о признании незаконным бездействия



Дело *** /10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2010года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

при секретаре Беловой Ю.О.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Акопян Наири Оганесовны о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов»,

У С Т А Н О В И Л :

Акопян Н.О. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным и обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование своих требований указала, что *** года она обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 30 кв. м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ... ..., на котором расположено нежилое одноэтажное здание, принадлежащее ей на праве собственности, в аренду сроком на 49 лет. К данному заявлению ей были приложены следующие документы: копия её паспорта, выписка из ЕГРП УФРС по ... от *** года ***, уведомление об отсутствии сведений в ЕГРП УФРС по ... от *** ***, кадастровый паспорт земельного участка от *** года ***, копия свидетельства о государственной регистрации права серия ... от *** года. Акопян Н.О. ссылается на ст. 28 ЗК РФ, которой установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Также указывает, что ст. 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Акопян Н.О. также ссылается на п. 1 ст. 36 ЗК РФ, которой установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Пунктом 5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Акопян Н.О. считает, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» по состоянию на *** года в установленный ст. 36 ЗК РФ месячный срок не принято решение о предоставлении ей земельного участка, из земель населенных пунктов, площадью 30 кв. м, кадастровый номер ***, с адресными ориентирами: ..., ..., ... с ..., на котором расположено нежилое одноэтажное здание принадлежащее ей на праве собственности, в аренду сроком на 49 лет, что является бездействием. Акопян Н.О. указывает, что бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в уклонении принятия решения о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, препятствует ей в оформлении права аренды на данный земельный участок. Также указывает на то, что неисполнение администрацией муниципального образования «Город Саратов» возложенных действующим законодательством обязанностей по принятию решения о предоставлении участка в аренду, нарушает его права гарантированные Конституцией РФ. Акопян Н.О. просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» выразившееся, в непринятии решения о предоставлении земельного из земель населенных пунктов, площадью 30 кв. м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ... с ..., на котором расположено нежилое одноэтажное здание принадлежащее на праве собственности, в аренду сроком на 49 лет, по её заявлению. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенное нарушение, путем принятия решения о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 30 кв. м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ... ..., на котором расположено нежилое одноэтажное здание принадлежащее на праве собственности, в аренду сроком на 49 лет, по её заявлению.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Акопян О.П. требований, пояснив, что заявление Акопян О.П. находится на рассмотрении в структурных подразделениях администрации муниципального образования «Город Саратов», в связи с чем, отсутствует бездействие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требование заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствтии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу требований ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, *** года Акопян Н.О. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 30 кв. м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ... ..., на котором расположено нежилое одноэтажное здание принадлежащее ее на праве собственности, в аренду сроком на 49 лет. К данному заявлению Акопян Н.О. были приложены следующие документы: копия её паспорта, выписка из ЕГРП УФРС по ... от *** ***, уведомление об отсутствии сведений в ЕГРП УФРС по ... от *** года ***, кадастровый паспорт земельного участка от *** года ***, копия свидетельства о государственной регистрации права серия ... от *** года л.д. 6-11).

На момент обращения Акопян Н.О. в суд, администрацией муниципального образования «Город Саратов» её заявление от *** года не рассмотрено и по нему не принято решения.

В соответствии со ст. 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Ссылка администрации муниципального образования «Город Саратов» на отсутствие бездействия с ее стороны по рассмотрению заявления Акопян Н.О. по основанию - перенаправления её заявления для рассмотрения в структурные подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов» и его нахождения там, на сегодняшний день, является незаконной и необоснованной, т.к. нарушен специальный, месячный срок, установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ. Доказательств по принятию решения по заявлению Акопян Н.О. от *** года администрацией муниципального образования «Город Саратов» в суд не представлено.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставляются гражданам и юридическим лицам, как в собственность, так и в аренду. Аналогичный вывод содержится в федеральном законодательстве, которое указывает на то, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, когда приватизация земельных участков запрещена, согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от *** года ***ФЗ, п. 5 ст. 58 ФЗ ***ФЗ от *** года.

При установленных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что Акопян Н.О. соблюдена процедура оформления права на испрашиваемый земельный участок установленная ст. 36 ЗК РФ, в связи с чем, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» выразившееся, в не рассмотрении заявления Акопян Н.О. от *** года о предоставлении земельного участка площадью 30 кв. м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., на котором расположено нежилое одноэтажное здание принадлежащее ей на праве собственности, в аренду сроком на 49 лет и непринятии по нему решения является незаконным.

Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» выразившееся, в непринятии решения по заявлению Акопян Наиры Оганесовны о предоставлении земельного участка площадью 30 кв. м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: г. Саратов, Заводской район, пересечение ... ..., на котором расположено нежилое одноэтажное здание принадлежащее ее на праве собственности, с разрешенным видом - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенное нарушение, путем принятия решения по заявлению Акопян Наиры Оганесовны о предоставлении земельного участка площадью 30 кв. м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., ..., ... с ..., на котором расположено нежилое одноэтажное здание принадлежащее ее на праве собственности, с разрешенным видом - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья Ю.В. Ефимкина