о признании незаконным бездействия



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2010г.

Волжский районный суд г. Саратова

в составе:

председательствующей судьи Абдуллиной С.Р.

при секретаре Галяткиной К.К.,

рассмотрев в г.Саратове в судебном заседании гражданское дело по заявлению Шабунина Ивана Александровича о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и понуждении устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Шабунин И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившихся в отклонении в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1044,0 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., без номера для индивидуального жилищного строительства, и понуждении устранить допущенное нарушение; о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившихся в отказе утвердить и выдать схему расположения земельного, и понуждении устранить допущенное нарушение.

В обоснование своих требований указал, что в апреле 2010 года он обратился в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1044,0 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., без номера в целях дальнейшего оформления этого участка в собственность и использования для индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями главы V Земельного кодекса РФ.

Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» направил схему расположения указанного земельного участка на согласование в Комитет по архитектуре и градостроительству муниципального образования «Город Саратов», который Письмом от *** ***ск/01-В отказал в согласовании схемы, мотивируя расположением участка в территориальной зоне Ж-4, в границах которой в основных видах использования не предусмотрено размещение индивидуальной жилой застройки, в связи с чем отсутствует возможность определить запрашиваемый разрешенный вид использования земельного участка и установить для него градостроительный регламент.

Считает, что отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в согласовании схемы расположения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его право на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства; поскольку комитет по архитектуре и градостроительству является структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», заявитель считает незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в невыполнении обязанности по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании представитель Шабунина И.А. - Худошина О.С. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Шабунин И.А. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Шабуниным И.А. требований, ссылаясь на то, что администрация муниципального образования «Город Саратов» и его структурные подразделения- комитет по земельным ресурсам и комитет по архитектуре и градостроительству прав Шабунина И.А. на приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства не нарушали, каких-либо препятствий в осуществлении этого права не создавали. Кроме того, заявителем не представлено доказательств его обращения в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка; обращение же в структурные подразделения не может расцениваться как надлежащее обращение в орган местного самоуправления.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит требования Шабунина И.А. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу требований ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.24 Устава муниципального образования «Город Саратов» в настоящее время полномочием по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет администрация муниципального образования «Город Саратов».

В апреле 2010г. Шабунин Иван Александрович, имея цель предоставления ему выбранного земельного участка площадью 1044 кв.м. с адресным ориентиром: ..., ..., без номера в собственность для индивидуального жилищного строительства, обратился в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения этого земельного участка представив вместе с заявлением необходимый топографо-геодезический материал.

Комитет по земельным ресурсам направил заявление Шабунина И.А. в комитет по архитектуре и градостроительству, который письмом от *** сообщил Шабунину И.А. об отказе в согласовании указанной схемы расположения земельного участка, обосновывая отказ нахождением земельного участка в территориальной зоне Ж-4, а также отсутствием в перечне видов разрешенного использования вида использования, запрашиваемого заявителем..

По этой же причине комитет по архитектуре и градостроительству не имел возможности установить для выбранного заявителем земельного участка градостроительный регламент.

При этом комитет по архитектуре и градостроительству обоснованно сослался на Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (в редакции решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280), действовавшим на момент рассмотрения заявления Шабунина И.А., согласно которым под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости понимается использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование недвижимости, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами.

Довод заявителя о том, что указанный им вид использования земельного участка «под индивидуальное жилищное строительство» совпадает с понятием «малоэтажной жилой застройки усадебного типа», поскольку Правила землепользования не раскрывают содержание этого понятия, суд считает необоснованным.

В соответствии с нормами ст.85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ), в связи с чем вольное толкование установленных законом понятий является недопустимым.

Не основан на нормах закона и довод заявителя о необоснованности отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по причине отсутствии в Правилах землепользования надлежащего описания границ территориальных зон.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.

Согласно пункту 6 статьи 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 № 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.

Статья 7 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В целях обеспечения всех участников градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые предоставляют собой организованный в соответствии с требованиями кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно.

В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 № 42-491 задачей комитета по архитектуре и градостроительству является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № 363 установлено, что сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графических формах.

Обязательность установления границ территориальных зон в виде координатных точек Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

В соответствии с изменениями, внесенными решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 № 50-595 в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280), выбранный заявителем земельный участок располагается в зоне - Ж-4 (зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа). Одним из основных видов использования указанной зоны согласно с градостроительным регламентом является размещение отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (Таблица 5.1. Правил, код вида использования 11.15.). Пунктом 1 Правил объект индивидуального жилищного строительства определен как отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. Таким образом, у заявителя не утрачена возможность реализации права на согласование схемы размещения выбранного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконными действий комитета по архитектуре и градостроительству муниципального образования «Город Саратов», выразившихся в отказе Шабунину И.А. в согласовании схемы расположения указанного земельного участка.

Также необоснованными суд находит требования Шабунина И.А. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося, по мнению заявителя, в невыполнении обязанности по утверждению и выдаче ему схемы расположения земельного участка.

Суду не представлено доказательств обращения Шабунина И.А. с соответствующим заявлением об утверждении и выдаче схемы расположении земельного участка площадью 1044 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., в орган местного самоуправления- администрацию муниципального образования «Город Саратов». Обращение Шабунина И.А. в комитет по земельным ресурсам не может быть расценено как обращение в администрацию муниципального образования «Город Саратов».

Кроме того, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел данной категории, как указано в п. 25 Постановлении Пленума Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», является вопрос о том, имеет ли орган (лицо), действия (бездействия) которого оспариваются, полномочия на принятие решения или совершение действия.

Согласно п. 1.1. Положения о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы №42-492 от 10.07.2009 года, комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация города), от имени администрации города уполномоченным осуществлять деятельность в сфере земельных отношений в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами, настоящим Положением. Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием с изображением герба города Саратова, а также соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами (п.4.1 Положения).

В разделе 3 Положения о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» перечислены полномочия указанного юридического лица, к которым, в числе прочих, относятся полномочия по осуществлению подготовки документов для распоряжения органами местного самоуправления муниципального образовании «Город Саратов» земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «Город Саратов»; заключению, расторжению и прекращению договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельными участками, согласованию, утверждению в пределах полномочий, предоставленных муниципальными правовыми актами, и выдаче утвержденных схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Таким образом, полномочиями по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков наделен комитет по земельным ресурсам муниципального образования «Город Саратов», которым по заявлению Шабунина И.А. были совершены все необходимые предусмотренные законом действия.

Иных доводов и доказательств, свидетельствующих о бездействии администрации города, не соответствующем закону или иному нормативному правовому акту и повлекшему нарушение прав и законных интересов Шабунина И.А., заявителем не представлено.

При таком положении, с учетом вышеуказанных норм законодательства, фактических обстоятельств дела, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Шабунина Ивана Александровича о признании незаконными действий комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в отклонении в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1044,0кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, ул. Нижнегусельская, без номера для индивидуального жилищного строительства, и понуждении устранить допущенное нарушение, о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в отказе утвердить и выдать схему расположения земельного участка и понуждении устранить допущенное нарушение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья С.Р. Абдуллина

Судья С.Р.Абдуллина