об оспаривании бездействия администрации МО `Город Саратов`



Дело № 2-3001/10 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов *** года

Волжский районный суд г. Саратова

в составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Иваницкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Захаркина Евгения Алексеевича об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «Город Саратов»,

У С Т А Н О В И Л:

Захаркин Е.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указал, что *** года он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта, а также утверждении акта о выборе земельного участка. Администрацией его заявление рассмотрено, осуществлена процедура выбора земельного участка, результаты выбора оформлены актом о выборе земельного участка с приложением к нему соответствующей схемы. В нарушение ст. 31 ЗК РФ администрацией муниципального образования «Город Саратов» не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не направлено заявителю в 7-дневный срок с момента утверждения. Указанным бездействием администрации муниципального образования «Город Саратов» нарушены его права по оформлению права на земельный участок, в связи с чем, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» и обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление, поручил представлять его интересы в суде представителю, имеющему доверенность.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

В судебном заседании представитель заявителя требования доверителя поддержал, дал показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, пояснил, что первоначально проект постановления был отклонен в результате проведения правовой экспертизы комитата правового обеспечения администрации МО « Г.Саратов», по тем основаниям, что публикация была до подачи заявления о выборе земельного участка, а также не представлено заключение СЭС. Однако в настоящее время проект решения согласован и направлен в администрацию МО. Просил заявление удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражала против заявления, пояснила, что заявление Захаркина Е.А. находится на рассмотрении, проект находится на согласовании, решение до настоящего времени не принято.

Представитель комитета по земельным ресурсам администрации МО «Г. Саратов» возражала против заявления, просила отказать в удовлетворении, т.к. проект подготовлен, направлен на подписание. В связи с большой загруженностью нарушен срок, предусмотренный законом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Захаркина Е.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются при условии проведения работ по их формированию. Предоставление спорных земельных участков осуществляется двумя способами: без предварительного согласования мест размещения объектов (исключительно на торгах, конкурсах или аукционах) и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2).

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных

участков для строительства (ч. 3).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5)

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу п. 7 ст. 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8).

Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что Захаркин Е.А. *** г. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта, а также утверждении акта о выборе земельного участка л.д. 4).

*** г. с комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Г. Саратов» согласован акт о выборе земельного участка для строительства объекта физической культуры и спорта в Комсомольском поселке ..., ..., площадью 11667,0 кв.м. л.д. 5-6).

Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ст. 33 Устава г. Саратова администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Как установлено, не оспаривается участниками процесса, решение по заявлению Захаркина Е.А. до настоящего времени не принято в порядке ст. 31 ЗК РФ.

В связи с чем, доводы представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» об отсутствии бездействия со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления суд находит не обоснованными по вышеуказанным основаниям.

Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 31 Земельного кодекса РФ, поскольку заявление Захаркина Е.А. о предварительном согласовании места размещения объекта, а также утверждении акта о выборе земельного участка не рассмотрено исполнительным органом муниципального образования, не принято в разумные сроки решение по заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта и об утверждении акта о выборе земельного участка либо об отказе, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности по рассмотрению заявления Захаркина Е.А. без предрешения существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В связи с этим, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «г. Саратов» обязанность по принятию решения по заявлению Захаркина Е.А. о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Предметом настоящего дела является бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению заявления Захаркина Е.А., а не основания невозможности предварительного согласования места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка, поскольку заявление не рассмотрено, действия или решения органа местного самоуправления в отказе удовлетворения заявления не производились, оснований отказа в согласовании и утверждении акта, заявителем не обжаловались. В связи с чем, требования Захаркина Е.А. о возложении обязанности на администрацию МО «Г.Саратов» по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка суд находит преждевременными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлению Захаркина Евгения Александровича от *** г. о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ориентировочной площадью 11667 кв.м. для целей размещения физкультурно-оздоровительного комплекса.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Захаркина Евгения Александровича от *** г. о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ориентировочной площадью 11667 кв.м. для целей размещения физкультурно-оздоровительного комплекса в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части заявления Захаркина Евгения Александровича о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме *** г.

Судья С.В. ЮДИНА