним законодательным актом не предусмотрено в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка отсутствие проекта планировки части территории города, в пределах которой расположен участок. При наличии таких нормативных оговорок предоставление земельных участков на территории ... было бы приостановлено на неопределенное время, поскольку в установленном порядке постановлениями администрации ... утверждены проекты планировки только нескольких кварталов-микрорайонов города. Также не по мнению заявителя, имеет никакого правового значения нахождение испрашиваемого земельного участка на территории действующего оползня, поскольку нормативным и актами не запрещено предоставление таких земельных участков для целей, не связанных со строительством, следовательно, законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка не имеется. В силу п. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Поскольку испрашиваемый вид использования земельного участка (спортивная площадка) соответствует его принадлежности к территориальной зоне Ж-3, а какие-либо ограничения в его использовании законодательно не установлены, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: ..., ..., б/н, является не правомерным и не соответствующим действующему законодательству. Согласно п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В данном случае незаконный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка препятствует заявителю оформить право аренды на участок, поэтому допущенное нарушение прав Селиверстова С.П. устранимо только путем понуждения ФИО19 к утверждению и выдаче схемы расположения участка. На основании изложенного, представитель заявителя просит признать незаконным действие ФИО20 по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: ..., ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), обязать ФИО21 в течение 3-х дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу утвердить и выдать Селиверстову Сергею Павловичу схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: ..., ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО22 В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме, при это пояснил, что оспариваемым отказом органа местного самоуправления нарушено право заявителя на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка, а нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне действующего оползня не является основанием для запрета в предоставлении участка в аренду для целей не связанных со строительством. Представители ФИО23 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Селиверстовым С.П. требований, пояснив, что отказ, содержащийся в письме от *** г. *** ФИО24 основан на действующем законодательстве. Пояснили, что отказа основан на заключении ФИО25 согласно которого рассматриваемый земельный участок расположен на территории действующего оползня, продвигающегося к границам областной клинической больницы, где ранее ФИО26 неоднократно проводились противооползневые мероприятия с установкой укрепительных конструкций в целях приостановления оползневого процесса. В связи с чем, полагали, что согласование схемы и предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка будет препятствовать дальнейшему проведению противооползневых мероприятий, повлечет развитие оползневого процесса и будет предоставлять угрозу жизни и здоровью неопределенного круга граждан. Заявитель Селиверстов С.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представители ФИО27 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Селиверстов С.П. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В силу требований ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Частью 2 статьи установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3). Согласно ч. 4 приведенной статьи, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Частью 5 статьи установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6). Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса. В судебном заседании установлено, что *** г. Селиверстов С.П. обратился в ФИО28 в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ с заявлением о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ... ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки) л.д. ***). Одновременно *** г. Селиверстов С.П. обратился в ФИО29 с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки) л.д. ***). К указанному заявлению заявителем был приложен топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка, и электронный носитель этой информации диск CD-R. Письмом от *** г. *** ФИО30 Селиверстову С.П. сообщено, что схема, по испрашиваемому заявителем адресу, после рассмотрения структурным подразделением ФИО31 отклонена от согласования на основании письменного заключения ФИО32 л.д. ***). К указанному письму администрации приложено письмо ФИО33 от *** г. в котором председателем Комитета сообщается, что в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» испрашиваемый им земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной жилой застройки), а также указано на нахождение земельного участка на территории действующего оползня, продвигающегося к границам областной клинической больницы, где ранее ФИО34 неоднократно проводились противооползневые мероприятия с установкой укрепительных конструкций в целях приостановления оползневого процесса л.д. ***). В соответствии со ст. 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Согласно заключению ФИО35, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территориальной зоны ФИО36 (зона малоэтажной жилой застройки). Заявителем не оспаривалось нахождение данного участка в границах указанной территориальной зоны. В подтверждение нахождения земельного участка в указанной территориальной зоне в судебное заседание представлен фрагмент карты градостроительного зонирования, в соответствии с которым земельный участок испрашиваемый ФИО2 расположен в зоне Ж 3 л.