Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 августа 2010 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Шамаиловой О.В., при секретаре Гурьяновой И.Е., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Худошиной Ольги Сергеевны, заинтересованные лица Администрация муниципального образования «город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов» о признании незаконными действия и бездействия органов местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Худошина О.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действия Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» по отклонению в согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, о признании незаконным бездействия Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов», выразившееся в невыполнении обязанностей по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, о понуждении Администрацию муниципального образования «город Саратов» утвердить и выдать схему расположения земельного участка, площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. В ходе судебного разбирательства Худошиной О.С. были уточнены ее требования, согласно которым заявитель просит признать незаконным действие Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» по отклонению в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования «город Саратов», выразившееся в невыполнении обязанностей по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка, площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, о понуждении Администрацию муниципального образования «город Саратов» утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство л.д. 18). Свое заявление мотивирует тем, что она обратилась в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, предоставив с заявлением топографо-геодезический материал. Письмом от *** года *** ск/01-В Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» отклонил от согласования схему в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4, в границах которой в основных видах использования не предусмотрено размещение индивидуальной жилой застройки. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка создает препятствия к осуществлению права на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов» не содержит описания границ территориальных зон. Используемые Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» карты градостроительного зонирования не были официально опубликованы и не могут быть применены. Поскольку границы территориальной зоны Ж-4 не установлены, то расположение испрашиваемого земельного участка не может быть идентифицировано в пределах границ территориальной зоны Ж-4. Заявитель считает, что объекты индивидуального жилищного строительства должны относиться к малоэтажной жилой застройке усадебного типа, учитывая, что определения других территориальных зон в меньшей степени соответствуют признакам индивидуального жилищного строительства, тогда как территориальных зон- индивидуального жилищного строительства выше названными Правилами не предусмотрено. В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования и просила признать незаконным действие Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» по отклонению в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования «город Саратов», выразившееся в невыполнении обязанностей по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, о понуждении Администрацию муниципального образования «город Саратов» утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 805 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» требования Худошиной О.С. не признала и пояснила, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон, наличии территорий общего пользования относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет, и осуществляется в порядке, установленном правовыми актами. Градостроительным Кодексом РФ обязанность представительного органа установления границ территориальных зон в виде координатных точек не предусмотрена. Кроме того, заявителем не доказано, что письмом Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» нарушены права заявителя. Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов» рассматриваемый земельный участок расположен в зоне Ж4. В соответствии с градостроительным регламентом указанной зоны, одним из основных видов использования для нее является - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. Представитель администрации муниципального образования «город Саратов» требования не признала и пояснила, что Худошина О.С. не обращалась к ним с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, факт обращения имел место к Комитету по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов». В связи с чем, отсутствуют бездействия администрации муниципального образования «город Саратов». Представитель Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов» пояснила, что действительно имело место обращение заявителя именно в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов», а не в Администрацию муниципального образования «город Саратов». В связи с чем, требования о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования «город Саратов» являются неправомерными. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Худошиной О.С. в части обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Постановление органа исполнительной власти о предоставлении земельных участков является особенностью возникновения права на землю, установленной ст. 29 Земельного кодекса РФ. Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Законом Саратовской области «О земле» от 07.10.2009 года № 144-ЗСО ст. 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов». Согласно Решения Саратовской городской Думы «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» от 18.02.2010 года №47-562, установлено, что администрация муниципального образования "город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области. Установлено, что *** г. заявитель обратилась в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу ..., ..., ул. Н сположения земельного участка пользования земельного участка с видом, запрашиваемым заявителем.я нее является - ториальныхижнегусельская, б/н, площадью 805 кв.м. для целей индивидуального жилищного строительства. *** г. письмом *** сх/01В Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» отказал заявителю в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. №27-280, расположен в территориальной зоне Ж-4 (зоне многоэтажной жилой застройки), на которую действие регламента не распространяется л.д.8). В силу статьи 30 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, предоставлению такого земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта предшествует проведение работ по формированию земельного участка, которое подразумевает выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка (часть 4 статья 1). Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка. В соответствие со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (к которым в соответствии со статьей 1 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N 33-362 от 27 ноября 2005 года, относится муниципальное образование "Город Саратов"), в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий. Из содержания пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, усматривается, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, относятся к вопросам местного ведения городского округа.. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в которых, как определено статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные размеры земельных участков, ограничения использования земельных участков, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. 2. В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. 3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. В соответствии ч.2 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Согласно ч.1,2 ст.37 Градостроительного Кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В ходе судебного разбирательства представителем Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» представлен фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, из которой следует, что спорный земельный участок находится в зоне Ж4. Между тем, согласно п.41.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Саратов", утвержденных решением городской Думы от 29 апреля 2008 года (действовавших по состоянию на 26.04.2010 года) в результате градостроительного зонирования территории города выделены следующие территориальные зоны (табл. 3.1): Ж-1 - зоны многоэтажной жилой застройки Ж-2 - зоны среднеэтажной жилой застройки Ж-3 - зоны малоэтажной жилой застройки Ж-4 - зоны малоэтажной жилой застройки усадебного типа Ж-5 - зоны дачных и садоводческих участков В п.42.2 вышеназванных Правил указаны основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования. Запрета на размещение в зоне Ж-4 объектов индивидуального жилищного строительства, не установлено. С учетом изложенного, отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», изложенный в письме от *** г. заявителю является незаконным. Доводы Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» о том, что заявителем не доказан факт того, что действиями органов были нарушены права и свободы заявителя суд находит несостоятельными, поскольку отказ в согласовании схемы размещения земельного участка создало препятствие заявителю в осуществлении прав на получение и оформление земельного участка, поскольку для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. На основании выше изложенного, суд считает незаконными действия Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» по отказу заявителю в согласовании схемы расположения земельных участков и считает необходимым обязать Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» принять решение по заявлению Худошиной О.С. о согласовании схемы расположения земельного участка. Что касается требований о признании бездействий Администрации муниципального образования «город Саратов» по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка и о понуждении утвердить и выдать схему земельного участка, то данные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Худошина О.С. обратилась с заявлением об утверждении и выдачи схемы в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов», тогда как в Администрацию муниципального образования «город Саратов» с данным заявлением Худошина О.С. не обращалась, что не опровергалось в ходе судебного разбирательства заявителем. В соответствии с п. 4.1 Решения Саратовской городской Думы от 10.07.2009 года № 42-492 «Об утверждении Положения о Комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов», Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку не имелось факта обращения заявителя к самостоятельному юридическому лицу - Администрации муниципального образования «город Саратов» с требованиями об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, то соответственно суд не усматривает наличие бездействия со стороны Администрации муниципального образования «город Саратов» по принятию решения по заявлению Худошиной О.С., поданному в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «город Саратов», являющегося самостоятельным юридическим лицом. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. На основании выше изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении требований Худошиной О.С. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «город Саратов», выразившееся в невыполнении обязанностей по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка, площадью 805 кв.м. по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и о понуждении Администрацию муниципального образования «город Саратов» утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 805 кв.м. по адресу ..., ..., б/н, в ..., подготовленной для выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство - отказать. На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным действие Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в отказе Худошиной Ольге Сергеевне в согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу ..., ..., ..., б/н, площадью 805 кв.м. по основаниям указанным в письме от *** года *** сх/01В. Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству администрацию муниципального образования «город Саратов» принять решение по заявлению Худошиной Ольги Сергеевны о согласовании схемы расположения земельного участка по адресу ..., ..., ..., б/н, площадью 805 кв.м. В удовлетворении остальной части заявления - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья подпись О.В. Шамаилова