Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 августа 2010 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербатовой ..., Конновой ..., Царевой ..., Кусмарцевой ..., Бунтуковой ..., Ланг ..., Свиткина ..., Акуловой ..., Нуйкиной ..., Сидоровой ... к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «...», обществу с ограниченной ответственностью «Центр ...», 3-е лицо администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании несостоявшимся общего собрания собственников жилых помещений *** года, перерасчете платежей, компенсации морального вреда, У с т а н о в и л: Истцы обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «...» (далее по тексту ООО «УК «...»), обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «...», 3-е лицо администрация муниципального образования «Город Саратов» о перерасчете платежей, компенсации морального вреда, в обоснование которого указали, что *** года ... судом ... было вынесено решение о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *** по ... ... в форме очного голосования от *** года, на ООО «УК «...» возложена обязанность произвести перерасчет Долговой Т.А. за содержание жилья, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, за коммунальную услугу электроэнергию мест общего пользования, за капитальный ремонт, за коммунальные услуги с *** года по тарифам, действовавшим до *** ..., ответчиком ООО «УК «...» перерасчет платежей не производится. Они обратились к ответчику с заявлениями о перерасчете платежей по тарифам, действовавшим до *** года. Заявления были приняты, однако приняты не сразу, после неоднократного обращения к ответчику. Однако, перерасчет платежей произведен не был. Считают, что ООО «УК «...» нарушает их конституционные права, поскольку им приходилось каждый день приходить, просить о восстановлении своих законных прав по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме того, своими действиями ООО «УК «...», выраженными в том, что отказывались в соответствии с законодательством принять и ответить на их заявления, причинен моральный вред. Просят обязать ООО «УК «...» произвести перерасчет платежей по тарифам, действовавшим до *** года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. в пользу каждого. В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили признать недействительным протокол общего собрания от *** года недействительным, общее собрание - несостоявшимся. Представитель истцов Гаврилюк В.В., истцы Ланг В.И., Царева О.И., Кусмарцева Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске и дополнении к нему. Истцы Щербатова С.В., Коннова Н.И., Бунтукова Т.И., Свиткин А.А., Акулова Н.А., Нуйкина Л.А., Сидорова А.К. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Представитель ответчика ООО «УК «...» Сизова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в управлении ООО «УК «...» находится ... по ... .... Между ООО «УК «...» и ООО «...» заключен договор энергоснабжения, в соответствии с которым осуществляется поставка электроэнергии, в том числе в ... по ... .... ООО «УК «...» рассчитывается с поставщиком электрической энергии по тарифам, утвержденным уполномоченными органами. Также между ООО «УК «...» заключен со специализированной организацией договор на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, расчет с которой производится на основании выставленных счетов - фактур по соответствующим тарифам. Расчет за предоставленные коммунальные услуги, а также за содержание, ремонт жилья производился на основании утвержденных тарифов. В связи со сменой руководства ответчика каких-либо документов относительно общего собрания собственников жилых помещений от *** года представлено не было. Представитель ответчика ООО «...» в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил. Ответчик Найдина Т.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель 3-го лица администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав истцов, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии со ст. 44,45 ч.3 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны сведения определенные в п.5 ст.45 ЖК РФ, а именно: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. Согласно ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3 части 2 ст.44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику. Согласно ст.47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны сведения, перечисленные в п.3 ст.47 ЖК РФ: 1) сведения о лице, участвующем в голосовании; 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался". Истцами оспаривается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, которое оформлено протоколом от 11 июня 2008 года, повестка дня: -выбор способа управления многоквартирным домом; -выбор обслуживающей организации; -установление тарифов с 1 июля 2008 года в части содержания жилья, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, ремонт жилья, капитальный ремонт, электроэнергия мест общего пользования ; - определение места хранения документации и ознакомления с документацией общих собраний, а также выбор лица, ответственного за эти вопросы, выбор способа уведомления собственников о принятых решениях (т.2,л.