д. ***). Так, в соответствии с Положением о ФИО37, ФИО38 ФИО39 является отраслевым структурным подразделением администрации города (местным органом архитектуры и градостроительства), осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории города. С учетом внесенных изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" - Решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, согласно Таблице 5.1. «Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон», приведенной в Решении Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, в пункте 6.11 указано, что для зоны Ж 3 - зоны малоэтажной жилой застройки, тип использования земельного участка - для жилых домов до трех этажей, отдельно стоящих жилых домов, относится к основным видам разрешенного использования в данной территориальной зоне. При обращении заявителя в ФИО40 с заявлением о предоставлении земельного участка, а также за утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка, испрашиваемая Селиверстовым С.П. цель использования участка являлась - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). Испрашиваемое право - аренда земельного участка. Оспариваемым решением органа местного самоуправления заявителю отказано в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденная схема расположения земельного участка какому-либо лицу является основанием, после получения кадастрового паспорта и принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении права аренды на указанный земельный участок. В судебном заседании установлено, что земельный участок испрашиваемый заявителем площадью 1000 кв.м. по адресу: ..., ..., б/н частично находится в действующем оползне, а в остальной части в оползневой зоне. Указанные обстоятельства судом установлены из следующих доказательств. На запрос суда ФИО41 сообщает, что земельный участок площадью 1000 кв.м. по адресу: ..., ..., б/н находится в оползневой зоне л.д. ***). Согласно указанному сообщению уполномоченного органа оползень на правом борту Смирновского ущелья, в районе областной клинической больницы, образовался *** г. Резкая активизация оползня произошла в ФИО42 г. В результате этого возникла непосредственная угроза зданиям и сооружениям. Согласно принятым проектным решениям в *** г. было начато строительство противооползневых сооружений. Начиная с *** г. и по настоящий момент работы на данном объекте приостановлены, в связи с отсутствием финансирования. Также в судебном заседании был допрошен в качестве специалиста Тихомиров В.В., являющийся инженером геологом, который путем нанесения геодезических данных испрашиваемого заявителем земельного участка, отраженных в представленном Селиверстовым С.П. топографо-геодезическом материале, на инженерно-геологическую карту, изготовленную ФИО43, произвел замеры и установил, что 70 % земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: ..., ..., находится непосредственно в действующем оползне, а остальные 30 % в оползневой зоне л.д. ***). Судом установлено, что инженерные изыскания противооползневых сооружений для данного оползня проводились ФИО44 л.д. ***). На запрос суда ФИО45 в *** г. ФИО46 сообщал, что выполнил инженерно-геологические изыскания по объекту "ФИО47 по договору *** в состав которых входила топографическая съемка. Согласно данной съемке, земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., б/н, частично попадает в границы действующего оползня, обозначенные по состоянию на *** г. л.д. ***). Также представлен топографический план с нанесением геоданных испрашиваемого Селиверстовым С.П. земельного участка, где отражено вхождение земельного участка в границы оползня л.д. ***). Из справки, представленной Министерством природных ресурсов ФИО48 Саратовская гидрогеологическая экспедиция следует л.д. ***), что земельный участок площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу ..., ... ..., б/н, имеющий следующие геоданные: Н1 - X -52,0, У - 4853,57; Н2 - X - 15,17, У - 4836,80; НЗ - X - 42,59, У - 4796,27; Н4 - X - 52,01, У - 4801,95; Н5 - X - 45,10, У - 4829,31, находится в границах действующего оползня правого борта Смирновского ущелья. Участок расположен на восточном фланге оползневого склона в его нижней части. Комитет капитального строительства Саратовской области сообщает, что Комитет капитального строительства Саратовской области является заказчиком по строительству объекта «Противооползневые сооружения в Смирновском ущелье». Функции заказчика комитету были переданы от ФИО50. Участок, указанный заявителем в его заявлении, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: ..., ..., б/н, входит в площадь застройки вышеуказанного объекта л.д. *** В подтверждение указанных сведений представлено заключение № *** ФИО51 (филиала) от *** г., по рабочему проекту ФИО52 л.д. ***), в котором приведен необходимый комплекс противооползневых мероприятий, в том числе устройство удерживающих сооружений из буронабивных свай с ростверком и подпорной стенки и т.д. Главный инженер ФИО53 в ответе на запрос суда, приводит перечень произведенных мероприятий по предупреждению и ликвидации оползневых явлений в районе Смирновского ущелья в ..., а также сообщает о не полном выполнения данных работ л.