Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 августа 2010 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абляева ... о признании незаконными письма Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», у с т а н о в и л : Абляев Р.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным письма Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», в обоснование которого указал, что *** года он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 446 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., б/н, около дома ***, для целей, не связанных со строительством- размещение объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания. и об утверждении и выдачи схемы расположения данного земельного участка. К заявлению были все необходимые документы. Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» в своем письме от *** года *** сообщил, что на основании его заявления изготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Письмом от *** года комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» отказал в согласовании схемы расположения указанного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, и допускается использование земельных участков в границах территорий общего пользования в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов и на срок не более 11 месяцев. Считает, что ответ Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, поскольку законодательство не предусматривает отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, данный отказ нарушает его права на приобретение земельного участка. Кроме того, в нарушение законодательства и сроков рассмотрения заявления, его заявление органом местного самоуправления- администрацией муниципального образования «Город Саратов» рассмотрено не было, не рассмотрено до настоящего времени. Просит признать незаконным письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от *** года *** *** об отклонении от согласования схемы расположения земельного участка, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по нерассмотрению заявления, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка. В судебное заседание Абляев Р.Д. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель заявителя Сурков Д.А., действующий на основании заявления в соответствии с ч.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании требования заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представители администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Представитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Березин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснив, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, и его использование допускается в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов и на срок не более 11 месяцев на основании решения Саратовской городской Думы от *** года *** «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов». Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. В соответствии с ч.1-3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В судебном заседании установлено, что *** года Абляев Р.Д. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 446 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., б/н, около дома ***, для целей, не связанных со строительством- размещение объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания и об утверждении и выдачи схемы расположения данного земельного участка в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ. Заявление Абляева Р.Д. соответствует требованиям, предъявляемым ст. 34 ЗК РФ: в заявлении указаны цель использования земельных участков (для целей, не связанных со строительством- размещение объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания); размер земельного участка- 446 кв.м., местоположение (г. Саратов, ..., б/н, около дома ***, кадастровый квартал ***). Как следует из ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Как следует из заявления Абляева Р.Д. от *** года л.д.8), к заявлению приложены копия паспорта, топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить месторасположение земельного участка. В силу пункта 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, уполномоченные органы, в данном случае администрация муниципального образования «Город Саратов» рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территории. Однако, в установленный законом месячный срок со дня поступления заявления администрацией муниципального образования «Город Саратов» не рассмотрено, схема расположения земельного участка с учетом зонирования территорий не утверждена. При этом, в силу ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявления производится в месячный срок органом местного самоуправления, которым является администрация муниципального образования «Город Саратов», а не структурные подразделения (ст.22 Устава г.Саратова). Также установлено, что Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» направил Абляеву Р.Д. письмо от *** года ***, в котором сообщается, что отказывает в согласовании схемы расположения указанного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, и его использование допускается в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов и на срок не более 11 месяцев на основании решения Саратовской городской Думы от *** года *** «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» л.д.11). В то же время, Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» письмом от *** года *** сообщил Абляеву Р.Д. о том, что на основании вышеуказанного заявления изготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка л.д.10). Таким образом, до настоящего времени решения по заявлению Абляева Р.Д. по смыслу ст. 34 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления не принято. Письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» является внутренним документом органа местного самоуправления. Земельным Кодексом РФ не предусмотрено понятие согласования схемы. Иных правовых актов органов местного самоуправления по данному вопросу не имеется. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно Положению о Комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от *** года ***, в котором определены полномочия Комитета по архитектуре и градостроительству (раздел 3 Положения), Комитет лишь осуществляет подготовку документов для распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, и не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте муниципального образования. Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области « О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. В силу ст. 33 Устава г. Саратова именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. Кроме того, в письме Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» речь идет о согласовании схемы, тогда как в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается и выдается органом местного самоуправления. Согласование схемы структурными подразделениями органа местного самоуправления не предусмотрено законодательством. Установлено, не оспаривается участниками процесса, что схема земельного участка в порядке ч.4 ст. 34 ЗК РФ с учетом зонирования территорий утверждена не была. Таким образом, до настоящего времени решение об утверждении схемы либо отказе в утверждении схемы земельного участка по смыслу ст. 34 ЗК РФ, органом местного самоуправления не принято, тогда как должно было быть принято не позднее *** года. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Суд приходит к выводу, что заявитель правомерно обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с указанным заявлением на основании законодательства о земле Саратовской области. Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области « О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств видно, что администрацией муниципального образования «Город Саратов», не рассмотревшей заявление Абляева Р.Д. об утверждении схемы расположения земельного участка, нарушены нормы статьи 34 ЗК РФ, в связи с чем, имеет место бездействие органа местного самоуправления, которое является незаконным. Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку заявление Абляева Р.Д. об утверждении и выдаче схем расположения испрашиваемых земельных участков для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не рассмотрено в установленный законом срок, схема не утверждена и не выдана заявителю и не принято решение об отказе в утверждении схемы земельных участков. Ответ Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» при указанных обстоятельствах правового значения для заявителя не имеет, поскольку не создает препятствий заявителю в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, так как не является уполномоченным органом по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка. Кроме того, суд приходит к выводу, что содержащиеся в ответе сведения соответствуют действующему законодательству, а именно: ст. 7 Земельного Кодекса РФ, в соответствии с которой земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; ст. 35 ГрК РФ о зонировании территорий, поскольку в силу ч.4 ст. 34 ЗК РФ схема утверждается и выдается органом местного самоуправления с учетом зонирования территорий. Исходя из представленного фрагмента карты градостроительного зонирования, испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования. Кроме того, имеется решение Саратовской городской Думы от *** года *** «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», которое опубликовано и вступило в действие, в связи с чем, обязательно к исполнению (ст. 7, 16 ФЗ ««Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Данный ответ соответствует вышеуказанным нормативным актам, а также Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от *** года *** (с изменениями и дополнениями). При этом, предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет (ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Таким образом, ответ Комитета по архитектуре и градостроительству соответствует закону (нормативно-правовым актам) и не нарушает права заявителя, поскольку решение об утверждении и выдаче схему органом местного самоуправления не принято. В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности по рассмотрению заявлению без предрешения существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения. Предметом настоящего дела является бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по нерассмотрению заявления Абляева Р.Д., а не основания невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку заявление не рассмотрено, действия или решения органа местного самоуправления в отказе удовлетворения заявления не производились, основания отказа в утверждении схемы, заявителем не обжаловались. Поскольку в установленный законом срок заявление Абляева Р.Д. не рассмотрено, то суд вправе установить сроки принятия соответствующего решения. В остальной части требования заявления: признании незаконным письма Комитета по архитектуре и градостроительства администрации муниципального образования «Город Саратов», возложении обязанности на орган местного самоуправления утвердить и выдать схему расположения земельного участка, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению заявления Абляева ... об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Абляева ... от *** года об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 446 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., б/н, около дома *** (кадастровый квартал *** под размещение объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части заявления Абляева ...- отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья С.Н. Агаркова