Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июля 2010 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ... районе г. Саратова к Стрижаку ... о привлечении к ответственности за нарушение сроков регистрации, У С Т А Н О В И Л : Истец обратился в суд с иском к Стрижаку Н.М. о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, в обоснование которого указал, что в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Стрижаку Н.М. присвоен статус адвоката и выдано удостоверение от *** года. В связи с чем, ответчик был обязан зарегистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда в срок до *** года. С заявлением о регистрации в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в виде фиксированного платежа, ответчик обратился в управление Пенсионного фонда РФ в ... г. Саратова *** года. Нарушение страхователем срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ влечет наложение штрафа. Просит взыскать с ответчика штраф в размере 10000 руб. за нарушение срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ. Представитель истца Иванов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению. Ответчик в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель ответчика Мочалина Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что Стрижаку Н.М. присвоен статус адвоката *** года, соответственно с заявлением о регистрации в качестве страхователя в территориальный орган Пенсионного фонда РФ он должен обратиться не позднее *** года. Следовательно, 90 дней истекают *** года. Поскольку решение о привлечении Стрижака Н.М. принято *** года, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, то оснований для взыскания штрафа не имеется. Кроме того, нарушен порядок привлечения к административной ответственности: Стрижак Н.М. не был извещен о проведении в отношении него проверки, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушения, не направлялся, о дате и времени рассмотрения материалов проверки ему не сообщалось, решение не получал, в связи с чем, отсутствовала возможность обжалования. Кроме того, при привлечении к ответственности Стрижака Н.М. Пенсионный фонд применил упрощенную процедуру, тогда как должна быть применена процедура, предусмотренная ст. 101 НК РФ. Просила в иске отказать. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.11 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства. Установлено, что ответчику Стрижаку Н.М. в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» присвоен статус адвоката, регистрационный номер *** и *** г. выдано удостоверение *** л.д.8). Таким образом, Стрижак Н.М. обязан был зарегистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, в данном случае в ..., не позднее *** года. Однако, с заявлением о регистрации в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в виде фиксированного платежа, ответчик обратился к истцу *** года л.д.5), то есть с нарушением установленного законом срока. Согласно ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней - влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Поскольку нарушение ответчиком составило более 90 дней, то управление Пенсионного фонда РФ в ... г. Саратова приняло решение о наложении штрафа на ответчика в размере 10000 руб. за несвоевременную регистрацию в органе Пенсионного фонда Российской Федерации, что подтверждается актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от *** года л.д.9), требованием от *** года об уплате финансовой санкции л.д.10), решением от *** года о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании виде штрафа в размере 10000 руб. л.д.11-12). Суд считает доводы представителя ответчика об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем, отсутствием оснований для взыскания штрафа, не основанными на законе. Так, из текста ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» следует, что к ответственности привлекается страхователь, нарушивший сроки регистрации в органе Пенсионного фонда РФ, более, чем на 90 дней, а не на 90 дней, как указывает, представитель ответчика. В связи с чем, правонарушение является длящимся, момент обнаружения является окончанием совершения правонарушения. С заявлением о постановке на учет в качестве страхователя Стрижак Н.М. обратился *** года, соответственно датой окончания правонарушения является- *** года. Согласно ч.1,2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В требовании об уплате штрафа был установлен срок уплаты- *** года л.д.10), на момент подачи искового заявления шестимесячный срок после истечения срока исполнения требования об уплате налога не истек (дата подачи искового заявления *** г.). Исходя из текста требования, времени принятия решения, оно имеет опечатку в дате уплаты финансовой санкции, а именно указано- *** года, тогда как, все действия совершены в 2010 году. Суд считает, что допущена техническая ошибка. Акт *** от *** года об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании л.д.9) с указанием даты рассмотрения- *** года, направлен Стрижаку Н.М. почтовым уведомлением, что подтверждается квитанцией об отправке л.д.6). Сведений о получении не представлено. Требование об уплате финансовой санкции направлено ответчику *** года, что подтверждается почтовым уведомлением л.д.7). Доводы представителя ответчика о неполучении Стрижаком Н.М. данных документов, судом не могут быть приняты во внимание. Производство проведено в соответствии со ст.101.4 НК РФ, согласно которой при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. 2. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение. 3. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. 4. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки. 5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. 6. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. 7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица. При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: 1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. 8. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. 9. В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения. 10. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа. 11. Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом. 12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения. Анализ норм Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что одним из способов передачи налогоплательщику извещения и решения налогового органа является направление этого извещения и решения по почте заказным письмом. При этом уведомление и решение налогового органа считаются врученными по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46, п. 5 ст. 68, п. 6 ст. 69 Кодекса) либо на шестой день с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 Кодекса). Таким образом, Стрижаку Н.М. было направлено уведомление о рассмотрении акта *** года, которое считается полученным *** года. Таким образом, до рассмотрения данного акта Стрижак Н.М. имел возможность представить в течение 10 дней свои возражения по акту, так и участвовать в рассмотрении акта. Решение о привлечении к ответственности от *** года направлено ответчику *** года, соответственно, считается доставленным *** года, что подтверждается квитанцией об отправке л.д.7). Срок обжалования установлен решением- 3 месяца (ст. 139 НК РФ) На момент рассмотрения дела решение вступило в законную силу, так как истекли 3 месяца с даты, когда считается, что лицо получило указанное решение- *** года. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что данное решение не обжаловалось. Довод представителя ответчика о том, что ответчик должен быть привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, а не 101.4 НК РФ, что является основанием к отказу в удовлетворении требований, суд также находит необоснованной, поскольку указанная статься 101.4 НК РФ содержит порядок привлечения к ответственности страхователей. Ссылка ответчика на Письмо Пенсионного фонда РФ от *** года *** нельзя признать правомерным, поскольку данное письмо не прошло регистрацию в Министерстве юстиции РФ, оно подписано после привлечения Стрижака Н.М. к ответственности. Кроме того, данное письмо не содержит обязательных требований о привлечении к ответственности в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Также суд считает, что права Стрижака Н.М. не нарушены, поскольку документы ему и его представителю вручены, однако, не обжаловались, вступили в законную силу. Вместе с тем, ответчиком не выполнено требование об уплате штрафа в размере 10000 руб. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Оснований для освобождения ответчика от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ не имеется. Согласно ст. 112 Налогового кодекса РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1)совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Согласно ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, данной в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 41 и Пленума ВАС РФ от *** N 9 если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Суд считает, что отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения, несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения являются смягчающими обстоятельствами Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено. Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие ответственность, суд приходит к выводу о возможности снижения штрафа в два раза, и установлении штраф в размере 5000 руб. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Взыскать с Стрижака ... в пользу государственного учреждения- управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ... г. Саратова штраф в размере 5000 руб. за нарушение срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья подпись С.Н. Агаркова