Р Е Ш Е Н И Е *** Именем Российской Федерации г.Саратов 05 июля 2010 года Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. при секретаре Ильиной Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по заявлению Волкова Дениса Сергеевича, заинтересованные лица ФИО4 о признании бездействия незаконным, о понуждении к рассмотрению заявления и принятию решения, У С Т А Н О В И Л : Волков Д.С. обратился в суд. Указал, что *** года им было подано в ФИО5 заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, и о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с разрешенным видом использования -для целей не связанных со строительством для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 453 кв.метров в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., пересечение улиц ..., на основании ст.28, 29, 34 Земельного Кодекса РФ. К данному заявлению им были приложены копия паспорта заявителя и топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить местонахождение земельного участка. Заявитель указывает, что в его адрес Комитетом ФИО6 было направлено письмо *** от *** года. Согласно данного письма, в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, на которую действие градостроительного регламента не распространяется. Заявитель считает доводы указанного Комитета незаконными, противоречащими ст.28, 29, 34 Земельного Кодекса РФ, ст.35 Градостроительного Кодекса и препятствует дальнейшему рассмотрению заявления органами местного самоуправления. Заявитель указывает, что в нарушение ст.34 п.4 Земельного Кодекса РФ данное заявление рассмотрено не было. Решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, либо об отказе в удовлетворении заявления принято не было. Также не принималось решение по заявлению о предоставлении земельного участка в аренду. Заявитель указывает, что непринятие решения по заявлению препятствует ему в оформлении права аренды на данный земельный участок. Он просит признать незаконным отказ со стороны ФИО7 признать незаконным бездействие ФИО8 Просит обязать ФИО9» утвердить ему схему расположения земельного участка; обязать принять решение по заявлению и предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет с разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания. ФИО10 просят в удовлетворении заявления отказать. Указывают, что заявление указанного лица находится на согласовании в структурных подразделениях администрации города, и решение по нему не принято. Считают, что рассматриваемое письмо ФИО11 не является решением по заявлению. Считают невозможным возложение на ФИО12 обязанности по принятию определенного решения по заявлению, поскольку в удовлетворении заявления до настоящего времени не отказано. Указывают, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования. При рассмотрении заявления принимались во внимание положения СНиП 2.07.01-89, решение Саратовской городской Думы от 27.04.2010 г. № 50-595, Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратова», ФЗ № 381 от 28.12.2009 года. Заявитель и представитель ФГУ «ФИО13 ... в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Не явился представитель ФИО14. О времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки неизвестны. С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц. Судом исследовано заявление от *** года о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, план земельного участка, снимок территории. Суд, исследовав доводы сторон, материалы гражданского дела, обозрев представленные материалы, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.8, 11, 12, 13 ГК РФ,ст.255 ГПК РФ, п. 1-5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо установить как несоответствие их закону или иным правовым актам, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя. Необходимо установить, что в результате принятого обжалуемого действия или решения имеет место нарушение прав и свобод заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод. В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст.34 Земельного Кодекса РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Суд приходит к выводу, что письмо Комитета ФИО15 *** от *** года препятствует в рассмотрении указанного заявления. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв.решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280, указанный Комитет является одним из органов, проводящих согласование, перед принятием ФИО16 решения по заявлению. Данное решение Комитета может быть учтено при принятии решения уполномоченным органом по заявлению от *** года. В удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, на которую действие градостроительного регламента не распространяется. Суд полагает, что данные доводы противоречат ст.28, 29, 34 Земельного Кодекса РФ, ст.35 Градостроительного Кодекса. Отсутствие у заинтересованных лиц сведений о разрешенном виде использования земельного участка и градостроительном регламенте, не является достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Таким образом, имеются основания для признания незаконным указанного решения ФИО17». ФИО18» не оспаривается то обстоятельство, что в нарушение требований ст.29, ст.34 п.4 Земельного Кодекса РФ, заявление данного лица не было рассмотрено в установленный срок. Орган местного самоуправления не принял решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Также, данным органом не принималось решение об отказе в предоставлении права аренды земельного участка. В соответствии с ФЗ № 66 от 13.05.