Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 июля 2010г. Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующей судьи Абдуллиной С.Р. при секретаре Галяткиной К.К., рассмотрев в г.Саратове в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткачева Владимира Сергеевича к комитету по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании незаконными пунктов 3,4 распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 19.01.2009г. ***, о признании незаконными действие комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в отказе заключить договор аренды земельного участка, и понуждении к заключению договора аренды земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Ткачев В.С. обратился в суд с иском к комитету по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом Саратовской области (КУИ) о признании незаконными пунктов 3,4 распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от ***г. ***, о признании незаконными действие комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в отказе заключить договор аренды земельного участка, и понуждении к заключению договора аренды земельного участка. В обоснование исковых требований заявитель указал, что 19 января 2009 года комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением *** предоставил ему в аренду сроком на 49 лет земельный участок расположенный по адресу: ... В соответствии с п.2,3 данного распоряжения на него была возложена обязанность по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и заключении договора аренды земельного участка с КУИ в восьмимесячный срок, в противном случае распоряжение утрачивает свою силу. Во исполнение п.2,3 данного распоряжения он(заявитель) ***г обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с заявлением о проведении кадастрового учета данного земельного участка. 30.07.2009г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области решением *** приостановила осуществление кадастрового учета и *** года был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка и участку присвоен кадастровый номер *** В октябре 2009 года он(истец) обратился к КУИ Саратовской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка, но в принятии заявления мне было отказано, т.к. мне пояснили в КУИ вышел срок распоряжения о предоставлении прав на земельный участок и данное распоряжение утратило силу ***года. ***г. заявитель обратился в КУИ о Саратовской области с заявлением о продлении действия распоряжения, либо исключения п. 3,4 данного распоряжения. ***г. письмом *** КУИ рекомендовало ему обратиться в администрацию муниципального образования «Город Саратов», так как распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области-города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления с *** года. ***г. он (Ткачев В.С.) обратился в комитет по земельным ресурсам администрации города Саратова с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, в связи передачей КУИ области всех документов в комитет по земельным ресурсам *** года. ***г. комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» письмом *** отказало ему в заключении договора аренды, в связи с тем, что срок действия распоряжения истек ***г. Однако, несмотря на то, что он в соответствии с действующим земельным законодательством исполнил все обязанности по сбору и предоставлению документов, КУИ не исполнило свои обязательства по заключению с ним договора аренды земельного участка, а комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» отказало ему в заключении договора аренды земельного участка. Поскольку объективные причины для отказа в заключении договора аренды по мнению заявителя отсутствуют, полагает, что отказ комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным и нарушает право на оформление земельного участка в аренду. А в связи с тем, что срок распоряжения о предоставлении ему на праве аренды земельного участка истек, КУИ Саратовской области никаких действий по продлению срока действия договора не предпринимает, он вынужден обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями. В ходе рассмотрения иска заявитель дополнил и уточнить заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ просил признать незаконными п.3,4 распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от ***г *** Считает, что п.3,4 распоряжения КУИ Саратовской области противоречит ЗК РФ, Закону Саратовской области « О земле», в связи с тем, что право аренды на земельный участок не может быть представлен с ограничением срока заключения данного договора. Заявитель, его представитель отказались от иска к администрации муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к заключению договора аренды земельного участка площадью ***. для индивидуального жилищного строительства. Определением Волжского районного суда г.Саратова от 12.07.2010г. этот отказ от иска принят и производство по делу в этой части прекращено. В судебном заседании представитель истца Красникова С.В. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным выше. Представители администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А., Бычкова В.В. считали возможным принятие судом отказа от иска к администрации муниципального образования «Город Саратов» и прекращение производства по делу. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.8, 11, 12, 13 ГК РФ,ст.255 ГПК РФ, п. 1-5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо установить как несоответствие их закону или иным правовым актам, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя. Необходимо установить, что в результате принятого обжалуемого действия или решения имеет место нарушение прав и свобод заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод. В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст.30.