д.50-51). С учетом положений ч.6 ст.46 ЖК РФ, предмета и оснований заявленных исковых требований суду следует установить факт проведения общего собрания, а также дать оценку влияния истцов на результаты голосования на общем собрании; нарушение оспариваемыми решениями его прав и законных интересов; наличия убытков для указанного истца, вследствие принятия общим собранием оспариваемых решений. Ответчиками не представлено доказательств извещения о проведении общего собрания в соответствии с ЖК РФ, участия собственников помещений в данном собрании. Из пояснения представителя ответчика ООО «УК «Соколовогорская ЖЭК» следует, что при смене руководства им не были переданы данные документы. Ответчик Найдина Т.Н., являющаяся согласно протоколу инициатором собрания, в судебное заседание не явилась, тем самым лишила возможности предоставления доказательств. Таким образом, ответчиками не представлено доказательств наличия кворума при принятии решений, поставленных на голосование, не представлены сведения об участниках голосования. Как следует из искового заявления, а также пояснений истцов, явившихся в судебное заседание, никакого общего собрания *** года с вышеуказанной повесткой дня не проводилось, отсутствовали какие-либо извещения о собрании, представили список жильцов дома, из которого следует, что жильцы дома участия в голосовании не принимали л.д.176-177, т.1). Таким образом, установить достоверность итогов голосования не представляется возможным в связи с непредставлением доказательств наличия кворума для проведения общего собрания. Суд критически относится к представленному протоколу общего собрания от *** года с указанной повесткой дня, поскольку представлялся также протокол с такой же повесткой дня от *** года л.д.52-53, т.2), который признан решением ... суда ... от *** года недействительным л.д.20-23, т.1). При этом, истцы не пропустили срок на обжалование данного протокола, поскольку как следует из их пояснений, они узнали о нем в связи с рассмотрением данного гражданского дела, доказательств обратного ответчиками не представлено. Факт получения квитанций с указанием управляющей организации и тарифов за коммунальные и жилищные услуги не является доказательством проведения собрания и уведомления о нем. В связи с чем. требования истцов о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном ... по ... ..., признания несостоявшимся данного собрания подлежат удовлетворению. Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Частью второй статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Статьей 37 ЖК РФ регламентирован порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а именно доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В силу 153 настоящего кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Установлено, что истцы являются собственниками (нанимателями) жилых помещений в ... по ... ..., что не оспаривалось сторонами. Таким образом, истцы как собственники (наниматели) жилых помещением обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Согласно статье 153 ЖК РФ обязанность по оплате за коммунальные услуги несут собственники жилых помещений, а также лица, использующие жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях. Обязанность по оплате коммунальных услуг возникает с момента подписания акта приема-передачи квартиры. Исходя из вышеуказанной нормы жилищного кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у граждан и организаций возникает из договоров социального найма, договоров найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и договоров аренды жилого помещения с момента заключения таких договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, к которым можно отнести акт приема- передачи нежилого помещения, то есть с момента, когда возникает возможность использовать данное помещение на законных основаниях. Согласно статьям 153 - 157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением платы за наем). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. Что подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 10 декабря 2008 года № 5-Г08-97. Таким образом, истцы обязаны вносить плату за коммунальные услуги, а также ремонт и содержание жилья, установленные либо в соответствии с решением общего собрания собственников жилых помещений либо в соответствии со стандартами оплаты жилого помещения, если размер оплаты за содержание и ремонт жилья не принят общим собранием собственников жилых помещений. В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации от *** года *** с баланса МУ «ДЕЗ по ...у г. Саратова» списан жилой дом *** по ... г. Саратова, и с *** года ООО «УК «...» приступила к эксплуатации жилого фонда, предоставлению коммунальных услуг на основании заключенных договоров управления, договоров с организациями-поставщиками коммунальных услуг. Как следует из представленных в судебное заседание квитанций на оплату услуг и содержание жилья, до *** года расходы на содержание жилья взимались по 4,74 руб. за 1 кв.м., ремонт жилья- 1,52 руб. за 1 кв.м. Расходы по капитальному ремонту не взимались. С *** года согласно представленным квитанциям расходы на содержание жилья взимались по 8,64 руб. за 1 кв.м., ремонт жилья- 1,57 руб. за 1 кв.м., капитальный ремонт- 4 руб. за 1 кв.м. Расходы по содержанию жилья взимаются после *** года по тарифу 6,81 руб. за 1 кв.м. Однако, отдельной строкой в квитанциях выделены вывоз твердых бытовых отходов (0,56 руб.) электроэнергия мест общего пользования (тариф- 1,01 руб.) л.д.150-167, т.1). Тариф за ремонт установлен решением Саратовской городской Думы от *** года *** и составляет 1,52 руб./кв.м. для жилых домов со всеми удобствами, без лифта и мусоропровода, горячего водоснабжения. Тариф не изменялся. Согласно представленным квитанциям истцов, тариф по ремонту жилья указан в размере 1,52 руб./кв.м. Установление платы за капитальный ремонт в размере 4 руб./кв.м., а впоследствии 4,5 руб./за кв.м. регулировалось Федеральными стандартами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 года № 405, а в 2009-2010 годах- Федеральными стандартами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.123.2008 года № 960. Как следует из квитанций по оплате, представленных истцами, превышения тарифа, установленного Федеральными стандартами, не имеется. Согласно решению ... суда ... от *** года, исковые требования Долговой Т.А. были частично удовлетворены, признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме *** по ... г. Саратова в форме очного голосования от *** года, признано несостоявшимся общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме *** по ... г. Саратова по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом, ООО «УК «...» обязано произвести Долговой Т.А. перерасчет платежей по тарифам за содержание жилья, за комплексное техническое обслуживание лифтов, за вывоз твердых бытовых отходов, за электроэнергию мест общего пользования, за коммунальные услуги по тарифам, действовавшим до *** года. Данное решение вступило в законную силу л.д.20-23, т.1). Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вместе с тем, истцы не принимали участия в рассмотрении вышеуказанного дела. Кроме того, вопрос установления и применения тарифов согласно вышеуказанному решению ... суда г. Саратова в отношении истцов по настоящему делу не исследовался. Кроме того, в судебное заседание представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме очного голосования, по адресу: г. Саратов, ..., ..., от *** года, на котором были утверждены вышеуказанные тарифы на содержание жилья, ремонт жилья, утилизацию и вывоз твердых бытовых отходов, а также электроэнергии мест общего пользования. Тариф на содержание жилья установлен в размере 6,81 руб./кв.м. Данное решение также является недействительным. Тариф за содержание жилья установлен решением Саратовской городской Думы от *** года *** и составляет 4,74 руб./кв.м. для жилых домов со всеми удобствами, без лифта и мусоропровода, горячего водоснабжения. Тариф органом местного самоуправления не изменялся. Решение общего собрания по данному вопросу признано недействительным. В связи с чем, суд приходит к выводу, что начисление оплаты за ремонт и капитальный ремонт жилья производится управляющей компанией правомерно. Вместе с тем, управляющей организацией необоснованно повышен тариф с *** года на содержание жилья, поскольку решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме *** по ... г. Саратова по вопросу увеличения тарифа на содержание жилья не принималось. Таким образом, суд считает, что требования истцов о перерасчете оплаты за содержание жилья являются обоснованными. Плата за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов также управляющей компанией применяется в соответствии с установленными органами местного самоуправления тарифами, в том числе за период с *** года по *** года на основании постановления администрации г. Саратова *** от *** года, постановления администрации г. Саратова *** от *** года, с *** года на основании договора с муниципальным унитарным предприятием «СпецАТХ» и по согласно выставленным счетам по оплате оказанной услуги и на основании постановления администрации г. Саратова *** от *** года «О тарифах на услуги МУП БКО «...», постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от *** года *** «О тарифах на услуги МУП БКО «...» л.д.119-125, т.1,л.д.47-48, т.2) Оснований для изменения тарифа на тариф до *** года не имеется. В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Для регулирования отношений по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном дома Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены «Привила содержания общего имущества в многоквартирном доме». Согласно п. 2 приведенных Правил, в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); пунктом 7 Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно п. 28 Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (пункт 30). Солгано статье 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам урегулированы отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Так согласно п. 15 данных Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Пунктом 19 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги. Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления. Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.2006 г. №14/6 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «...» статус гарантирующего поставщика присвоен ООО «... *** г. между ООО «... и ООО «...» заключен договор энергоснабжения ***, в соответствии с которым ООО «...» (поставщик) обязалось осуществлять поставку электроэнергии на объекты ООО «... (потребитель), а потребитель в свою очередь обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В перечень объектов электроснабжения по указанному договору входит, в том числе ... по ... в г. Саратове л.