д. ***). Также по сведениям, представленным управлением по инженерной защите ФИО54 вследствие невыполнения в полном объёме, предусмотренных проектом, противооползневых мероприятий, продолжается развитие оползня. По данным обследований проводимых специалистами Управления по инженерной защите города и Саратовской гидрогеологической экспедиции оползень распространяется вверх по склону и расширяется. Верхняя граница оползня проходит уже в районе ..., где непосредственно затронуто оползневыми подвижками два жилых дома и в угрожаемой зоне расположено 12 жилых домов. Всего, непосредственно на оползне и в угрожаемой зоне по ... ...у и ... расположено 22 частных жилых дома. Согласно прогноза территориального центра мониторинга геологической среды при Саратовской гидрогеологической экспедиции ..., в *** г. ожидается рост активности оползневого процесса по сравнению с предшествующим годом. Прогноз основывается на анализе данных ... гидрометеоцентра за последние 15 лет. Из материалов дела, фрагмента карты, а также из назначения территориальной зоны в которой располагается земельный участок следует, что в непосредственной близости к оползню в угрожаемой зоне находятся жилые дома, то есть имеется жилая застройка, а также в зоне риска располагается Областная клиническая больница. По сообщению Саратовской гидрогеологической экспедиции ФИО55, регулярными, дежурными наблюдениями, проводимыми ФИО57 ФИО56, проводимыми с *** года по настоящее время на оползневом склоне отмечались проявления активного оползневого процесса (трещины, блоковые просадки, деформации и разрушения строений). За период наблюдений отмечено значительное расширение границ оползня как вдоль, так и вверх по склону. В *** году активные трещины отмечались в нижней и средней части оползневого склона, а также в головной части древней стенки срыва. В настоящее время оползень остается в категории действующих. Активность оползневого процесса зависит от сочетания естественно-природных и техногенных (вызванных человеческой деятельностью) факторов. Освоение оползневого склона не связанное с противооползневыми мероприятиями как раз и является одним из техногенных факторов активизации оползневого процесса. В *** гг. в нижней части склона была построена подпорная стена для защиты территории ОКБ. Остальная часть разработанного комплекса противооползневых мероприятий до настоящего времени не выполнена. Такие мероприятия как уполаживание и террасирование склона, строительство дренажной системы непосредственно касаются территории земельного участка. Освоение нижней части склона оползня правого борта Смирновского ущелья может вызвать активизацию оползневого процесса: - любые планировки и перемещения грунтов могут нарушить складывающееся неустойчивое равновесие в нижней части склона. Активизация оползневого процесса приведет к дальнейшему деформированию или к разрушению жилых домов 90 и 88 по ... ... В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьей 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, согласно которым законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: - обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; - обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; - осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; - осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" гарантировано каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 32 указанного Закона, оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. В силу приведенного Закона, в том числе ст. 34, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ст. 35 Закона 11 "Об охране окружающей среды" при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов, также должны быть учтены требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов (статья 36). Законом Саратовской области от 28.07.2006 N 82-ЗСО (ред. от 25.02.2009) "Об охране окружающей среды в Саратовской области" также установлено, что в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" каждый житель, проживающий на территории области, имеет право на благоприятную окружающую среду, не создающую угрозу для состояния здоровья и условий жизнедеятельности. Права и обязанности жителей, проживающих на территории области, в сфере охраны окружающей среды устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством. Органы государственной власти области создают условия для обеспечения права каждого жителя на благоприятную окружающую среду. По смыслу приведенного законодательства при размещении, проектировании, любых объектов должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Соответственно любой объект должен размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. К экологическому бедствию может приводить не только состояние природного ресурса, но и его воздействие на человека, на другие природные ресурсы и на окружающую среду. Одним из видов экологического неблагополучия, считаются зоны, связанные с вредным воздействием вод, т.е. с предупреждением и ликвидацией наводнения, затопления и подтопления; разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений. Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ Права и обязанности жителей, проживающих на территории области, в сфере охраны окружающей среды устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством. Частью третей статьи установлено, что органы государственной власти области создают условия для обеспечения права каждого жителя на благоприятную окружающую среду. Таким образом, органы государственной власти, а также местного самоуправления в силу приведенных положений должны применять правовые методы и меры регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных богатств как объектов собственности, пользования и охраны, для соблюдения правового режима природных объектов. К опасным геологическим явлениям и процессам относятся в том числе, оползень, представляющий собой смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ Явление оползня относится к опасным природным процессам, поскольку оказывает негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения. Согласно вышеуказанным сведениям, руководители работ по ликвидации оползня на правом борту Смирновского ущелья, на запросы суда сообщают, что испрашиваемый Селиверстовым С.