о признании бездействия не законным



Р Е Ш Е Н И Е ***

Именем Российской Федерации

г.Саратов 11 мая 2010 года

Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Набенюка А.П.

при секретаре Ильиной Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по заявлению Кучиной Анастасии Юрьевны к ФИО6», ФИО7, ФИО8 ФИО9 о признании незаконным бездействия, о признании распоряжения недействительным в части, о признании заключения недействительным, о понуждении к подготовке проекта договора, понуждении к заключению договора

У С Т А Н О В И Л :

Кучина А.Ю. обратилась в суд. Указала, что ей принадлежит на праве собственности одноэтажный жилой дом литер *** площадью 39 кв.метров, по адресу: ..., ... ... на земельном участке с кадастровым номером *** кв.метров. Заявитель *** года обратилась в ФИО10 с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка в порядке ст.36 Земельного Кодекса РФ. Данное заявление не было рассмотрено в установленный законом срок. При этом Комитетом по земельным ресурсам ФИО12 ФИО11 не был своевременно подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка. Данным Комитетом было издано распоряжение от *** года ***р, в соответствии с которым заявителю за плату предоставлялся испрашиваемый земельный участок. В соответствии с п.2.4.2 данного распоряжения, установлен запрет на новое индивидуальное жилищное строительство и реконструкцию существующего жилого дома с увеличением технико-экономических показателей более чем на величину, равную площади застройки существующего строения. Кучина А.Ю. считает, что указанный запрет не соответствует п.3 Федерального Закона от *** года *** «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», ст.1 п.7, ст.6, ст.34 ч.2 Градостроительного Кодекса РФ, ст.36 Жилищного Кодекса РФ, ст.10, ст.15 ч.6 ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости». Просит признать незаконным бездействие ФИО13», ФИО14 ФИО15 при непринятии постановления в порядке ст.36 Земельного Кодекса РФ при рассмотрении ее заявления; в связи с отсутствием подготовленного проекта договора купли-продажи. Просит признать незаконным заключение Комитета по архитектуре и градостроительству ФИО16 от *** года ***. Просит обязать ФИО17 подготовить, подписать договор купли-продажи земельного участка в течение 7 дней, заключить в течение 7 дней договор с Кучиной А.Ю. в отношении данного земельного участка без ограничения использования земельного участка.

ФИО18 ФИО19 просят в удовлетворении заявления отказать. Указывают, что заявление было подано Кучиной А.Ю. в ФИО20». На основании решения Саратовской городской Думы от *** года *** полномочия по распоряжению земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц, земельными участками в соответствии с Правилами, установленными ст.28 Федерального Закона от *** года ***ФЗ были с указанного времени переданы ФИО21 Считают, что со стороны ФИО22» отсутствует бездействие при рассмотрении данного заявления. Указывают, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне ОД-2, Ж1.1. Применительно к данной территориальной зоне, с учетом ст.36 ч.8,9 Градостроительного Кодекса РФ, п.п.5.3.1, п.5, п.6.2 п.6, п.37, п.41, п.42 Правил землепользования и застройки ФИО23 утв. решением Саратовской городской Думы от *** года ***, вид разрешенного использования «усадебные жилые дома до 3 этажей (одно и двухквартирные)» будет являться основным с ограничением по параметрам, указанным в п.2.4.2 распоряжения ***р от *** года.

Заявитель, представители ФИО24 ФИО25 ФИО26 в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены. Причина неявки неизвестна. С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судом исследованы договор купли-продажи жилого дома от *** года, кадастровый паспорт на земельный участок, заявление от *** года *** о предоставлении земельного участка в собственность, схема расположения земельного участка, распоряжение ***р от *** года, сведения из Единого гос.реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суд, исследовав доводы сторон, материалы гражданского дела, обозрев представленные материалы, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.8, 11, 12, 13 ГК РФ,ст.255 ГПК РФ, п. 1-5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо установить как несоответствие их закону или иным правовым актам, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя. Необходимо установить, что в результате принятого обжалуемого действия или решения имеет место нарушение прав и свобод заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод.

В соответствии со ст.11, 28, 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: - изъятия земельных участков из оборота;- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст.36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Заявление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 188 кв.метров было подано Кучиной А.Ю., в ФИО27 Согласно ст.11, 29, 36 Земельного Кодекса РФ, решения Саратовской городской Думы от *** года *** с указанного времени полномочия по распоряжению земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц, земельными участками в соответствии с Правилами, установленными ст.28 Федерального Закона от *** года ***ФЗ были переданы ФИО28 Таким образом, со стороны ФИО29 отсутствует какое-либо бездействие, при рассмотрения обращения заявителя.

