перерасчет платежей



Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2010 г. г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре: Мясушкиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пажитневой М.А., Кровяковой М.Ф., Чвановой С.И., Шигаевой Г.Ю., Сухова В.В., Котиковой В.Д., Полубояриновой Т.А., Юрина В.В., Стукалиной В.И., Хваталина А.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***», обществу с ограниченной ответственностью «Центр начисления «***», 3-е лицо администрация муниципального образования «Город Саратов» о перерасчете платежей, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» ( далее ООО «УК «***»), обществу с ограниченной ответственностью «Центр начисления «***», 3-е лицо администрация муниципального образования «Город Саратов» о перерасчете платежей, компенсации морального вреда, в обоснование которого указали, что 22.01.2010г. Волжским районным судом г. Саратова было вынесено решение о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *** по ... ... в форме очного голосования от 01.07. 2008 г., на ООО «УК «***» возложена обязанность произвести перерасчет Б.. за содержание жилья, за комплексное техническое обслуживание лифтов, за вывоз твердых бытовых отходов, за электроэнергию мест общего пользования с *** г. по тарифам, действовавшим до 01.07.2008 г. Однако, ответчиком ООО «УК «***» перерасчет платежей не производится. Они обратились к ответчику с заявлениями о перерасчете платежей по тарифам, действовавшим до 01.07.2008г. Заявления были приняты, однако приняты не сразу, после неоднократного обращения к ответчику. Однако, перерасчет платежей произведен не был. Считают, что ООО «УК «***» нарушает их конституционные права, поскольку им приходилось каждый день приходить, просить о восстановлении своих законных прав по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме того, своими действиями ООО «УК «***», выразившимися в том, что ответчик отказывается в соответствии с законодательством принять и ответить на заявления истцов, последним причинен моральный вред. Истцы просят обязать ООО «УК «***» произвести перерасчет платежей по тарифам, действовавшим до 01.07.2008 г. и взыскать компенсацию морального вреда в размере по 10. 000 руб. в пользу каждого истца.

Представитель истцов Гаврилюк В.В., истцы Шигаева Г.Ю., Чванова С.И., Котикова В.Д., Полубояринова Т.А., Кровякова М.Ф., Стукалина В.И. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Истцы Пажитнева М.А., Хваталин А.С., Сухов В.В., Юрин В.В. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «УК «***» Сизова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в управлении ООО «УК «***» находится дом *** по ... в .... Между ООО «УК «***» и ООО «***» заключен договор энергоснабжения, в соответствии с которым осуществляется поставка электроэнергии, в том числе в дом *** по ... .... ООО «УК «***» рассчитывается с поставщиком электрической энергии по тарифам, утвержденным уполномоченными органами. Также между ООО «УК «***» заключен со специализированной организацией договор на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, расчет с которой производится на основании выставленных счетов - фактур по соответствующим тарифам. Расчет за предоставленные коммунальные услуги, а также за содержание, ремонт жилья производился на основании утвержденных тарифов. В иске просила отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Центр начислений «***», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил. Возражений на иск не представил.

Представитель 3-го лица: администрации муниципального образования «Город Саратов», надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна докатать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. ст. 39, 196 ГПК РФ, предмет и основания иска, ответчик по делу определяются истцом, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Частью второй статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Статьей 37 ЖК РФ регламентирован порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а именно доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В силу 153 настоящего кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Установлено, что истцы являются собственниками (нанимателями) жилых помещений в доме *** по ... ..., что не оспаривалось сторонами.

Таким образом, истцы как собственники (наниматели) жилых помещением обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно статье 153 ЖК РФ, обязанность по оплате за коммунальные услуги несут собственники жилых помещений, а также лица, использующие жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях. Обязанность по оплате коммунальных услуг возникает с момента подписания акта приема-передачи квартиры. Исходя из вышеуказанной нормы жилищного кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у граждан и организаций возникает из договоров социального найма, договоров найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и договоров аренды жилого помещения с момента заключения таких договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, к которым можно отнести акт приема- передачи нежилого помещения, то есть с момента, когда возникает возможность использовать данное помещение на законных основаниях.

Согласно статьям 153 - 157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 10 декабря 2008 года № 5-Г08-97.

Таким образом, истцы обязаны вносить плату за коммунальные услуги, а также ремонт и содержание жилья, установленные либо в соответствии с решением общего собрания собственников жилых помещений либо в соответствии со стандартами оплаты жилого помещения, если размер оплаты за содержание и ремонт жилья не принят общим собранием собственников жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что дом *** по ... в ... с мая 2008 г. находится в управлении ООО «УК «***».

Истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме *** по ... в ..., что подтверждено пояснениями сторон и представленными в материалах дела правоустанавливающими документами в отношении объектов недвижимости.

Таким образом, существующие между сторонами отношения регулируются нормами Жилищного кодекса РФ, главы 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300 -1 от 07.02.1992г., Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006г. № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 « Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Как следует из представленных в судебное заседание квитанций на оплату услуг и содержание жилья до июня 2008г. собственники и наниматели многоквартирного жилого дома *** по ... в ... оплачивали содержание жилья по тарифу 6,52 руб., а с 01.07.2008 г. согласно представленным квитанциям расходы на содержание жилья взимались по 6,72 руб. за 1 кв.м., ремонт жилья - 1,76 руб. за 1 кв.м., капитальный ремонт- 4 руб. за 1 кв.м., а затем 4,50 руб. за 1 кв.м. Отдельной строкой в квитанциях выделены вывоз твердых бытовых отходов (0,56 руб., позднее 0,75 руб.), электроэнергия мест общего пользования (тариф -3,58 руб. с июля 2008г. по сентябрь 2009г., от 0,91 руб. до 0,98 руб. с октября 2009г. по февраль 2010г. ) л.д. 54-70, том 1,л.д. 8-115 том 2).

Тариф за ремонт установлен решением Саратовской городской Думы от 4 февраля 2005 года № 55-527 и составляет 1,76 руб./кв.м. для жилых домов со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом ( без мусоропровода). Тариф не изменялся. Согласно представленным квитанциям истцов, тариф по ремонту жилья указан в размере 1,76 руб./кв.м.

Установление платы за капитальный ремонт в размере 4 руб./кв.м., а впоследствии 4,5 руб./кв.м. регулировалось Федеральными стандартами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 года № 405, а в 2009-2010 годах - Федеральными стандартами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.123.2008 года № 960. Как следует из представленных истцами счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг, превышения тарифа, установленного Федеральными стандартами, не имеется.

Согласно решению Волжского районного суда г. Саратова от 22.01. 2010 г., частично удовлетворены исковые требования Б. З.Е.. Постановлением суда признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме *** по ... в ... в форме очного голосования от 01.07.2008 г.; признано несостоявшимся общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме *** по ... ... по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом ; на ООО «УК «***» возложена обязанность произвести Б.. перерасчет платежей по тарифам за содержание жилья, за комплексное техническое обслуживание лифтов, за вывоз твердых бытовых отходов, за электроэнергию мест общего пользования по тарифам, действовавшим до 01.07.2008 г. Данное решение вступило в законную силу л.д. 71-76, том 1).

Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем, истцы не принимали участия в рассмотрении вышеуказанного дела. Кроме того, вопрос установления и применения тарифов согласно вышеуказанному решению Волжского районного суда г. Саратова в отношении истцов по настоящему делу не исследовался.

В связи с признанием решением суда недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме *** по ... в ... в форме очного голосования от 01.07.2008 г., установившего тариф на оплату содержания жилья в 6,72 руб., за спорный период для расчета оплаты содержания жилья собственникам и нанимателям дома *** по ... в ..., подлежит применению тариф, установленный решением Саратовской городской Думы от 4 февраля 2005 года № 55-527, который составляет 6,52 руб./кв.м. для жилых домов со всеми удобствами, лифтом без мусоропровода. Тариф органом местного самоуправления не изменялся.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что начисление оплаты за ремонт и капитальный ремонт жилья производится управляющей компанией правомерно. Вместе с тем, ответчиком необоснованно с 01.07.2008г. повышен тариф на содержание жилья до 6,72 руб./ кв.м., поскольку решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме *** по ... в ... по вопросу увеличения тарифа на содержание жилья не принималось.

Таким образом, суд считает, что требования истцов о перерасчете оплаты за содержание жилья являются обоснованными.

Плата за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов также управляющей компанией применяется в соответствии с установленными органами местного самоуправления тарифами, в том числе за период с 7 июня 2008 года по 7 июня 2009 года на основании постановления администрации г. Саратова № 550 от 7 мая 2008 года, постановления администрации г. Саратова № 251 от 14 марта 2008 года, с 1 декабря 2008 года на основании договора с муниципальным унитарным предприятием «СпецАТХ» и по согласно выставленным счетам по оплате оказанной услуги и на основании постановления администрации г. Саратова № 1079 от 20 октября 2009 года «О тарифах на услуги МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города», постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 апреля 2009 года № 230 «О тарифах на услуги МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города».

