о признании незаконным бездействия



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 сентября 2010 года

Волжский районный суд г.Саратова в составе:

Председательствующего судьи С.Н. Агарковой,

При секретаре А.А. Разделкиной,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Файзиева ..., заинтересованные лица администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области о признании незаконным бездействия,

у с т а н о в и л :

Файзиев У.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указал, что *** года он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок, а также утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 908 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., для размещения дома индивидуальной жилой застройки. До настоящего в нарушение сроков, установленных законом, администрацией муниципального образования «Город Саратов» не принято решения по его заявлению. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» в непринятии решения по заявлению, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» утвердить и выдать схему расположения земельного участка, принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 908 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., для размещения дома индивидуальной жилой застройки.

В судебное заседание Файзиев У.Б. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представителя заявителя Баженов С.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, дав пояснения, аналогичные заявлению.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Сащенко С.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, по тем основаниям, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» заявления Файзиева У.Б. направлено в структурные подразделения для согласования схемы. Однако, на утверждение в администрацию документы не поступали. В связи с чем, бездействие администрации отсутствует.

Представитель Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» Еременко Д.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований по тем основаниям, что комитетом схема земельного участка изготовлена и направлена на согласование в структурные подразделения..

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Животикова Ю.О., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным представителями администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов».

Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства определяется правилами п. 4 ст. 30 Кодекса.

Согласно п.4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от *** года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании установлено, что *** года Файзиев У.Б. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок, а также утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 908 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., для размещения дома индивидуальной жилой застройки. л.д.7).

Исходя из ст. 34 Земельного кодекса, регулирующей вопросы срока изготовления и выдачи схемы расположения земельного участка, поскольку ст. 30.1 Земельного кодекса РФ не устанавливает срок изготовления схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом аналогии закона, орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления должен принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.

Таким образом, до настоящего времени решения по заявлению Файзиева У.Б. по смыслу ст. 30.1 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления не принято.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области « О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

В силу ст. 33 Устава г. Саратова именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Таким образом, до настоящего времени решения о предоставлении земельного участка по смыслу ст. 30.1 ЗК РФ, органом местного самоуправления не принято.

Из ответа Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» об изготовлении схемы не следует как о предоставлении, так и об отказе в предоставлении заявителю земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так и утверждении и выдаче схемы либо отказе в ее выдаче.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Администрацией муниципального образования «Город Саратов» в нарушение вышеназванных требований закона не было принято решение по заявлению Файзиева У.Б. в установленные законом сроки. В связи с чем, доводы представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» об отсутствии бездействия со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления суд находит не обоснованными.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Таким образом, признав бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Файзиева У.Б. от *** года о предоставлении права аренды на земельный участок, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 908 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., для размещения дома индивидуальной жилой застройки и принять по нему решение в порядке, установленным ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.

Не подлежат удовлетворению требования в части утверждения и выдачи схемы земельного участка, поскольку заявление не рассмотрено, какого-либо решения органом местного самоуправления не принято, а суд не вправе предрешить разрешение данного вопроса.

Не подлежит удовлетворению требование Файзиева У.Б. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» о принятии решения о предоставлении заявителю в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных для индивидуального жилищного строительства площадью 908 кв. м., расположенного по адресу: ..., ..., в ... ..., поскольку тем самым будет нарушена процедура предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренная Земельным Кодексом РФ.

Суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Файзиева У.Б. от *** года об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, в остальной части- требований- отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Файзиева ... от *** года, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Файзиева ... от 18 мая 2010 года об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части заявления Файзиева У.Б..- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Агаркова