Согласно договора купли-продажи жилого дома от *** года, сведений из Единого гос.реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Кучиной А.Ю. принадлежит на праве собственности одноэтажный жилой дом литер *** общей площадью 39 кв.метров. Земельный участок по адресу: ..., ... ... поставлен на государственный кадастровый учет под номером 64:48:030428:108, имеет площадь 188 кв.метров, с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом. Согласно схемы расположения земельного участка л.д.28), он не находится в красных линиях и на территориях общего пользования, ограничения в пользовании отсутствуют. В соответствии с приложением *** ФИО4 области от *** года ***П, земельный участок предназначен для индивидуальной жилой застройки.

Согласно ст.8, 30 Градостроительного Кодекса РФ, ст.16 ч.1 п.26 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», правила землепользования и застройки включают в себя порядок применения, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в которых указываются : - виды разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства; предельные размеры земельных участков; ограничения использования земельных участков, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ.

Правила землепользования и застройки ФИО30 утв. решением Саратовской городской Думы от *** года ***, не содержат описания границ территориальных зон, в связи с чем невозможно считать установленным факт нахождения земельного участка указанного заявителем, в территориальной зоне ***

Согласно кадастрового паспорта земельного участка *** и схемы расположения земельного участка *** принадлежность земельного участка к территории общего пользования не установлена. Ввиду расположения земельного участка вне красных линий улиц и дорог, запрет на новое строительство и реконструкцию существующих зданий с увеличением строительного объема, отсутствует. У заинтересованных лиц отсутствуют достаточные основания полагать, что использование заявителем земельного участка будет осуществляться в нарушение разрешенного вида использования.

Правила землепользования и застройки ФИО31», утвержденные решением Саратовской городской Думы от *** года ***, не содержат описания (ни текстового, ни в виде координат характерных точек) границ территориальных зон. Сведения о границах территориальных зон ..., являющиеся в соответствии со ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ, ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» частью правил землепользования и застройки, не были официально опубликованы. В связи с этим следует учитывать положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Заключение ФИО32 от *** года *** противоречит указанным положениям.

В связи с изложенным, суд считает, что у Комитета по земельным ресурсам отсутствовали достаточные основания для установления пунктом 2.4.2 данного распоряжения запрета на новое индивидуальное жилищное строительство и реконструкцию существующего жилого дома, с увеличением технико-экономических показателей более чем на величину, равную площади застройки существующего строения. В указанной части, оспариваемое распоряжение следует признать недействительным.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставляются гражданам и юридическим лицам, как в собственность, так и в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, когда приватизация земельных участков запрещена, согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от *** года ***ФЗ, п. 5 ст. 58 ФЗ ***ФЗ от *** года.

Суд учитывает, что заявителем соблюден порядок обращения за получением земельного участка в собственность, установленный ст.36 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне-этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно
градостроительным регламентам. Таким образом вид использования «индивидуальный жилой дом» следует отнести к основным видам разрешенного использования этой зоны.

Заявление, поданное Кучиной Ю.А., подлежало рассмотрению в соответствии со ст.36 ч.5-7 Земельного Кодекса РФ. Из представленных заинтересованными лицами материалов следует, что распоряжение издано *** года в нарушение сроков, установленных ст.36 ч.5-7 Земельного Кодекса РФ.

Ввиду изложенного, имеются основания для признания незаконным бездействия ФИО39 ФИО33 выразившегося в непринятии в срок установленный ст.36 Земельного Кодекса РФ, распоряжения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка. Основания для возложения обязанности по совершению указанных действий на иные органы, отсутствуют.

Суд учитывает, что распоряжение ***р было издано ФИО38 ФИО34» *** года. Ст.36 Земельного Кодекса РФ не содержит положений, обязывающих уполномоченный орган местного самоуправления в течение 7 дней подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и в течение 7 дней заключить указанный договор с заявителем.

С учетом изложенного, в удовлетворении указанной части заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1.Признать незаконным бездействие ФИО35 выразившееся в непринятии в срок установленный ст.36 Земельного Кодекса РФ, распоряжения о предоставлении Кучиной Анастасии Юрьевне в собственность земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв.метров, расположенного по адресу: ..., ... ....

2.Признать незаконным п.2.4.2 распоряжения ФИО36 ***р от *** года и заключение ФИО37 от *** года ***, в части градостроительного ограничения использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:030428:108 площадью ***.метров, расположенного по адресу: ..., ... ..., на новое индивидуальное жилищное строительство и реконструкцию существующего жилого дома с увеличением технико-экономических показателей более чем на величину, равную площади застройки существующего строения.

3.В удовлетворении остальной части требований Кучиной А.Ю. отказать.

4.Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено ***

Судья: _________________ А.П.Набенюк