Оснований для изменения тарифа на тариф до 1 июля 2008 года не имеется.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Для регулирования отношений по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном дома Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены «Привила содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Согласно п. 2 приведенных Правил, в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

пунктом 7 Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п. 28 Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (пункт 30).

Солгано статье 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам урегулированы отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Так согласно п. 15 данных Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Пунктом 19 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги.

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета, размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.2006 г. №14/6 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» статус гарантирующего поставщика присвоен ООО «СПГЭС».

01 мая 2008 г. между ООО «СПГЭС» и ООО «УК ***» заключен договор энергоснабжения № 8377, в соответствии с которым ООО «СПГЭС» (поставщик) обязалось осуществлять поставку электроэнергии на объекты ООО «УК ***» (потребитель), а потребитель в свою очередь обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В перечень объектов электроснабжения по указанному договору входит, в том числе дом *** по ... в ... л.д. 149-154, том 1).

Как установлено в судебном заседании в местах общего пользования в доме *** по ... в ... приборы учета, позволяющие определить расход электроэнергии по фактическому потреблению отсутствовали до октября 2009г.

Согласно п. 20 приведенных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.

Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07 ноября 2007 г. N 17/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области 2008 год» установлен тариф - 155,0 коп./кВт.ч., а постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2008г. N 14/4 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2009 год» установлен тариф - 191,0 коп./кВт.ч.

Согласно п. 3.4 договора № 8377, расход электроэнергии учитывается приборами учета объекта, которые потребитель предъявляет поставщику и ( или) сетевой организации для опломбирования. До опломбирования расход электроэнергии определяется согласно п. 3.15 настоящего договора.

В п. 3.15 договора № 8377 от 01 мая 2008 г. стороны согласовали, что при отсутствии приборов учета, потребитель оплачивает стоимость электроэнергии, рассчитанной по присоединенной мощности, указанной в приложении № 5, при режиме работы 24 часа в сутки за календарные дни месяца от даты предыдущей проверки (в случае ее отсутствия - даты заключения договора).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, ст. 154,157 ЖК РФ, а также ст. 36 ЖК РФ, по смыслу которой к общему имуществу в многоквартирном доме относится оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, электроэнергия мест общего пользования отнесена к жилищной услуге. По дому *** по ... ... применялся тариф в 2008г.- 1,55 руб./м2, с 2009 года -1,91 р/м2 (для домов со всеми удобствами, лифтом, без мусоропровода), что не противоречит вышеприведенным нормам законодательства и подтверждено правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 21.11.2007 г. № ГКПИ07-985, определении Верховного суда РФ от 21.02.2008 г. № КАС07-764. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади жилого помещения (ст. 37,39 ЖК РФ).

Кроме того, независимо от того установлены или нет в многоквартирном доме коллективные, общие и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 154,157 ЖК РФ, п.7,19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Вышеуказанные нормативно-правовые акты вступили в силу, обжалованы не были, обязаны для исполнения и применения.

Разрешая требования истцов о компенсации морального вреда, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для денежной компенсации морального вреда, поскольку истцами заявлены требования о перерасчете жилищных услуг по тарифам, действовавшим до 01.07.2008 г., по основаниям, что признания решения общего собрание собственников жилых помещений несостоявшимся, решением Волжского районного суда г. Саратова от 12.02. 2010 г. Требования о перерасчете являются требованиями материального характера, в силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В данном случае заявлены требования о перерасчете в связи с применением необоснованных, по мнению истцов, тарифам, а не в связи с ненадлежащим предоставлением коммунальных либо жилищных услуг, а поэтому законом не предусмотрена денежная компенсация морального вреда. Доказательств причинения вреда здоровью, указанными действиями ответчика (несвоевременное принятие заявлений на перерасчет, отказ в перерасчете платежей), истцами не представлено.

Иск рассмотрен только по основаниям, заявленным истцам, а именно о перерасчете в связи с применением необоснованных, по мнению истцов, тарифам. Требований о ненадлежащем предоставлении услуг, не заявлялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» произвести Пажитневой М.А., Кровяковой М.Ф., Чвановой С.И., Шигаевой Г.Ю., Сухову В.В., Котиковой В.Д., Полубояриновой Т.А., Юрину В.В., Стукалиной В.И., Хваталину А.С. перерасчет платежей за содержание жилья с 01.07.2008 г. по тарифам, действовавшим до 01.07.2008 года.

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2010г.

Судья: