Дело № *** РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июля 2010 г. г. Саратов. Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Егоровой И.А., при секретаре: Мясушкиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО8, заинтересованные лица Администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» о признании действия незаконным, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка, У С Т А Н О В И Л : Волков Д.С. обратился в суд с заявлением о признании отказов комитета по архитектуре и градостроительству муниципального образования « Город Саратов» и Администрации муниципального образования « Город Саратов» в утверждении схемы расположения земельного участка незаконными и возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, указав, что 31.03.2010г. он обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 611 кв.м., в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. Письмом от 17.05.2010 г. № 01-10-05-14в администрация муниципального образования «Город Саратов», со ссылкой на заключение Комитета по Архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» отказала заявителю в согласовании схем расположения вышеуказанного земельного участка. Основанием к отказу в согласовании схемы расположения испрашиваемого участка послужило то, что прилагаемый к схеме план земельного участка не является топографо-геодезическим материалом, т.к. не содержит информации о топографии и геодезии. Заявитель считает отказ не законным по следующим основаниям: приложенный план земельного участка выполнен в соответствии с Инструкцией по топографической съемке в масштабах, утвержденных Главным управлением геодезии и картографии при Совете министров СССР от 05.10.1979 г., ГОСТ 22268-76 « Геодезия. Термины и определения», ГОСТ 21667-76 и соответствует всем требованиям, предъявляемым к топографо-геодезическому материалу. Таким образом, представленный топографо-геодезический материал позволяет установить место расположения данного земельного участка на местности. В соответствии со ст.ст. 28,29, 34 ч.4 Земельного Кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица или обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 39 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории. Согласно ст. 3 Закона Саратовской области « О земле» от 21.05.2004г. № 23-ЗСО, обеспечение выбора земельного участка для строительства, утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Администрация муниципального образования « Город Саратов» до настоящего времени решение по заявлению Волкова Д.С. об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не приняла, как и не приняла решение о предоставлении права на земельный участок, что является бездействием. Бездействие администрации муниципального образования « Город Саратов» нарушает гарантированные Конституцией РФ права заявителя на получение в аренду земельного участка. Волков Д.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заявителя Баженов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал требования доверителя и дал пояснения, аналогичные, изложенным в заявлении. Представитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» Животикова Ю.О., действующая на основании доверенности от 24.12.2009 г. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку представленное заявителем в материалах дела письмо, адресованное председателем Комитета по архитектуре и градостроительству в адрес председателя Комитета по земельным ресурсам 05.05.2010 г. является внутренней перепиской структурных подразделений Администрации муниципального образования « Город Саратов», не адресовано заявителю и не нарушает прав и интересов Волкова Д.С. Представители Администрации муниципального образования « Город Саратов» Ефименко С.А., действующая на основании доверенности от 16.06.2010 г. и Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования « Город Саратов» Соловьева Ю.С., действующая на основании доверенности от 03.06.2010г. в судебном заседании поддержали позицию представителя Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов » и просили Волкову Д.С. в удовлетворении заявления отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требований Волкова Д.С. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие). Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В силу требований ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции с в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 4 Закона Саратовской области « О земле» от 21 мая 2004г. № 23-ЗСО ( в редакции Закона Саратовской области от 27.05.2009г. № 56-ЗСО), орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев : - приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; - приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными ст. 34 Земельного Кодекса РФ, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными ст. 28 ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; - предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органами местного самоуправления г. Саратова до 01.07.2006г. Анализ выше приведенных норм свидетельствует о том, что подготовка материала для предоставления земли под цели, не связанные со строительством, входит в полномочия органов местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что 31.03.2010г. Волков Д.С. обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, из земель населенных пунктов, в кадастром квартале ***, расположенный по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 611 кв.м., с целью и разрешенным использованием, для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (л.д. 7). Письмом от 17.05.2010г. № 01-10-05-14в администрация муниципального образования «Город Саратов» довела до сведения заявителя, что схема расположения испрашиваемого земельного участка отклонена от согласования на основании письменных заключений, согласно которых необходимо дополнительно представить топографо-геодезический материал, для уточнения местоположения земельного участка (л.д. 9). Однако, довод, приведенный Администрацией муниципального образования « Город Саратов» в обоснование отказа Волкову Д.С. в согласовании схемы размещения земельного участка, суд находит необоснованным, поскольку анализ выше приведенных норм закона свидетельствует о том, что подготовка материала для предоставления земли под цели, не связанные со строительством, входит в полномочия органов местного самоуправления. При несогласии с представленным Волковым Д.С. геодезическим материалом орган местного самоуправления вправе, в пределах своей компетенции, силами и средствами подведомственных ему комитетов изготовить топографо-геодезический материал на испрашиваемый земельный участок, соответствующий предъявляемым законом требованиям к подобного вида документам, а так же обязан в силу требований ст. 34 п.4 Земельного Кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления заинтересованного лица утверждить и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории. Иных оснований к отказу в утверждении и выдаче Волкову Д.С. схемы расположения земельного участка, кроме необходимости предоставления заявителем дополнительных тепографо - геодезических материалов, Администрацией муниципального образования « Город Саратов» не указано, ни в письме от 17.05.2010г., ни в ходе рассмотрения дела. Принимая во внимание, что отказ Администрации муниципального образования « Город Саратов » в утверждении схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 611 кв.м., в кадастром квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н с разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, изложенный в письме администрации муниципального образования « Город Саратов» от 17.05.2010г. № 01-10-05-14в признан судом не законным, суд считает правильным обязать Администрацию муниципального образовании « Город Саратов» утвердить и выдать Волкову Д.С. схему расположения на кадастром плане или кадастровой карте земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 611 кв.м., в кадастром квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н с разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, а также принять решение по заявлению Волкова Д.С. от 31.03.2010г., о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 611 кв.м., в кадастром квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н с разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течение четырнадцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку в установленный законом срок ( п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ), указанное заявление по существу уполномоченным органом разрешено не было. Что касается требования заявителя о признании незаконным отказа Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», изложенного в письме от 05.05.2010г. № 520 сх/01-В в неутверждении Волкову Д.С. схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 611 кв.м. в кадастром квартале 64:48:010243 расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н с разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку вышеуказанное письмо является внутренней перепиской структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов», не адресовано заявителю и не нарушает прав и законных интересов Волкова Д.С. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 245 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Заявление удовлетворить частично. Признать незаконным отказ администрации муниципального образования « Город Саратов», изложенный в письме Волкову Д.С. от 17.05. 2010г. № 01-10-05-14в об отклонении от согласования схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 611 кв.м., в кадастром квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н с разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» утвердить и выдать Волкову Д.С. схему расположения на кадастром плане или кадастровой карте земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 611 кв.м., в кадастром квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н с разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» принять решение по заявлению Волкова Д.С. от 31.03.2010 г. о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 611 кв.м., в кадастром квартале ***, расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н с разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течение четырнадцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. В остальной части заявления - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2010г. Судья: