Дело № 2-3380/10 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Саратов *** года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи Юдиной С.В., при секретаре Иваницкой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Файзиева Улугбека Баходыровича о признании отказа администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, заинтересованные лица - администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», комитет по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов», У С Т А Н О В И Л: Файзиев У.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Город Саратов», в обоснование которого указал, что *** г. он обратился в администрацию МО «г. Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения индивидуальной жилой застройки, площадью 993 кв.м., расположенного по адресу: ..., ... б/н. К заявлению им был приложен топографо-геодезический материал. Комитетом по земельным ресурсам администрации МО «г. Саратов» *** г. была размещена публикация в общественно-политической газете о предоставлении вышеуказанного земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования. Однако *** г. письмом администрация МО «г. Саратов» со ссылкой на заключение комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Г.Саратов» отказала ему в согласовании схемы расположения указанного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа (Ж-4), а также что размещение индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено Правилами землепользования и застройки МО «Г. Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от *** г. ***. Считает отказ комитета по земельным ресурсам и комитета по архитектуре и градостроительству незаконным и необоснованным. Просил признать незаконными отказы указанных комитетов, выразившееся в не согласовании схемы расположения земельного участка, признать незаконным отказ администрации МО «г. Саратов» в утверждении схемы и не принятия решения о предоставлении его в аренду, обязать администрацию утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка, принять решение по его заявлению о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. В судебное заседание Файзиев У.Б. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление. Представитель заинтересованного лица комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Г. Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. В судебном заседании представитель Файзиева У.Б. - Баженов С.В., действующий на основании доверенности, отказался от заявления в части требований к комитету по земельным ресурсам администрации МО «Г.Саратов», в остальной части поддержал заявленные требования, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, просил удовлетворить в полном объеме. Отказ в части принят судом, поскольку не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что отказ комитета по архитектуре и градостроительству и администрации МО «Г. Саратов» является законным и обоснованным.Просила отказать в удовлетворении заявления. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Файзиева У.Б. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Согласно ст. 3 Закона Саратовской области «О земле» от 21.05.2004 №23-ЗСО, обеспечение выбора земельного участка для строительства, утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отнесено к компетенции органа местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработка и утверждение Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» является исключительной компетенцией органов местного самоуправления данного муниципального образования. Как установлено судом, *** г. Файзиев У.Б. обратился в администрацию МО «г. Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет для размещения индивидуальной жилой застройки, площадью 993 кв.м., расположенного по адресу: ..., ... б/н. К заявлению им был приложен топографо-геодезический материал л.д. 8-9). *** г. комитетом по земельным ресурсам администрации МО «Г. Саратов» в газете «Саратовская панорама» размещена публикация о предоставлении вышеуказанного земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования л.д. 12). Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» *** года на обращение Файзиева У.Б. сообщено, что рассмотрение вопроса отложено до внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Г. Саратов», т.к. в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской думы от 29 апреля 2008 года № 27-280, рассматриваемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоне «Ж-4» (зоны малоэтажной жилой застройки усадебного типа). В настоящее время в перечне основных разрешенных видов использования земельных участков в данной территориальной зоне использование участка для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено л.д. 11). В соответствии с данным заключением комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Г. Саратов» администрацией МО «г. Саратов» отказано в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка л.д. 10). Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской думы от 29 апреля 2008 года № 27-280, виды разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны «Ж-4» установлены градостроительным регламентом и приведены в таблице 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Вид разрешенного использования - «усадебные жилые дома» в территориальной зоне «Ж-4» установлен как условно-разрешенный. Таким образом, судом установлено, что комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «г. Саратов» и администрацией МО «Г. Саратов» отказано Файзиеву У.Б. в утверждении схемы расположения земельного участка на основании того, что испрашиваемый земельный участок расположен в жилой территориальной зоне «Ж-4». В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом, общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2-6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. 3. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; 4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки; 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки. 4. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. 5. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах. 6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, из приведенной нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. Разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, к территориальным зонам, в частности: жилым. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений в силу п. 1 ст. 85 ЗК РФ. Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Пунктом 5 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Пунктом 41.2. части III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280 в результате градостроительного зонирования территории города выделены территориальные зоны, в том числе, «Ж» - жилая зона, в состав которой входит зона «Ж-4» - зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа. Таким образом, в результате проведенного зонирования территории города Саратова, установлено, что земельный участок, на который претендует Файзиев У.Б., предназначен исключительно для размещения жилых домов. Суд находит доводы комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Г. Саратов» и администрации МО «Г. Саратов» о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа Ж-4 препятствует утверждению и выдаче Файзиеву У.Б. схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, несостоятельными в связи с указанными выше требованиями закона. Заинтересованными лицами суду не представлены документы, подтверждающие нарушение положений ст. 36, 85, 98 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки, ст. 12, 35 ГрК РФ, ст. 28 ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества» согласованием схемы расположения спорного земельного участка. Кроме того, заключение Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» является внутренним документом органа местного самоуправления, который не имеет правового значения для заявителя. Земельным Кодексом РФ не предусмотрено понятие отложения (приостановления) рассмотрения заявления, поэтому данный отказ не может быть признан незаконным. В силу ст. 33 Устава г. Саратова именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что схема земельного участка в порядке ст. 30.1 ЗК РФ с учетом зонирования территорий утверждена не была. В связи с чем, суд считает, незаконным действия администрации города Саратова по отказу в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 993 кв.м. для индивидуального жилищного строительства на земельном участке из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: ..., ..., б/н. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия, либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Поскольку администрацией муниципального образования «город Саратов» было отказано Файзиеву У.Б. в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по основанию расположения испрашиваемого земельного участка в зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа Ж-4, а суд признает отказ по этому основанию незаконным, то суд принимает решение о возложении обязанности на администрацию МО «Г. Саратов» по принятию решения по обращению Файзиева У.Б. в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Предметом настоящего дела является незаконное решение администрации муниципального образования «Город Саратов» по результатам рассмотрения заявления Файзиева У.Б., в связи с чем, на заинтересованное лицо не может быть возложена обязанность по утверждению и выдаче схемы, принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка, поэтому в остальной части заявление Файзиева У.Б. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» в утверждении и выдачи Файзиеву Улугбеку Баходыровичу схемы расположения земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки, сроком на 49 лет, площадью 993 кв.м., расположенного по адресу: ..., ... б/н, по основаниям, изложенным в сообщении от *** г. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Файзиева Улугбека Баходыровича от *** г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, предоставления права аренды на земельный участок для размещения индивидуальной жилой застройки, сроком на 49 лет, площадью 993 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., б/н, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявления Файзиева Улугбека Баходыровича о признании отказа администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» незаконным - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме *** г. Судья С.В. ЮДИНА