о признании действий незаконными



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

***г.

Волжский районный суд г. Саратова

в составе:

председательствующего судьи Абдуллиной С. Р.

при секретаре Галяткиной К.К.

с участием прокурора Литвишко Е.В.,

рассмотрев в г.Саратове в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Волжского района г. Саратова Арзуманяна А.Э. в интересах Костина Петра Ильича к Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО18» о признании действий незаконными и понуждении к устранению нарушений закона,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Волжского района г.Саратова обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что по обращению Костина П. И., проживающего по адресу: ..., ..., ... ..., являющегося собственником квартиры. В данной квартире установлен индивидуальный прибор учёта холодного водоснабжения, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта холодного водоснабжения. Расчёт размера платы за потребленное холодное водоснабжение производится ежемесячно с октября 2008г. по показаниям индивидуального прибора учёта данной услуги. В ходе проведенной проверки, управляющей организацией в нарушении действующего законодательства по мнению прокурора расчет размера оплаты за коммунальные услуги в платежном документе за январь 2009 года гКостинуП.И. была начислена корректировка за холодное водоснабжение за 4-й квартал 2008 года в сумме 131,50 рублей; в сентябре 2009 года за 1-е полугодие 2009 года в размере 294,84 руб.

Данными действиями ООО «ФИО8» нарушает жилищные и имущественные права Костина П.И.

В связи с изложенным процессуальный истец просит признать незаконными действия ООО «ФИО9» по начислению корректировки размера плат за холодное водоснабжение за 4-й квартал 2008 года и 1-е полугодие 2009 года на общую сумму 426,34 руб. по кв. *** дома *** по ... и обязать ООО «ФИО10» произвести Костину П.И. перерасчет незаконно взысканных платежей за корректировку размера плат за холодное водоснабжение за 4-й квартал 2008 года и 1-е полугодие 2009 года на общую сумму 426,34 руб. по кв. *** дома *** по ... г. Саратова.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Литвишко Е.В. поддержала исковые требования и пояснила, что на основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Указанное положение конкретизируется в Правилах предоставления (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307), предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учёта (пункты 16, 19, 20, 21, 22), в соответствии с которым размер платы за указанные коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем (управляющей организацией).

При этом Правилами определено, что расчет ставки размера корректировки платы за холодное водоснабжение производится по формуле ***. Анализ п. 19 и п. 22 Правил позволяет сделать вывод, что корректировку начислений за холодное водоснабжение нужно производить при отсутствии индивидуальных приборов учета, не имеет значения оборудован ли многоквартирный дом коллективным (общедомовым) прибором учета или нет.

Письмо Министерства регионального развития РФ от 28.05.2007 г. № 10087-ЮТ/07 делает акцент на то, что величина корректировки зависит от правильности установления применяемого для конкретного многоквартирного дома норматива потребления, состояния внутридомовых инженерных сетей и оборудования.

Расчет суммы корректировки за холодное водоснабжение на каждое жилое помещение в январе 2009г. производился путём определения разности между выставленной поставщиком энергоресурса стоимостью потребленного за 4 квартал 2008 г. объема ресурса и начисленного за этот же период управляющей организацией общего размера плат за данную коммунальную услугу по нормативам потребления: 112 895,64 - 95 580,87/ 5991,27 = 2,89 руб./кв. м. В аналогичном порядке была определена сумма корректировки за 1-е полугодие 2009 года.

Таким образом, начисление ООО «ФИО11» ФИО3 корректировки размера плат за холодное водоснабжение за 4-й квартал 2008 года и 1-е полугодие 2009 года на общую сумму 426,34 руб. при наличие в его квартире индивидуального прибора учета данной коммунальной услуги является неправомерным.

Представитель ООО «ФИО12» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика по доверенности Одынская С.В. исковые требования не признала, пояснив при этом, что ООО «ФИО13» с МУПП «ФИО19» заключен договор *** от *** г. на отпуск питьевой воды и приём сточных вод, в соответствии с которым производится отпуск питьевой воды и приём сточных вод в жилых домах по зоне обслуживания ООО «ФИО14».

Жилой многоквартирный дом *** по ... не оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения.

В квартире *** по данному адресу установлен индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения. Ежемесячный расчет платы по показаниям индивидуальных приборов учета осуществляется с октября 2008г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.

В 2009 году были проведены корректировки по холодному водоснабжению: в январе 2009г. на сумму 131,50 (за 4 ... г.); в сентябре 2009г. на сумму 294,84 (за 1-е полугодие 2009г.).

Расчет корректировки за 4 квартал 2008г. произведен с учетом суммы выставленной поставщиком услуг за 4 .... - 112895,64 (счета за октябрь, ноябрь, декабрь 2008г.), что подтверждается счет-фактурами МУПП «ФИО20».

Сумма выставленная ООО «Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК» за 4 кв - 95580,87 (октябрь, ноябрь, декабрь 2008 г.)

Расчет суммы корректировки = 112895,64 - 95580,87 =17314,77 руб.

