Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июля 2010 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саакян ... о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «ФИО5» от *** года *** об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, у с т а н о в и л : Саакян К.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от *** года *** об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, в обоснование которого указала, что она является собственником нежилого одноэтажного здания (литер А)- мини- магазин общей площадью 21,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. ФИО8, ***, на основании договора купли- продажи от *** года, дополнительного соглашения к договору купли- продажи от *** г. Указанный мини- магазин расположен на земельном участке площадью 23 кв.м., предоставленном ей на праве аренды на основании постановления мэра г. Саратова от *** г., договора аренды земельного участка от *** г. ***, договора замены стороны в обязательстве от *** года, соглашения *** к договору аренды земельного участка от 22. 12.2005 г., договора замены стороны в обязательстве от *** г. *** года с целью приобретения права собственности на указанный земельный участок она обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов». Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от *** года *** ей отказано в предоставлении в собственность земельного участка по тем основаниям, что земельный участок расположен в красных линиях, приватизации не подлежит. Считает данное постановление незаконным. Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение о предоставлении спорного земельного участка ей в собственность. В судебное заседание Саакян К.А. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель заявителя Мельников А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянский Г.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в оспариваемом постановлении. Просил отказать в удовлетворении заявления. Представители Комитета земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Представитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов Животикова Ю.О., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований заявления, указывая, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях, приватизации не подлежит, право аренды предоставлено заявителю на земельный участок, права в связи с чем, не нарушены. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** года *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. В судебном заседании установлено, что Саакян К.А. является собственником нежилого одноэтажного здания (литер А)- мини- магазин общей площадью 21,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. ФИО8, ***, на основании договора купли- продажи от *** года, дополнительного соглашения к договору купли- продажи от *** г., из которых следует, что ФИО2 приняла в собственность мини- магазин общей площадью 21,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. имени ФИО8, ***, расположенное на земельном участке площадью 23 кв.м. л.д.7-8). Данное обстоятельство также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности л.д.9). Указанный мини- магазин расположен на земельном участке площадью 23 кв.м., предоставленном на праве аренды на основании постановления мэра г. Саратова от *** г. л.д.10), договора аренды земельного участка от *** г. *** л.д.11-12), договора замены стороны в обязательстве от *** годал.д.14-15), соглашения *** к договору аренды земельного участка от 22. 12.2005 г. л.д.16), договора замены стороны в обязательстве от *** г. л.д.17). *** года с целью приобретения права собственности в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ на указанный земельный участок Саакян К.А. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» л.д.18). Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от *** года *** ей отказано в предоставлении в собственность земельного участка по тем основаниям, что земельный участок расположен в красных линиях на территории общего пользования л.д.19). Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской областной Думы от *** года ***, решения Саратовской городской Думы от *** г. *** «Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города» указанный земельный участок располагается на территории общего пользования- пешеходной зоне пересечении улиц им. ФИО8 и им. ФИО9 г. Саратова, что подтверждается картой градостроительного зонирования, планом красных линий центрального планировочного района г. Саратова, представленными в судебное заседание. Данные доказательства являются относимыми и допустимыми. Так, в соответствии с Положением о комитете по архитектуре и градостроительству администрации города Саратова, утвержденным постановлением мэра города Саратова от *** года *** (с последующими изменениями), комитет по архитектуре и градостроительству города Саратова является отраслевым структурным подразделением администрации города (местным органом архитектуры и градостроительства), осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории города. В соответствии с п.4 Решения Саратовской городской Думы от *** года *** правом предоставления физическим и юридическим лицам выписок из Правил, а также необходимых копий, характеризующих условия землепользования и застройки применительно к отдельным земельным участкам и их массивам наделено структурное подразделение администрации города по вопросам архитектуры и градостроительству. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п.26). Согласно ст. 7 указанного закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. В связи с чем, ознакомление возможно с различными информационными ресурсами, такими как газеты, Интернет- сайты и т.д. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Отношения, связанные с установлением территориальных зон в соответствии с муниципальными правовыми актами, данный закон не регулирует. Согласно ст. 56 ГрК РФ с целью обеспечения участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Таким образом, предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет. Вышеуказанные Правила вступили в законную силу и обязательны к исполнению. В соответствии со ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего пользования земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать находящиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Решение о предоставлении земельного участка в аренду принималось в 1999 году л.д.10). Вместе с тем, из представленного заявителем плана земельного участка от 1999 года л.д.13) следует, что спорный земельный участок расположен в красных линиях, по нему проходит водовод диаметром 200 мм, что также указано в договоре аренды от *** года, п.1.2, что на участке имеются сооружения, коммуникации- водопровод л.д.11). Доводы заявителя о том, что договор аренды заключен ранее принятия Правил землепользования, суд также находит необоснованными, поскольку с заявлением о передаче земельного участка в собственность Саакян К.А. обратилась во время действия вышеуказанных нормативных актов, в связи с чем, следует применять нормативные акты, действующие в момент обращения. Кроме того, из представленных документов следует, что в 1999 году, на момент предоставления права аренды, данный земельный участок находился в границах красных линий. ЗК РФ закрепляет исключительное право приватизировать земельный участок или приобрести право его аренды за лицами - собственниками объектов недвижимости, расположенными на участке земли. Собственник объекта недвижимости вправе реализовать это исключительное право по своему выбору. Вместе с тем, свои права лицо вправе реализовать лишь в пределах установленных законом. В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК). Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных ЗК РФ и федеральными законами. Статьей 85 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков на территориях общего пользования. Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление соответствует закону, и не нарушает права заявителя, поскольку Саакян К.А. предоставлен земельный участок на правах аренды, указанным земельным участком заявитель пользуется. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Саакян ... о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от *** года *** об отказе в предоставлении в собственность земельного участка- отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья С.Н. Агаркова