Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 2 сентября 2010 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аветисяна ... об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, у с т а н о в и л : Аветисян В.К. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указал, что *** года он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке площадью 84 кв.м., расположенном по адресу: ..., ..., ..., ..., возле жилого дома ***. *** года на его имя поступило письмо комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», в котором сообщалось об изготовлении схемы расположения земельного участка и отправлении схемы на согласование. До настоящего времени администрацией муниципального образования «Город Саратов» не принято решение по его заявлению. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть его заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке площадью 84 кв.м., расположенном по адресу: ..., ..., ..., ..., возле жилого дома *** в 14-дневный срок с момента вступления решения в законную силу. В судебное заседание Аветисян В.К. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель заявителя Тощев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Межевич Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что администрация муниципального образования «Город Саратов», получив заявление Аветисяна В.К., направила на согласование в структурные подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов». Обратно в администрацию не возвращалось, в связи с чем, у администрации отсутствует возможность принять решение по заявлению. Представитель Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» Еременко Д.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что схема расположения земельного участка была Комитетом изготовлена, однако отклонена комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Животикова Ю.О., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным представителями администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов». Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по саратовской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Таким образом, результат рассмотрения органом местного самоуправления заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта- принятие органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. В судебном заседании установлено, что Аветсян В.К. *** года обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ..., возле жилого дома ***, примерный размер земельного участка- 84 кв.м. К заявлению были приложены схема расположения земельного участка, топографо-геодезический материал на земельный участок, электронный носитель л.д.9). Таким образом, заявление, поданное Аветисяном В.К., соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса РФ. Также установлено, что письмом заместителя председателя комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» от *** года *** Аветсяну В.К. было сообщено, что вопрос о выборе земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ, будет рассмотрен после утверждения схемы земельного участка. Схема расположения испрашиваемого земельного участка изготовлена л.д.10). В судебное заседание представлен ответ Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на имя председателя комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», из которого следует, что Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» не имеет возможности определить запрашиваемый вид использования земельного участка, установить для него градостроительный регламент. В связи с чем, Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» *** года отклонил от согласования схему расположения земельного участка. Таким образом, до настоящего времени решения по заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке по смыслу ст. 31 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления не принято. Из вышеуказанных ответов не следует как о предварительном согласовании, так и об отказе в предварительном согласовании Аветисяну В.К. места размещения объекта, а излагаются лишь действия вышеуказанных органов. Кроме того, письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» является внутренним документом органа местного самоуправления и направлено в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов». Администрация муниципального образования «Город Саратов», как орган местного самоуправления (ст.33 Устава города Саратова) решения по заявлению о выборе и и предварительном согласовании места размещения магазина не приняла. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно Положению о Комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от *** года ***, в котором определены полномочия Комитета по архитектуре и градостроительству (раздел 3 Положения), Комитет лишь осуществляет подготовку документов для распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, и не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, в том числе по предварительному согласованию мест размещения объектов. Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» обладает следующими полномочиями в сфере управления и распоряжения земельными участками: выдает утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. обеспечивает процедуру выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории муниципального образования "Город Саратов" (п.***,*** Положения о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от *** года ***) Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области « О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. В силу ст. 33 Устава г. Саратова именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от *** года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Судом установлено, что Аветисян В.К. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» *** года, ответ на заявление в срок, установленный названным Законом, не дан. Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «Город Саратов», не принявшей никакого решения по заявлению Аветисяна В.К. о выборе и предварительном согласовании места размещения магазина в течение двух месяцев, нарушены нормы статьи 31 ЗК РФ, в связи с чем, имеет место бездействие органа местного самоуправления, которое является незаконным. Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 31 Земельного кодекса РФ, поскольку заявление Аветисяна В.К. о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта не рассмотрено, решение о предварительном согласовании места размещения объекта торговли либо об отказе в предварительном согласовании по каким-либо основаниям не принято, чем нарушены права заявителя на реализацию права на выбор земельного участка, суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности по рассмотрению заявлению, не предрешая существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления Аветисяна ... о предварительном согласовании места размещения объекта торговли. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Аветисяна ... от *** года о выборе и предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке площадью 84 кв.м., расположенном по адресу: ..., ..., ..., ..., возле жилого дома ***, в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья подпись С.Н. Агаркова