И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Саратов *** года В составе: Председательствующего судьи Юдиной С.В., при секретаре Иваницкой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усова Константина Павловича к администрации муниципального образования «г. Саратов» об оспаривании действий органа местного самоуправления, о предоставлении благоустроенного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Усов К.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными действий ответчика, выразившиеся в непринятии решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, понуждении к предоставлению жилья, мотивируя свои требования тем, что он состоит в должности участкового уполномоченного милиции *** отдела УВД по ...у ... с *** г. по настоящее время. С момента вступления в должность прошло более 6 месяцев, в связи с чем, *** года он обратился с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий в администрацию МО «г. Саратов», приложив необходимые документы, на которое ему было сообщено, что поскольку он зарегистрирован на территории ... ..., ему необходимо обратиться в администрацию ... .... Также ему было рекомендовано использовать свое право на получение безвозмездной финансовой помощи от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства .... Считает действия ответчика неправомерным, так как в соответствии с законодательством решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных в указанный орган по месту своего жительства, что им было сделано. Просил суд признать действие ответчика незаконным, обязать поставить его на учет, предоставить благоустроенное жилое помещение на состав семьи из 3 человек общей площадью не менее 48 кв.м. В судебное заседание истец, представитель 3 лица УВД ... не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, истец поручил представлять его интересы в суде представителю, имеющему доверенность. Суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Представитель истца в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Просила признать незаконным действие администрации МО «г. Саратов», обязать поставить истца на учет, и предоставить благоустроенное жилое помещение не менее 48 кв.м. общей площадью в черте ..., т.к. у него и членов его семьи не имеется жилья на праве собственности и по договору социального найма. Просила иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «г. Саратов» в судебном заседании возражала против иска Усова К.П., поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, из которых следует, что закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только за счет средств местных бюджетов, а, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Администрация ... неоднократно обращалась в органы государственной власти ... с вопросом выделения бюджету ... ассигнований на погашение убытков от выполнения государственных полномочий по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, в том числе и участковым уполномоченным милиции, однако бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели бюджету ... из бюджета ... выделены не были. Обеспечение работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, т.е. - является государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета .... Истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда области. Вышеуказанный закон издан в соответствии с пунктом «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, которым установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Следовательно, на территории ... применяются и нормы ЖК РФ, и нормы Закона ... ***ЗСО от *** года. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона ... «О милиции» от органов исполнительной власти .... Надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Министерство финансов РФ и Министерство строительства и ЖКХ .... Также орган местного самоуправления не обладает полномочиями по постановке на учет участковых уполномоченных милиции. Просила в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дел, суд находит исковое заявление Усова К.П. подлежащим удовлетворению последующим основаниям: В судебном заседании установлено, что Усов К.П. проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции 2 отдела УВД по ...у ... с *** года, в настоящее время проходит службу в должности старшего участкового уполномоченного милиции ПМ 11 ОМ-4 в составе УВД по ... л.д. 10). Усов К.П. состоит в зарегистрированном браке с Усовой О.А. (до брака Мельновой) с *** г., от брака имеют несовершеннолетнего ребенка Усова Д.К. л.д. 13, 14). В период с 1994 г. по 2003 г. Усов К.П. был зарегистрирован в ... г. Уфа л.д. 27). Усов К.П. зарегистрирован по адресу: ..., ..., ... с *** ... него по данному адресу зарегистрирован его сын Усов Д.К., 2002 г. рождения л.д. 11). До 2009 г. Усова О.А. была зарегистрирована в г. Уфа ... л.д. 15, 28). Согласно свидетельству о государственной регистрации права ... по ... в ... принадлежит на праве собственности на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на правах личной собственности, решения ... суда ... от *** г., свидетельства о праве на наследство по закону Минаевой А.А. л.д. 12). Усов К.П. жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет. Также не имеют жилья члены его семьи Усова О.А. и Усов Д.К. л.д. 16-22). Усов К.П. *** г. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий. *** года ему дан ответ, из которого следует, что оснований для постановки его на учет в МО «Г.Саратов» не имеется, т.к. в качестве нуждающегося может обратиться в администрацию ... ..., также рекомендовано использовать свое право на жилище путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... л.д. 8, 9). В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (июль 2005 года) прошло более 6-ти месяцев, но жилое помещение ему представлено не было. При этом, Усов К.П. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности. При этом, членом семьи собственника Минаевой А.А., в домовладении которой он проживает со своей семьей, в соответствии со ст. 31 ЖК РФ не является. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. На основании ст. 30 ФЗ от *** г. *** «О милиции» (в ред. ФЗ от *** г. ***ФЗ и от *** I. ***ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Статьей 1 Закона ... «О предоставлении жилых помещений в ...» от *** года ***ЗСО) (в ред. ЗСО от *** г. ***ЗСО и от *** г. ***ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п.5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке. Согласно Определению Конституционного суда от *** года N 58-0 по жалобе администрации ... области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации. В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от *** года *** «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации ... республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от *** года ***ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является орган местного самоуправления, исполняющий государственные полномочия. В соответствии с п. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 9). Согласно ч. 1 ст. 2 Закона ... «О предоставлении жилых помещений в ...» от *** года ***ЗСО (в ред. ЗСО от *** г. ***ЗСО и от *** г. ***ЗСО) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 48 кв. метров общей площади на семью из трех человек. В силу ст. 12.1. Закона ... «О предоставлении жилых помещений в ...» при предоставлении гражданину жилого помещения из государственного жилищного фонда области или муниципального жилищного фонда по договору социального найма действия и (или) гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, учитываются за пять лет, предшествующих предоставлению жилого помещения. Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого из государственного жилищного фонда области или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в случае совершения гражданином действий и (или) гражданско-правовых сделок, повлекших уменьшение размера занимаемых жилых помещений или их отчуждение, определяется путем уменьшения нормы предоставления на размер отчужденной или уменьшенной площади жилого помещения и размер площади жилого помещения, находящегося у него в собственности, но не может быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Определение общей площади жилого помещения, предоставляемого из государственного жилищного фонда области или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в случае совершения гражданином и (или) членами его семьи, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда области или муниципального жилищного фонда, действий и (или) гражданско-правовых сделок, повлекших уменьшение размера занимаемых жилых помещений или их отчуждение, осуществляется по норме предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда области или муниципального жилищного фонда в следующих случаях: 1) если новым владельцем отчужденного жилого помещения стал супруг и (или) несовершеннолетний (ие) ребенок (дети) данного гражданина или члена его семьи; 2) раздела, выделения жилых помещений членам семьи, проживавшим в данном жилом помещении не менее пяти лет, а несовершеннолетнему(ним) ребенку (детям), супругу - без ограничения срока проживания; 3) перепланировки, реконструкции жилых помещений, в результате которых размер данных жилых помещений уменьшился не более чем на 10 кв. м.". С учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, указанных выше норм законодательства, исковые требования Усова К.П. к администрации МО «г. Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 48 кв.м. в черте ... являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно ч. 3, 4 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава ...). В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были сданы. Однако, при вынесении решения о возложении обязанности предоставить жилое помещение, требования о признании незаконным действий администрации муниципального образования «город Саратов» и постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения при возложении обязанности на ответчика по предоставлению жилого помещения на основании решения суда являются излишними. Таким образом, администрация МО «г. Саратов» обязана предоставить Усову К.П. благоустроенное жилое помещение в черте ..., общей площадью не менее 48 кв.м. на семью из 3 человек. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию ... предоставить Усову Константину Петровичу благоустроенное жилое помещение в черте ..., общей площадью не менее 48 кв.м. на состав семьи из трех человек (Усов К.П., Усова О.А., Усов Д.К.). Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в ... суд через суд, вынесший решение. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме *** г. Судья С.В. Юдина