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. На основании распоряжения КУИ Саратовской области *** от *** года, заявителю предоставлен в аренду земельный участок на 49 лет из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: ... для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в прилагаемом проекте границ земельного участка. Согласно п.3 и п.4 данного распоряжения на заявителя возлагалась обязанность в восьмимесячный срок заключить с Комитетом по управлению имуществом Саратовской области договор аренды земельного участка. В случае невыполнения пункта 3, данное распоряжение утрачивает силу. В соответствии с п.2 распоряжения заявителем были приняты меры к постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Заявитель обратился в КУИ области в октябре 2009 года, представив кадастровый паспорт земельного участка. Таким образом, с его стороны были совершены необходимые действия, во исполнение п.2,3 распоряжения *** от *** года. Из материалов дела следует, что КУИ области не принимались меры к заключению договора аренды земельного участка, отказали заявителю в связи с истечением срока для заключения договора аренды. Суд приходит к выводу, что для заключения договора аренды земельного участка, согласно ст.30.1 Земельного Кодекса РФ заявителем был представлен топографо-геодезический материал, позволяющий определить месторасположение испрашиваемого земельного участка. В соответствии со ст.30.1 Земельного Кодекса РФ полномочия по заключению договоров аренды земельных участков на настоящее время предоставлены комитету по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов». Заявителем по мнению суда были совершены все необходимые действия для заключения договора аренды земельного участка в срок, установленный распоряжением КУИ Саратовской области от *** от *** года. Таким образом, договор аренды земельного участка не был заключен в установленный срок вследствие бездействия со стороны комитета по управлению имуществом Саратовской области. Заявитель обращался также *** года с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на основании распоряжения КУИ области *** от *** года в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов». Согласно письма от *** года комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», в удовлетворении заявления было отказано. Несмотря на то, что в соответствии со ст.29, ст.30.1 Земельного Кодекса РФ, заявитель имел право на оформление земельного участка в аренду в порядке ст.30.1 Земельного Кодекса РФ на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области *** от *** года. До настоящего времени уполномоченными органами не произведены действия по заключению с ним договора аренды земельного участка в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного Кодекса РФ. При таком положении, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в заключении договора аренды в отношении данного земельного участка. В соответствии со ст.4 Закона № 23-ЗСО от 21.05.2004г., ст.11, 29 Земельного Кодекса РФ полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, переданы от комитета по управлению имуществом Саратовской области к муниципальному образованию «Город Саратов». Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст.28 Земельного кодекса РФ предоставляются гражданам и юридическим лицам, как в собственность, так и в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, когда приватизация земельных участков запрещена, согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ, п. 5 ст. 58 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Как следует из анализа материалов дела и выше названных норм права заявителем соблюден порядок обращения за получением земельного участка в аренду, установленный ст.30.1 Земельного Кодекса РФ. Уполномоченным органом было принято решение о распоряжении указанным земельным участком и передаче его в аренду заявителю. Суд полагает, что неисполнение комитетом по управлению имуществом Саратовской области обязанности по заключению с заявителем договора аренды в установленный срок, не освобождает комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» от обязанности по передаче земельного участка в аренду. Суд приходит к выводу, что установленные комитетом по управлению имуществом Саратовской области ограничения в п.3.4 указанного распоряжения нарушают права и законные интересы заявителя, противоречат требованиям действующего законодательства, не основаны на требованиях закона. Так заявителем были совершены все необходимые действия для заключения договора аренды земельного участка в срок, установленный распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области *** от *** года. Ограничение права заявителя на получение земельного участка в аренду, после совершения им необходимых действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, не соответствуют требованиям ст.30.1 Земельного Кодекса РФ. Договор аренды земельного участка не был заключен в установленный срок, вследствие бездействия со стороны комитета по управлению имуществом Саратовской области. Дальнейшее бездействие комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» было связано с наличием в оспариваемом распоряжении комитета по управлению имуществом Саратовской области указанных положений. Вследствие этого, доводы заявителя о несоответствии п.3,4 оспариваемого распоряжения требованиям ст.30.1 Земельного Кодекса РФ являются обоснованными. Заявление о признании недействительными пунктов 3 и 4 распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от *** от *** года, согласно ст.8, 12, 13, 261-264 ГК РФ, подлежит удовлетворению. Из представленных материалов следует, что со стороны КУИ Саратовской области после *** года имеет место бездействие по неисполнению распоряжения *** от *** года. Также, данное бездействие допущено комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», после передачи ему полномочий по распоряжению земельными участками, вплоть до настоящего времени. Таким образом, восстановление нарушенных прав истца возможно, путем понуждения уполномоченного органа к предоставлению земельного участка в аренду, в порядке установленном ст.30.1 Земельного Кодекса РФ. Суд учитывает, что в соответствии с п.3.6.2 Положениями о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», полномочиями по заключению договоров аренды земельных участков располагает данный орган. Таким образом, комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» обязан заключить с истцом договор аренды земельного участка площадью 974кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ... жилой район для индивидуального жилищного строительства с учетом представленного Ткачевым В.С. проекта договора аренды земельного участка от ***г. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконными пункты 3,4 распоряжения комитета по управлению имуществом ... от ***г. *** Признать незаконным действие комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в отказе Ткачеву Владимиру Сергеевичу заключить договор аренды земельного участка, и обязать заключить с Ткачевым Владимиром Сергеевичем договор аренды земельного участка площадью *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ... жилой район для индивидуального жилищного строительства. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.