26 июля 2010г. Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующей судьи Абдуллиной С.Р. при секретаре Галяткиной К.К., рассмотрев в г.Саратове в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева *** к администрации муниципального образования «***», о признании незаконными действия, выразившегося в непринятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «***» признании незаконными действия, выразившегося в непринятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося, о предоставлении жилого помещения. В обоснование названных требований указал, что он проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции пункта милиции *** ОМ *** в составе УВД по г.Саратову с 30.03.2009г. по настоящее время. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. С момента вступления в должность прошло более 6 месяцев. В связи с этим, истец 30.04.2009г. обратился в администрацию муниципального образования «***» (по месту жительства) с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив необходимые для этого документы. Письмом от 13.05.2010г. ему (истцу) было сообщено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту его жительства. Так как на территории города Саратова истец не зарегистрирован, у органов местного самоуправления в настоящее время нет законных оснований для постановки последнего на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с этим истцу было рекомендовано использовать свое право на жилище как участковому уполномоченному милиции в соответствии со ст.15 Закона Саратовской области от 28.04.2005г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Истец считает действие органа местного самоуправления неправомерным по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений поданных в указанный орган по месту своего жительства, что истцом и было сделано 13.05.2010г. К заявлению были приложены документы, подтверждающие право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как это предусмотрено п. 4 ст. 52 ЖК РФ. Органом местного самоуправления в данном случае является администрация муниципального образования «***». Следовательно, именно администрация муниципального образования «***», являясь органом местного самоуправления, должна принять истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ - решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ - орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Ответ администрации муниципального образования «***» представила истцу в срок, однако его заявление, в котором он обращался с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, удовлетворено не было. На учет истец в поставлен не был. По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «***» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, где указано - отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилищных условиях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; - представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; - не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок. Ни одно из вышеперечисленных случаев не является основанием к препятствию в постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как все условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные ЖК РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, истцом были сданы. Ссылка администрации муниципального образования «***» на наличие основании у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, не предусмотрена ст. 54 ЖК РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ - решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, и может быть обжаловано им в судебном порядке. Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, наряду с другими функциями, относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ - состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право стоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Жилья на праве собственности и по договору социального найма истец не имеет. Согласно определению Конституционного суда от 15.02.2005г. № 58 о проверке конституционности ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» - обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что законоположение, обязывающие органы местного самоуправления обеспечить сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции РФ. В дальнейшем, в Определении Конституционного суда РФ от 17.10.2006 г. № 485-О о нарушении конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указными лицами право на жилье. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть представлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется не только малоимущим гражданам, а как указано в п. 3 настоящей статьи и иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан. В соответствии с п.п. «б» п.1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» норма предоставления жилой площади на семью из трех человек, зарегистрированном браке 48 кв.м. общей площади. Следовательно, истец считает, что на его семью из трех человек норма предоставления жилой площади составит 48 кв.м. Истец судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием своего представителя ЛяхаВ.М. В судебном заседании представитель истца по доверенности ЛяхВ.М. требования, изложенные в исковом заявлении, поддерживал в полном объеме и просил их удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика Бычкова В.В. заявила, что возражает против удовлетворения исковых требований истца по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Полагает, что администрация муниципального образования «***» не является надлежащим ответчиком по делу. Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, о дне и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, наряду с другими функциями, относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что к ведению данного органа относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ. В силу статьи 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991г. сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Из материалов дела следует, что истец проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции пункта милиции *** ОМ *** в составе УВД по ... с 30.03.2009г. по настоящее время. Истец зарегистрирован в доме, принадлежащем на праве собственности Батровой Л.Г. по адресу: Саратовская область, Саратовский район, ..., ..., дом *** л.д. 16). Истец вместе с супругой Афанасьевой Л.Н., дочерью Афанасьевой А.Д.. проживает по договору аренды жилого помещения в квартире, жилого помещения по договору найма либо в собственности жилого помещения не имеют, что подтверждается сведениями, представленными Управлением федеральной регистрационной службы по Саратовской области, МУП «***», в собственности у истца и членов его семьи: жены недвижимого имущества не имеется л.д. 11-19). Суд считает, что истец, как участковый инспектор милиции в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», п. 1 Решения Саратовской Городской Думы № 63-622 от 27.10.2005 года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения», ст. 51 ЖК РФ, ст.ст. 2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» № 39 от 24.04.2005г., может считаться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Суд приходит к выводу о том, что истец в порядке ст. 30 ФЗ «О милиции», ст.ст. 2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» № 39 от 24.04.2005г. имеет право на получение отдельного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. При этом обязанность по обеспечению жилым помещением суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов», в соответствии со ст.ст. 6, 46 Устава г. Саратова. Суд считает необоснованными доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истца жилым помещением. Данная обязанность ответчика предусмотрена ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст.ст. 6, 46 Устава г.Саратова, ст.ст.2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области». В соответствии с п.п. «б» п.1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» норма предоставления жилой площади на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке - 32 кв.м. общей площади. Так как истец состоит в зарегистрированном браке и его семья состоит из трех человек, последний просит предоставить ему жилое помещение общей площадью 48 кв.м. Таким образом, судом установлено, что заявитель относится к той категории граждан, право которых на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации или муниципального жилищного фонда установлено специальным федеральным законом. Установлено, что государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона «О милиции», однако, органы власти в установленные сроки не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством. Следовательно, действия администрации муниципального образования «***», выразившегося в непринятии решения о постановке Афанасьева Д.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, являются при указанных выше положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах, незаконными. При таком положении, требование истца о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося, суд находит излишними, поскольку установлено из вышеизложенных обстоятельств право истца на получение благоустроенного жилого помещения, а обязанность ответчика по предоставлению Афанасьеву Д.С. на состав семьи из трех человек (Афасаньева Д.С., Афанасьевой Л.Н., Афанасьевой А.Д.) благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 48,0 кв.м. в черте г.Саратова. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконными действия администрации муниципального образования «***», выразившиеся в непринятии решения о постановке Афанасьева *** на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Обязать администрацию муниципального образования «***» предоставить Афанасьеву *** на состав семьи из трех человек (Афасаньева Д.С., Афанасьеву Л.Н., Афанасьеву А.Д.) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 48,0 кв.м. в черте г. Саратова. В остальной части иска, отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья С.Р. Абдуллина