о предоставлении жилого помещения



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2010 г. г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре Разделкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курмакаевой ... к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Абдульмянов ... о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Курмакаева С.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, в обоснование которого указала, что *** г. жилой дом *** по *** ...у в ... г. Саратова полностью сгорел. В указанном доме она имела на праве собственности 2-х комнатную квартиру *** площадью 45,9 кв.м. Вместе с ней в квартире проживал и зарегистрирован сын Абдульмянов Э.Р. В связи с тем, что во время пожара дом был полностью уничтожен, она и сын временно были переселены по адресу: г. Саратов, ... Б, ком. ***, сроком на 1 год. *** года на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Заводского района г. Саратова ей и ее сыну была предоставлена в маневренном жилом фонде комната *** в ...Б по ... г. Саратова сроком на 1 год. *** г. она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Решением межведомственной комиссии от *** года дом *** по 4-му ...у признан непригодным для проживания. Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ей и ее сыну в пользование жилое помещение, состоящее из 2-х комнат, общей площадью не менее 45,9 кв.м. в пределах ....

В судебном заседании истец Курмакаева С.М., представитель истца Курмангалиева А.Н., действующая на основании доверенности от 31 мая 2010 года, поддержали исковые требования, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению.

Представитель ответчика Межевич Ю.А., действующая на основании доверенности от *** года ***, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых принадлежат им на праве собственности. В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Учитывая, что ... дома *** по *** ...у находится в собственности Курмакаевой С.М., у истца отсутствует право на получение нового жилого помещения взамен указанной квартиры, и, следовательно, отсутствует правовое основание для понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов», как органа местного самоуправления, предоставить ей жилое помещение. Вопросы признания помещения находящегося в собственности граждан в многоквартирном доме, непригодным для проживания, а дома аварийным, регулируются Жилищным кодексом РФ (глава 5), постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 и пунктами 20-23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ». Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. Суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Истцом не представлено доказательств признания указанного дома непригодным для проживания в установленном законом порядке. То есть, отсутствуют какие-либо правовые основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования «Город Саратов». Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» Дмитриева М.Ю., действующая на основании доверенности от 2 ноября 2009 года № 02-08/7818, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя ответчика.

Третье лицо Абдульмянов Э.Р. в судебном заседании поддержал доводы истца, просила исковые требования удовлетворить.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Из конституционных норм, реализуемых с учетом норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких находящихся вне сферы контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социальног7о найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от *** года Курмакаева С.М. является собственником квартиры *** в доме *** по *** ...у в г. Саратове площадью 45,9 кв.м., в том числе жилой 30,7 кв.м., состоящей из двух жилых комнат размером 18,7 кв.м. и 12 кв.м., коридоров размером 4,6 кв.м. и 1,4 кв.м. и 0,7 кв.м., кухни размером 6,9 кв.м., кладовой размером 1,6 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним л.д.14), представленными в судебное заседание договором купли- продажи указанной квартиры, свидетельством о регистрации права.

Согласно справке товарищества собственников жилья «...» в квартире *** дома *** по 4-му ...у вместе с истцом зарегистрирован сын Абдульмянов Э.Р. л.д.23).

*** г. дом *** по *** ...у в г. Саратове сгорел, что подтверждается актом о пожаре от *** года л.д.8), справкой товарищества собственников жилья «...» от *** г., из которой следует, что разрушение конструкций дома составляет 80% л.д.10), справкой Управления государственного пожарного надзора Саратовской области от *** г., согласно которой в результате пожара квартира *** ... по 4-ому ... ... пролита водой по всей площади л.д.15), справкой муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации» от *** г., согласно которой от указанного жилого дома остался фундамент, домовладение сгорело л.д.19), пояснениями истца и не отрицается представителем ответчика.

Распоряжением администрации ... ... от *** года ***р семья Курмакаевой С.М., состоящая из двух человек (истец и сын Абдульмянов Э.Р.) поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма л.д. 58).

Согласно заключению межведомственной комиссии от *** года *** по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации г. Саратова от ***г. *** (с изменениями от ***г. ***) жилой дом *** по *** ...у в г. Саратове признан непригодным для постоянного проживания, что подтверждается распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от *** года ***р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., *** ..., дом *** л.д.9), не оспаривается участниками процесса.

В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что в связи с уничтожением пожаром *** г. жилого дома *** по *** ...у в г. Саратове, распоряжением администрации ... г. Саратова от *** года ***р семья Курмакаевой С.М., поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма как пострадавшая от пожара. При этом, семья ФИО3 признана малоимущей л.д.57). Иных помещений для проживания ФИО3, ФИО2 не имеют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество л.д.14), уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленным в судебное заседание, а также выписками из протоколов заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Заводского района от *** года л.д.21), от *** года л.д.22) о предоставлении комнат для временного проживания в маневренном жилом фонде по адресу: г. Саратов, ул. ..., ....

В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации ... от ***г. *** ( с изменениями от *** г. ***) от *** г. жилой дом *** по 4-му ...у в ... признан непригодным для постоянного проживания.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения на условиях найма предоставлялись гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для постоянного проживания, а также гражданам, жилое помещение которых грозит обвалом.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Согласно ч.3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с п.п.1,2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно ст. 49.3 ЖК РСФСР, действовавшей до *** г., если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющей снос дома.

Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставлялось либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация. Этого права не могли быть лишены и те лица, которые стали собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и по иным гражданско-правовым основаниям, например, в результате их купли-продажи.

Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2004г. - пожар, уничтоживший многоквартирный жилой дом *** по ...у в г. Саратове, принятие истца на учет как малоимущей, нуждающейся в жилом помещении как пострадавшая от пожара.

Поскольку вышеуказанные обстоятельства возникли до введения в действие норм ЖК РФ, к обязательствам ответчика по предоставлению истцу жилого помещения взамен утраченного, следует применять нормы в том числе ранее действовавшего жилищного законодательства.

Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия ЖК РФ и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 ЖК РФ основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате пожара, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия. По этим основаниям не имеет правового значения для истца по данному делу принятие *** года распоряжения ***р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., *** ..., ...» л.д.13), в том числе о сроках сноса дома, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом сгорел полностью, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения.

При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд учитывает, что согласно договору купли-продажи от *** г. Курмакаева С.М. является собственником квартиры *** в доме *** по *** ...у в г. Саратове площадью 45,9 кв.м., в том числе жилой 30,7 кв.м., состоящей из двух жилых комнат размером 18,7 кв.м. и 12 кв.м., коридоров размером 4,6 кв.м. и 1,4 кв.м. и 0,7 кв.м., кухни размером 6,9 кв.м., кладовой размером 1,6 кв.м.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 45,9 кв.м., состоящее из 2-х комнат. При этом, суд не принимает справку товарищества собственников жилья «Энергия-1» в части указания в ней площади занимаемого истцом жилого помещения- 45,6 кв.м. л.д.23), относит указанные сведения к технической ошибке, поскольку в этой части справка противоречит правоустанавливающим документам на квартиру.

Доводы представителя ответчика и 3-го лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о признании дома *** по *** ...у г. Саратова непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования « Город Саратов» суд исходил из положений Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Курмакаевой ... на семью из двух человек (Абдульмянов ... - сын) благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 45,9 кв.м., состоящее из двух комнат.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья подпись Агаркова С.Н.