о признании бездействия администрации незаконным



Дело № 2-2797/10                                    Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М   Р О С С И Й С К О Й   Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов 13 июля 2010 года

Волжский районный суд г. Саратова

в составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Иваницкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мкртчян Ашота Давидовича о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

       Мкртчян А.Д. обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, в обоснование которого указал, что *** г. он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 448 кв.м., кадастровый номер *** расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торговый павильон), в аренду сроком на 49 лет. К данному заявлению им были приложены: копия его паспорта, кадастровый паспорт земельного участка, уведомление об отсутствии в ЕГРП УФРС по Саратовской области запрашиваемых сведений. По состоянию на *** г. администрацией муниципального образования «Город Саратов» в установленный ст. 34 ЗК РФ двухнедельный срок не принято решение о предоставлении ему указанного земельного участка, что является бездействием. Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Саратов», выразившееся в уклонении принятия решения о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, что препятствует ему в оформлении права аренды на данный земельный участок.

      В ходе подготовки дела к слушанию заявитель уточнил адрес места расположения испрашиваемого земельного участка, и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Саратов», выразившееся в непринятии решения по его заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 448 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ...А, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет.

       Заявитель Мкртчян А.Д. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление.

       Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя, с участием его представителя.

       Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, дал показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, просил требования удовлетворить в полном объеме.

      Представитель заинтересованного лица администрации МО «г. Саратов» в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что до настоящего времени решение по заявлению не принято, оно находится на рассмотрении, в связи с чем, отсутствует бездействие со стороны администрации, просила в удовлетворении заявления отказать.

       Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования Мкртчян А.Д. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

       В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

       В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

       Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

       Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

       В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

       Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".           

      Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

      Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

      Как установлено в судебном заседании, Мкртчян А.Д. *** г. обратился в  администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 448 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торговый павильон), в аренду сроком на 49 лет. К данному заявлению им были приложены: копия его паспорта, кадастровый паспорт земельного участка, уведомление об отсутствии в ЕГРП УФРС по Саратовской области запрашиваемых сведений л.д. 11).

      Однако решение по заявлению Мкртчян А.Д. до настоящего времени не принято, что не оспаривается представителем заинтересованного лица.

       Тогда как, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

      Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

       Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

      В соответствии со ст. 4  Закона № 23-ЗСО от 21.05.2004 г., ст.11, 29 Земельного Кодекса РФ полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, переданы органам местного самоуправления.

         Суд учитывает, что заявителем соблюден порядок обращения за получением земельного участка в   аренду, установленный ст. 34 Земельного Кодекса РФ.   

Данное заявление подлежало рассмотрению в соответствии со ст. 29, 34 Земельного Кодекса РФ.

        Из представленных сторонами материалов следует, что заявитель не уведомлялся о каком-либо решении по указанному заявлению. Доказательства направления в адрес заявителя копии решения, или уведомления заявителя иным образом о его наличии, суду не представлены. Представитель администрации муниципального образования  «Город Саратов», подтверждает отсутствие распоряжения по данному вопросу.

       Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

      Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

       При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия, либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

      На основании изложенного, суд приходит к выводу, что со стороны указанного заявителем заинтересованного лица имеет место бездействие. Восстановление нарушенных прав заявителя возможно путем возложения на указанный орган обязанности по рассмотрению заявления и принятия по нему решения в  соответствии с требованиями ст. 34 п. 5  Земельного Кодекса РФ в 10-дневный срок, установленный судом.

      Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Мкртчян Ашота Давидовича о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 448 кв.м., кадастровый номер *** расположенного по адресу: ..., ..., ..., ...А, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет.

     

     Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Мкртчян Ашота Давидовича о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 448 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ...А, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

      Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме 13.07.2010 г.

Судья С.В. ЮДИНА