П. земельный участок входит в зону оползня, соответственно и в границы зоны работ по ликвидации оползня. В силу ст. 5 Закона N 68-ФЗ указанные лица полномочны, устанавливать границы зон чрезвычайных ситуаций. Из анализа всех приведенных доказательств и норм действующего законодательства следует, что в целях обеспечения безопасной эксплуатации любого объекта, в том числе спортивной площадки, а главное безопасности населения, в местах, подверженных оползням, необходимо осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Согласно заключению специалиста инженера ведущего геолога-гидрогеолога ФИО60 ФИО59 ФИО7, данного в судебном заседании, земельный участок площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу ..., ..., расположен на площади современного действующего оползня, для ликвидации которого до настоящего времени не проведены в полном объеме все запланированные проектом противооползневые мероприятия, в связи с чем продолжаются активные проявления оползневого процесса. Специалист показал, что работы, предусмотренные проектом для ликвидации оползневого процесса, необходимо проводить, в том числе на территории испрашиваемого Селиверстовым С.П. земельного участка. Работы заключаются также путем устройства удерживающих сооружений из буронабивных свай с ростверком и подпорной стенки. Специалист указал, что с учетом особенностей оползневого явления, любые действия по перемещению грунта могут нарушить неустойчивое равновесие и привести к дальнейшей активизации оползня, в зоне влияния оползневых процессов могут оказаться находящиеся в близи жилые дома, здание Областной клинической больницы, что может привести к разрушению. Конкретно испрашиваемый заявителем земельный участок имеет бугристую волнистую поверхность, сформированную оползневыми подвижками, предшествующих лет, соответственно с учетом испрашиваемого вида разрешенного использования - оборудования спортивной площадки, необходима перепланировка территории, так как она должна размещаться на ровной поверхности, а указанные работы по выравниванию грунта могут привести к негативным последствиям и сказаться на устойчивости пород. Данные работы по мнению специалиста невозможны, пока не будут в полном объеме проведены противооползневые мероприятия. Судом установлено, что в зоне риска располагается жилая застройка и Областная клиническая больница. Из показаний специалиста следует, что в случае производства любых работ на испрашиваемом участке, возможна резкая активизация оползневого процесса, что может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга граждан, и привести к разрушению существующих построек. По общему правилу владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанная норма применительно к данному спору с учетом заявленной Селиверстовым С.П. цели использования испрашиваемого земельного участка на практике затруднит возможность проведения противооползневых мероприятий, не проведение которых может повлечь угрозу окружающей среды, реализацию гражданами своего права на благоприятную окружающую среду, удовлетворение требований заявителя может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, привести к разрушению жилых домов и здания Областной клинической больницы. А также при возникновении экстренной необходимости для проведения противооползневых мероприятий в зоне испрашиваемого участка будет затруднено свободно, без каких-либо разрешений производства необходимых работ и сооружений. При таких обстоятельствах, отказ ФИО61 Селиверстову С.П. в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является законным, произведенным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий. В соответствии с федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Законами Саратовской области не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, предоставление испрашиваемого земельного участка относится к компетенции органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы № 33-362 от 27 ноября 2005 года, к таким органам относится муниципальное образование «город Саратов». Из содержания п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» усматривается, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, введение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к вопросам местного ведения городского округа. Статьей 34 Земельного кодекса РФ именно на орган местного самоуправления возложена обязанность, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Поскольку суд пришел к выводу о законности отказа ФИО62, изложенного в письме от *** г. ***, Селиверстову С.П. в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ... ..., б/н, для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), то суд не усматривает нарушения прав заявителя оспариваемым действием органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Селиверстову Сергею Павловичу в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа ФИО63 изложенного в письме от *** г. ***с и обязании принять решение об удовлетворении его заявления, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья И.В. Бжезовская
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" каждый житель, проживающий на территории области, имеет право на благоприятную окружающую среду, не создающую угрозу для состояния здоровья и условий жизнедеятельности.
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.