о признании бездействия незаконным



Дело № 2-3370/10 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов *** года

Волжский районный суд г. Саратова

в составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Иваницкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Павловой Наталии Вячеславовны, Павлова Вячеслава Александровича, Павловой Татьяны Ивановны о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, заинтересованные лица - администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов»,

У С Т А Н О В И Л:

Павловы Н.В., Павлов В.А. и Павлова Т.И. обратились в суд с заявлениями о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования «Город Саратов», в обоснование которых указали, что *** г. они обратились в администрацию МО «г. Саратов» с заявлениями об утверждении и выдаче схем расположения 3 земельных участков и о предоставлении их в аренду сроком на 49 лет для размещения индивидуальных жилых застроек, расположенных по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 1801 кв.м., 1799 кв.м. и 1799 кв.м. соответственно. К заявлениям ими были приложены топографо-геодезические материалы. Письмами от *** г. и *** г. Комитет по земельным ресурсам администрации МО «Г. Саратов» известил их об изготовлении схемы расположения данных земельных участков и направлении их на согласование в структурные подразделения администрации МО «Г. Саратов». Однако *** г. комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «г. Саратов» известил их о том, что схемы расположения земельных участков отклоняются от согласования в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки расположены в пределах территориальной зоны Р-3.1, и использование участков для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено. Считают данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку земельным комитетом осуществлена публикация в СМИ о наличии заявлений о предоставлении вышеуказанных участков, установив тем самым возможность использования участков под индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, со стороны администрации МО «Г. Саратов» какого-либо решения об отказе в утверждении и выдачи им схем расположения земельных участков не принималось. Просили признать незаконным бездействие администрации МО «г. Саратов», выразившееся в не утверждении схем расположения земельных участков и не принятия решения о предоставлении их в аренду, обязать администрацию утвердить и выдать им схемы расположения земельных участков, обязать администрацию принять решение о предоставлении в аренду данных земельных участков.

В судебное заседание заявители не явилась, просили дело рассмотреть в их отсутствие, о чем в деле имеются заявления. Представитель заинтересованного лица комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Г. Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель Павловых - Баженов С.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлениях, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявлений, пояснив, что заявления Павловых рассмотрены, по тем основаниям, что комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Г. Саратов» отклонены от согласования указанные схемы, решение по заявлениям об утверждении и выдачи схем не принималось. Бездействия со стороны администрации не имеется. Требования об утверждении и выдачи схемы расположения земельных участков и принятии решения о предоставлении в аренду участков удовлетворены быть не могут, т.к. являются преждевременными.

Представитель комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» Соловьева Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявлений, поддержала пояснения представителя администрации муниципального образования «Город Саратов», просила в удовлетворении заявлений отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Павловых подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Согласно ст. 3 Закона Саратовской области «О земле» от 21.05.2004 №23-ЗСО, обеспечение выбора земельного участка для строительства, утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

Как установлено судом, *** г. Павлова Н.В. обратилась в администрацию МО «г. Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1801 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ... б/н. К заявлению ею был приложен топографо-геодезический материал л.д. 10,11).

Павлов В.А. *** г. обратился в администрацию МО «г. Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1799 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н. К заявлению ею был приложен топографо-геодезический материал л.д. 26,27).

Павлова Т.И. *** г. обратилась в администрацию МО «г. Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1801 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н. К заявлению ею был приложен топографо-геодезический материал л.д. 42, 43).

*** г. комитетом по земельным ресурсам администрации МО «Г. Саратов» в газете «Саратовская панорама» размещена публикация о предоставлении вышеуказанных земельных участков с указанием их местоположения, площади, разрешенного использования л.д. 14, 30, 46).

*** г. и *** г. Павловым комитетом по земельным ресурсам администрации МО «Г.Саратов» направлены сообщения об изготовлении схем расположения испрашиваемых ими земельных участков и направлении их на согласование в структурные подразделения администрации МО «Г.Саратов» л.д. 12, 28, 44).

*** года Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» сообщил Павловым об отказе в согласовании схем расположения земельных участков по тем основаниям, что рассматриваемые земельные участки расположены в пределах территориальной зоны Р-3.1 (зоны особо охраняемых) природных территорий). В перечне основных разрешенных видов в данной территориальной зоне использование участка для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено л.д. 13, 29, 45).

Таким образом, до настоящего времени решения по заявлениям Павловых по смыслу ст. 30.1 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления не принято.

Письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» является внутренним документом органа местного самоуправления, который не несет правовых последствий для заявителя. Каких-либо правовых актов органом местного самоуправления по данному вопросу не имеется.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта,

регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно Положению о Комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года № 42-491, в котором определены полномочия Комитета по архитектуре и градостроительству (раздел 3 Положения), Комитет лишь осуществляет подготовку документов для распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, и не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, в том числе, в подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте муниципального образования.

В связи с чем, доводы представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» об отсутствии бездействия со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления суд находит не обоснованными по вышеуказанным основаниям.

В силу ст. 33 Устава г. Саратова именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Кроме того, в письме Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» речь идет о рассмотрении вопроса о согласовании схемы, тогда как в соответствии со ст. 3 ЗСО «О земле» схема расположения земельного участка утверждается и выдается органом местного самоуправления. Согласование схемы структурными подразделениями органа местного самоуправления не предусмотрено законодательством.

Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что схема земельного участка в порядке ст. 30.1 ЗК РФ с учетом зонирования территорий утверждена не была. Таким образом, до настоящего времени решение об утверждении схемы либо отказе в утверждении схем земельных участков органом местного самоуправления не принято.

Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, поскольку заявления Павловых об утверждении и выдаче схем расположения испрашиваемых земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки, предоставлении им права аренды на них не рассмотрены в установленный законом срок, схемы не утверждены и не выданы заявителям, и не принято решение об отказе в утверждении схем земельных участков, письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» при указанных обстоятельствах правового значения для заявителя не имеет, поэтому суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности на администрацию МО «г. Саратов» по рассмотрению заявлений Павловых без предрешения существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения.

Предметом настоящего спора является бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению заявлений Павловых, а не основания невозможности утверждения схем расположения земельных участков, поскольку заявления не рассмотрены, действия или решения органа местного самоуправления в отказе удовлетворения заявлений не производились, основания отказа в утверждении схем либо в предоставлении права аренды, заявителем не обжаловались.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В связи с этим, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «г. Саратов» обязанность по принятию решения по обращениям Павловых в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части заявления Павловых об утверждении и выдачи схем расположения земельных участков, о принятии решения о предоставлении в аренду земельных участков удовлетворению не подлежат, т.к. являются преждевременными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлению Павловой Натальи Вячеславовны от *** г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1801 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлению Павлова Вячеслава Александровича от *** г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1799 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлению Павловой Татьяны Ивановны от *** г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1799 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Павловой Натальи Вячеславовны от *** г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1801 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Павлова Вячеслава Александровича от *** г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1799 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Павловой Татьяны Ивановны от *** г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения дома индивидуальной жилой застройки, ориентировочной площадью 1799 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н.

В остальной части заявлений Павловой Наталии Вячеславовны, Павлова Вячеслава Александровича, Павловой Татьяны Ивановны о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в ... суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме *** г.

Судья подпись С.В. ЮДИНА

***

***

***

***

***а