д.170-175, т.1). Как установлено в судебном заседании в местах общего пользования в ... по ... в г. Саратове приборы учета, позволяющие определить расход электроэнергии по фактическому потреблению отсутствовали. Согласно п. 20 приведенных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07 ноября 2007 г. N 17/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области 2008 год» установлен тариф - 155,0 коп./кВт.ч. А постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2008г. N 14/4 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2009 год» установлен тариф - 191,0 коп./кВт.ч. В п. 3.15 договора *** от *** г. стороны согласовали, что при отсутствии приборов учета, потребитель оплачивает стоимость электроэнергии, рассчитанной по присоединенной мощности, указанной в приложении ***, при режиме работы 24 часа в сутки за календарные дни месяца от даты предыдущей проверки (в случае ее отсутствия - даты заключения договора). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, ст. 154,157 ЖК РФ, а также ст. 36 ЖК РФ, по смыслу которой к общему имуществу в многоквартирном доме относится оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, электроэнергия мест общего пользования отнесена к жилищной услуге. По дому 7 по ... г. Саратова применялся тариф 1,22 р/м2, с 2009 года-1,50 р/м2 (для домов без лифта и мусоропровода), что не противоречит вышеприведенным нормам законодательства. Что также подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, содержащейся в решении Верховного Суда РФ от *** г. ***ГКПИ07-985, определении Верховного суда РФ от *** г. ***КАС07-764. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади жилого помещения (ст. 37,39 ЖК РФ). Что касается предоставления коммунальных услуг: холодного, горячего водоснабжения, отопления, канализации, то исходя из представленных квитанций на оплату управляющей организацией применялись тарифы, установленные органами местного самоуправления, при этом для квартир, где установлены индивидуальные приборы учета, ежемесячный расчет производится по показаниям приборов учета, где приборы отсутствуют- по социальной норме. Кроме того, независимо от того установлены или нет в многоквартирном доме коллективные, общие и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 154,157 ЖК РФ, п.7,19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Вышеуказанные нормативно-правовые акты вступили в силу, обжалованы не были, обязаны для исполнения и применения. Отсутствуют также основания для денежной компенсации морального вреда, поскольку заявлены требования о перерасчете по тарифам, действовавшим до *** года, по тем основаниям, что решением ... суда г. Саратова от *** года общее собрание собственников жилых помещений признано несостоявшимся, а в удовлетворении исковых требований о перерасчете отказано. Кроме того, требования о перерасчете являются требованиями материального характера, в силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В данном случае заявлены требования о перерасчете в связи с применением необоснованных, по мнению истцов, тарифам, а не в связи с ненадлежащим предоставлением коммунальных либо жилищных услуг, а поэтому законом не предусмотрена денежная компенсация морального вреда. Доказательств причинения вреда здоровью указанными действиями ответчика (несвоевременное принятие заявлений на перерасчет, отказ в перерасчете платежей) не представлено. Иск рассмотрен только по основаниям, заявленным истцам, а именно о перерасчете в связи с применением необоснованных, по мнению истцов, тарифам. Требований о ненадлежащем предоставлении услуг не заявлялось. Кроме того, суд считает обоснованным взимание данной управляющей организацией платежей, поскольку решение о признании не состоявшимся общего собрания собственников жилых помещений в ... по ... г. Саратова по вопросу выбора способа управления и управляющей организации ООО «...» принято *** года, протокол от *** года, в том числе по выбору управляющей организации, признан недействительным в данном судебном заседании, то фактически управление домом за период с 2008 года по настоящее время осуществлялось ответчиком, которым происходила оплата представленных услуг ресурсоснабжающим организациям, а также производилось содержание и ремонт жилья. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Признать несостоявшимся общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме *** по ... г. Саратова, оформленное протоколом общего собрания от *** года. Признать недействительным решение общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме *** по ... г. Саратова в форме очного голосования от *** года. Обязать общество с ограниченной ответственностью «...» произвести Щербатовой ..., Конновой ..., Царевой ..., Кусмарцевой ..., Бунтуковой ..., Ланг ..., Свиткина ..., Акуловой ..., Нуйкиной ..., Сидоровой ... перерасчет платежей по тарифам за содержание жилья с *** г. по тарифам, действовавшим до *** года. В остальной части иска- отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья подпись С.Н. Агаркова