о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-2904/10 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов *** года

Волжский районный суд г. Саратова

в составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Иваницкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Гавриловой Ларисы Викторовны о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «Город Саратов»,

У С Т А Н О В И Л:

Гаврилова Л.В. обратилась в суд с заявлениями о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования «Город Саратов», в обоснование которых указала, что *** г. и *** г. она обратилась в администрацию МО «г. Саратов» с заявлениями об утверждении и выдаче схем расположения 5 земельных участков и о предоставлении их в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенных по адресу: ..., пересечение улиц Комсомольская и Волжская, б/н, площадью 20 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., ..., б/н, площадью 51 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., ..., б/н, площадью 64 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., пересечение улиц ..., б/н, в кадастровом квартале ***; ..., пересечение улиц ..., б/н, площадью 49 кв.м., в кадастровом квартале ***. К заявлениям ею были приложены, в том числе, топографо-геодезические материалы, позволяющие однозначно определить место расположения испрашиваемых земельных участков. Письмами Комитет по земельным ресурсам администрации МО «г. Саратов» известил ее об изготовлении схем расположения вышеуказанных земельных участков и направлении их на согласование в структурные подразделения администрации МО «Г. Саратов». Однако до настоящего времени решение не принято. Просила признать незаконным бездействие администрации МО «г. Саратов», выразившееся в не принятии решения о предоставлении земельных участков в аренду, обязать администрацию принять решение об утверждении и выдачи ей схем расположения земельных участков, обязать администрацию принять решение по ее заявлениям о предоставлении в аренду данных земельных участков.

В судебное заседание Гаврилова Л.В. не явилась, просила дело рассмотреть в ее

отсутствие, о чем в деле имеется заявление.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявления, пояснив, что заявления Гавриловой Л.В. находятся на рассмотрении, решение до настоящего времени не принято.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Гавриловой Л.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным

законом "О государственном кадастре недвижимости".

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 3 Закона Саратовской области «О земле» от 21.05.2004 № 23-ЗСО, обеспечение выбора земельного участка для строительства, утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Гаврилова Л.В. *** г. и *** г. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлениями об утверждении и выдаче схем расположения 5 земельных участков и о предоставлении их в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенных по адресу: ..., пересечение улиц ..., б/н, площадью 20 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., ..., б/н, площадью 51 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., ..., б/н, площадью 64 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., пересечение улиц Радищева и Волжская, б/н, в кадастровом квартале ***; ..., пересечение улиц ..., б/н, площадью 49 кв.м., в кадастровом квартале ***. К заявлениям ею были приложены, в том числе, топографо-геодезические материалы, позволяющие однозначно определить место расположения испрашиваемых земельных участков л.д.7-10, 24).

Письмами от *** г. комитет по земельным ресурсам администрации МО «Г. Саратов» сообщил об изготовлении схем земельных участков и направлении их на согласование в структурные подразделения администрации МО «Г. Саратов» л.д. 11-14).

Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ст. 33 Устава г. Саратова администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Как установлено, не оспаривается участниками процесса, схемы земельных участков в порядке ч. 4 ст. 34 ЗК РФ с учетом зонирования территорий утверждены не были. Таким образом, до настоящего времени решение об утверждении схем либо отказе в утверждении схем земельных участков по смыслу ст. 34 ЗК РФ, органом местного самоуправления не принято, тогда как должно было быть принято не позднее *** года и *** г.

В связи с чем, доводы представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» об отсутствии бездействия со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявлений суд находит не обоснованными по вышеуказанным основаниям.

Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку заявления Гавриловой Л.В. об утверждении и выдаче схем расположения испрашиваемых земельных участков для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не рассмотрены в установленный законом срок, схемы не утверждены и не выданы заявителю, и не принято решение об отказе в утверждении схем земельных участков, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности по рассмотрению заявлений Гавриловой Л.В. без предрешения существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В связи с этим, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «г. Саратов» обязанность по принятию решений по заявлениям Гавриловой Л.В. об утверждении и выдачи схем расположения земельных участков в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Предметом настоящего дела является бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению заявлений Гавриловой Л.В., а не основания невозможности утверждения схем расположения земельных участков, поскольку заявления не рассмотрены, действия или решения органа местного самоуправления в отказе удовлетворения заявлений не производились, оснований отказа в утверждении схем либо в предоставлении права аренды, заявителем не обжаловались. В связи с чем, требования Гавриловой Л.В. о возложении обязанности на администрацию МО «Г.Саратов» по принятию решения о предоставлении ей права аренды на земельные участки суд находит преждевременными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлениям Гавриловой Ларисы Викторовны от *** г. и *** г. об утверждении и выдачи схем расположения земельных участков, предоставления права аренды на земельные участки для целей, не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, сроком на 49 лет, расположенных по адресу: ..., пересечение улиц ..., б/н, площадью 20 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., ..., б/н, площадью 51 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., ..., б/н, площадью 64 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., пересечение улиц ..., б/н, в кадастровом квартале ***; ..., пересечение улиц ..., б/н, площадью 49 кв.м., в кадастровом квартале ***.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлениям Гавриловой Ларисы Викторовны от *** г. и *** г. об утверждении и выдачи схем расположения земельных участков, предоставлении права аренды на земельные участки для целей, не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, сроком на 49 лет, расположенных по адресу: ..., пересечение улиц ..., б/н, площадью 20 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., ..., б/н, площадью 51 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., ..., б/н, площадью 64 кв.м., в кадастровом квартале ***; ..., пересечение улиц ..., б/н, в кадастровом квартале ***; ..., пересечение улиц ..., б/н, площадью 49 кв.м., в кадастровом квартале ***. в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части заявления Гавриловой Ларисы Викторовны о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме *** г.

Судья С.В. ЮДИНА