Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 августа 2010 года Волжский районный суд г.Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Винокуровой ..., заинтересованные лица администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области о признании незаконным бездействия, у с т а н о в и л : Винокурова О.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указала, что *** года она обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок, а также утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ..., без номера, для строительства индивидуального жилого дома. До настоящего в нарушение сроков, установленных законом, администрацией муниципального образования «Город Саратов» не принято решения по ее заявлению. Им получен ответ из Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», из которого следует, что схема отклонена от согласования, поскольку отсутствует топографо-геодезический материал. Просит признать незаконными отказ комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» в непринятии решения по заявлению, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» утвердить и выдать схему расположения земельного участка, принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ..., без номера, для строительства индивидуального жилого дома, просила взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 руб. В судебном заседании Винокурова О.А., представитель Ульянов С.Н., действующий в соответствии с ч.6 ст. 53 ГПК РФ, поддержали заявленные требования, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, по тем основаниям, что невозможно определить местоположение земельного участка. В связи с чем, бездействие администрации отсутствует. Представитель Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» Еременко Д.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований также по основаниям,, что невозможно определить местоположение земельного участка, а заявителем не представлен топографо-геодезический материал. Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства определяется правилами п. 4 ст. 30 Кодекса. Согласно п.4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка. В судебном заседании установлено, что 27 апреля 2010 года Винокурова О.А. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, Новосокловогорский жилой район, для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м. с приложением плана-схемы расположения земельного участка л.д.8). Исходя из ст. 34 Земельного кодекса, регулирующей вопросы срока изготовления и выдачи схемы расположения земельного участка, поскольку ст. 30.1 Земельного кодекса РФ не устанавливает срок изготовления схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом аналогии закона, орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления должен принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Таким образом, до настоящего времени решения по заявлению Винокуровой О.А. по смыслу ст. 30.1 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления не принято. Письмо Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» об отклонении от согласования схемы расположения земельного участка является внутренним документом органа местного самоуправления. Земельным Кодексом РФ не предусмотрено понятие согласования схемы. Иных правовых актов органов местного самоуправления по данному вопросу не имеется. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области « О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. В силу ст. 33 Устава г. Саратова именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. Таким образом, до настоящего времени решения о предоставлении земельного участка по смыслу ст. 30.1 ЗК РФ, органом местного самоуправления не принято. Из вышеуказанного ответа Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» не следует как о предоставлении, так и об отказе в предоставлении заявителю земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно Положению о Комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года № 42-492, Комитет обладает следующими полномочиями: 3.6. Осуществляет полномочия, предусмотренные действующим законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами: 3.6.1. Осуществляет подготовку документов для распоряжения органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования "Город Саратов". 3.6.2. Заключает, расторгает, прекращает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельных участков, указанных в пункте 3.6.1, а также соглашения и дополнения к ним. Из полномочий Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что Комитет лишь осуществляет подготовку документов для распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, и не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками: по предоставлению либо отказу в предоставлении земельных участков, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка. В связи с чем, доводы представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» об отсутствии бездействия со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления суд находит не обоснованными по вышеуказанным основаниям. Администрацией муниципального образования «Город Саратов» в нарушение вышеназванных требований закона не было принято решение по заявлению Винокуровой О.А. Направление Комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» в адрес заявителя письма от ***, согласно которому схема расположения вышеуказанного земельного участка отклонена от согласования по основанию непредставления топографо-геодезического материала, нельзя признать законным л.д.9). Подобное согласование не предусмотрено законом. Суд находит убедительными доводы заявителя о том, что требования Комитата по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении топографо-геодезического материала не основаны на законе. К заявлению был приложен план-схема земельного участка, где указано место размещения земельного участка. Топографо-геодезический материал является результатом кадастровых работ, осуществляемых после выбора земельного участка. При этом, суд не находит оснований для признания письма незаконным, так как не установлено нарушение прав заявителя данным ответом Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», поскольку решения по заявлению не принято органом местного самоуправления. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Таким образом, признав бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Винокуровой О.А. от *** года о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв. м. для индивидуального жилищного строительства и принять по ним решение в порядке установленным ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Не подлежит удовлетворению требование Винокуровой О.А. о возложении обязанности администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить заявителю в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: г. Саратов, ..., без номера, в ... г. Саратова, поскольку тем самым будет нарушена процедура предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренная Земельным Кодексом РФ. Суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Винокуровой ... от *** года о предоставлении земельного участка в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении требований Винокуровой О.А. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 руб. следует отказать, поскольку как пояснил в судебном заседании представитель заявителя Ульянов С.Н., Винокурова О.А. является его супругой, в силу ст.34 Семейного кодекса РФ имущество, в том числе денежные средства, являются общей собственностью супругов, денежные средства, переданные заявителем представителю поступают в общую собственность, в связи с чем, оснований для взыскания расходов на оплату услуг представителя не имеется. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Заявление Винокуровой ... удовлетворить частично. Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению от *** года, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Винокуровой ... от *** года о предоставлении земельного участка в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В остальной части заявления Винокуровой О.А.- отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья С.Н. Агаркова