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с 01.11.2008 года предусмотрено изготовление, утверждение и использование схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. Заявитель обратился в орган местного самоуправления в порядке ст.34 п.3 Земельного Кодекса РФ с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет указанного земельного участка, представив документы, предусмотренные ст.34 п.3 Земельного Кодекса РФ. Суд учитывает, что указанный орган имел в наличии достаточные материалы,для рассмотрения вопроса о возможности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка в установленный законом срок. Отчуждению, в соответствии со ст.85 Земельного Кодекса РФ, не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Довод ФИО19 о невозможности принятия решения по заявлению, ввиду бездействия структурных подразделений, суд считает необоснованным. Порядок рассмотрения указанных заявлений предусмотрен ст.34 п.3, 4 Земельного Кодекса РФ, и предусматривает взаимодействие различных подразделений органа местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан. Органом местного самоуправления не названы объективные основания, по которым в срок, установленный ст.34 п.3,4 Земельного Кодекса РФ, не принято решение по заявлению об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, и о возможности предоставления земельного участка в аренду. Согласно позиции заинтересованных лиц, по состоянию на указанный период, схема размещения земельного участка не была утверждена и заявителю не выдана. Данная схема не выдана на момент его обращения в суд и до настоящего времени. Основания к отказу в удовлетворении заявления органом местного самоуправления не названы. В соответствии со ст.12 ч.1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59 от 02.05.2006 года, ст.8 Градостроительного Кодекса РФ, ст.11, 29, 34 Земельного Кодекса РФ, вопросы соблюдения правил землепользования и застройки в области градостроительной деятельности и земельных отношений, находятся в компетенции органов местного самоуправления. В настоящий момент органом местного самоуправления также не принято решение в порядке ст.34 п.2, п.4 Земельного Кодекса РФ по вопросу возможности предоставления данного участка в аренду. Суд учитывает положения ст.34, 85 Земельного Кодекса РФ, ст. 28 п.8 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ, ст. 58 п.5 ФЗ № 7 от 10.01.2002 г., ст.36 ч.4 п.2 Градостроительного Кодекса РФ, и приходит к выводу о наличии бездействия со стороны органа местного самоуправления, при рассмотрении обращения заявителя. Ввиду этого, доводы органа местного самоуправления об отсутствии бездействия с его стороны, суд считает необоснованными. В соответствии со ст.4 Закона № 23-ЗСО от 21.05.2004 г., ст.11, 29 Земельного Кодекса РФ полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, переданы от ФИО20 ФИО22 к ФИО21 Для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в аренду, для целей не связанных со строительством, требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставляются гражданам и юридическим лицам, как в собственность, так и в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, когда приватизация земельных участков запрещена, согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ, п. 5 ст. 58 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Заявителем подано также заявление о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для целей не связанных со строительством. Из представленных сторонами материалов следует, что заявитель не уведомлялся о каком-либо принятом решении и по данному вопросу. Доказательства направления в адрес заявителя сведений о принятом решении, уведомления заявителя иным образом о его наличии, суду не представлены. Представитель ФИО23» подтверждает отсутствие письменных доказательств, и уведомления заявителя о принятом решении. Сведения о принятии органами местного самоуправления решения об отказе в удовлетворении заявления, суду не представлены. Таким образом, нарушение прав заявителя заключается в настоящий момент в непринятии по заявлению решения в сроки, предусмотренные ст.34 Земельного Кодекса РФ. Заявитель просит обязать ФИО24» принять решение о предоставлении земельного участка в аренду. В настоящий момент органом местного самоуправления также не принято решение в порядке ст.34 п.2, п.4 Земельного Кодекса РФ по вопросу возможности предоставления данного участка в аренду. Суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны органа местного самоуправления при рассмотрении обращения заявителя. В соответствии со ст.11,12 ГК РФ, заявитель вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права. Требование о понуждении к предоставлению земельного участка в аренду может быть разрешено по существу в случае отказа в удовлетворении такого заявления. Однако, до настоящего времени ФИО25 не принято решение по заявлению о предоставлении земельного участка в аренду. Ввиду этого, на настоящий момент отсутствуют основания для возложения на данное лицо обязанности по принятию такого решения. Таким образом, восстановление нарушенных прав заявителя возможно, путем понуждения уполномоченного органа к принятию решения по заявлению об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и заявления о предоставлении земельного участка в аренду в порядке установленном ст.34 Земельного Кодекса РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : 1.Признать незаконным отказ ФИО26 в согласовании Волкову Денису Сергеевичу схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 453 кв.метров, в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., пересечение ..., для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 2.Признать незаконным бездействие ФИО27», выражающееся в непринятии решения по заявлению от *** года Волкова Дениса Сергеевича об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 453 кв.метров, в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., пересечение ..., для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 3.Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Волкова Дениса Сергеевича об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, предоставлении в аренду земельного участка на 49 лет для целей, не связанных со строительством площадью 453 кв.метров, в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., пересечение ..., для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и принять решение в порядке ст.34 Земельного Кодекса РФ. 4.В удовлетворении остальной части заявления Волкову Д.С. отказать. 5.Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.07.2010 года. Судья: _________________ А.П.Набенюк