Расчет корректировки на 1м2=17314,77 /5991,27=2,89 р/м2, где 5991,27- общая площадь жилых помещений дома *** по ... в ....

Расчет корректировки за 1 полугодие 2009г. произведен с учетом суммы, выставленной поставщиком услуг за 1 полугодие 2009г. - 270578,88 руб.

Сумма, выставленная ООО «ФИО21» за 1 полугодие 2009г. - 231755,45 рублей, что подтверждается счет-фактурами МУПП «ФИО22». Расчет суммы корректировки =270578,88 - 231755,45 = 38823,43рублей.

Расчет корректировки на 1м2 = 38823,43/5991,27=6,48/м2, где 5991,27- общая площадь жилых помещений дома *** по ... в ....

Необходимость в корректировке возникает тогда, когда объем представленной коммунальной услуги отличается в большую или меньшую сторону от расчетного объема, предъявленного к оплате энергоснабжающей организацией. В Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. (далее Постановление) не определен порядок начисления платы за коммунальные услуги в случае, когда дом не оборудован общедомовым прибором учета коммунальной услуги, а некоторые или все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (нет формулы и разъяснений).

В статье 16 Постановления говорится, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Далее не определен порядок начисления платы за коммунальную услугу для квартир, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета. Также не определено, что корректировку по фактическому объему делать нельзя.

Ресурсоснабжающая компания при выставлении объема коммунальной услуги при отсутствии в доме общедомового прибора учета исходит из расчетных данных. В частности для ХВС, ГВС - количество официально зарегистрированных граждан. Объемы, учтенные индивидуальными счетчиками при таких расчетах не учитываются. Объем коммунальной услуги, полученной путем измерения индивидуальным счетчиком на 1-го человека в 2,3 раза меньше, чем социальный норматив согласно квитанции и постановления Правительства Саратовской области о нормативах потребления ХВС.

Следовательно, возникает разница между объемом выставленной «ФИО15» управляющей организации и между управляющей организацией и жильцами данного дома. Корректировка направлена на то, чтобы весь объем предоставленных гражданам коммунальных услуг был оплачен.

Управляющая компания в отношениях между Энергоснабжающей организацией и гражданами по предоставлению коммунальных услуг выступает как агент.

В ходе судебного заседания установлено, что жилой многоквартирный дом *** по ... в ... не оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения.

Костин П. И. ежемесячно производил плату за коммунальную услугу ХВС по показаниям индивидуального прибора учёта ХВС. В 2009 году были проведены корректировки по холодному водоснабжению: в январе 2009г. на сумму 131,50 (за 4 ... г.); в сентябре 2009г. на сумму 294,84 (за 1-е полугодие 2009 г.), а всего на сумму 426,34 руб.

В соответствии со ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 16 названного выше Постановления при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Истец ежемесячно производит оплату согласно показаниям индивидуального прибора учёта. Необходимость в корректировке возникла из-за разницы между выставлениями МУПП «ФИО23» в адрес Общества с ограниченной ответственностью «ФИО16» и выставленными нормами Управляющей компанией населению (потребителям).

В соответствии с. п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В Постановлении Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. не определен порядок начисления платы за коммунальные платежи в случае, когда дом не оборудован общедомовыми приборами учета коммунальной услуги, а некоторые или все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета.

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.

Ресурсоснабжающая организация при выставлении объемов коммунальных услуг при отсутствии в доме общедомового прибора учета исходит из расчётных данных и ориентировочным объемам ХВС. Объемы, учтенные индивидуальными счетчиками при таких расчетах не учитываются.

Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, пункту 32 Правил абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод в соответствии с пунктом 1, 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307. При отсутствии указанного учета объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами (статья 544 Гражданского кодекса), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды (пункт 10, подпункт "а" пункта 5, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. N 306). При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются.

Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Жилищный кодекс РФ в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Корректировка направлена на то, чтобы весь объем предоставленных гражданам коммунальных услуг был оплачен. Управляющая компания в отношениях между Энергоснабжающей организацией и гражданами по предоставлению коммунальных услуг выступает как агент. Образующуюся разницу между выставлениями распределяется между собственниками как содержание общедомового имущества, пропорционально расчетной площади каждого жилого помещения. Помимо индивидуального потребления коммунальной услуги ХВС в доме существуют общедомовые нужды, а именно: спуск и заполнение общедомовой системы ХВС, ежегодная подготовка общедомовой системы к отопительному сезону, опрессовка, промывка системы центрального отопления, уборка мест общего пользования и др.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Истцом доказательств подтверждение доводов в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ суду, не представлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязанность по оплате корректировки (разница между ориентировочными объемами, зафиксированными в договоре *** от *** г. и фактически потребленными объемами ХВС) лежит на собственнике соразмерно принадлежащей ему доле в соответствии с законом, в связи с чем, требования о признании незаконными действий ответчика по начислению корректировки за холодное водоснабжение удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске заместителя прокурора Волжского района г.Саратова Арзуманяна А.Э. в интересах Костина Петра Ильича к Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО17» о признании действий незаконными и понуждении к устранению нарушений закона, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья С.Р.Абдуллина