Дело № 2-3123/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации *** года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Юдиной С.В. с участием адвоката В.А. Нэдик при секретаре Иваницкой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архипова Александра Михайловича к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ..., Жилищной комиссии ГУ МЧС России по ... о признании незаконным решения и восстановлении нарушенного права на получение жилищного сертификата, У С Т А Н О В И Л: Архипов А.М. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по ..., Жилищной комиссии ГУ МЧС России по ... о признании незаконным решения и восстановлении нарушенного права на получение жилищного сертификата, мотивируя свои требования тем, что *** г. на заседании жилищной комиссии ГУ МЧС России по ... было принято решение об исключении из очереди нуждающихся в жилом помещении его и членов его семьи. Решение мотивировано положениями подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», входящей в состав программы «Жилище 2002-2010 гг.». В решении произведены ошибочные подсчеты площади на одного члена семьи, от минимальной нормы семь и менее квадратных метров жилой площади. Комиссия рассчитала, что по месту регистрации его семьи приходилось по 12,7 кв.м. и 8,95 кв.м. жилой площади на одного члена семьи, при этом расчет производился с использованием площадей двух жилых помещений, собственниками которых не является ни он, ни члены его семьи. Регистрация его и членов его семьи произведена в частном домовладении родителей жены. На момент постановки его на учет, он был зарегистрирован в квартире своих родителей, а супруга - в квартире своих родителей, однако фактически они проживали в квартире родителей супруги. Постановка на учет его семьи в качестве лиц, нуждающихся в жилье, в 1991 г. была законной и обоснованной. У комиссии не было оснований для исключения его из указанной очереди на получение сертификата. Просил признать за ним и членами его семьи право на получение жилищного сертификата, восстановив в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи 4 человека, с правом получения жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», входящей в состав программы «Жилище 2002-2010 гг.», взыскать судебные расходы. В судебном заседании истец Архипов А.М. и его представитель исковые требования поддержали, дали показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске, просили удовлетворить. Представители ответчика ГУ МЧС России по ... возражали против иска Архипова А.М., пояснили, что Архипов А.М. был снят с очереди нуждающихся в жилом помещении по пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ по тем основаниям, что в 1991 г. он незаконно был поставлен на очередь, поскольку был зарегистрирован со своими родителями в квартире, общей площадью 58 кв.м., жилой - 38,1 кв.м. Его супруга была зарегистрирована со своими родителями в квартире, общей площадью 49,3 кв.м., жилой - 35,8 кв.м., и со стороны должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет были допущены неправомерные действия. Просили в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы учетного дела на Архипова А.М., суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: По поручению Президента Российской Федерации от *** г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации *** г. принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента Российской Федерации от *** г. N 102 "О президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" Программе придан статус президентской. Постановлением Правительства Российской Федерации от *** г. N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Реализуемая в настоящее время Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от *** г. N 865. Данная Подпрограмма объединила реализуемые на первом этапе целевые программы, принятые Постановлением Правительства, РФ от *** г. N 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», и установила, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на первом этапе, осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации в целях реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Постановлением от *** г. N 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, определяют категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в Подпрограмме. Таким образом, из приведенных норм следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями определенной категории граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилья в соответствии с требованиями законодательства, в частности, ст.ст. 51-52 ЖК РФ, устанавливающими основания и порядок принятия на такой учет и правовыми актами Правительства РФ, принятых во исполнение Указа Президента РФ, и в целях обеспечения граждан, жилыми помещениями. Из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального лайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями (собственниками) или членами семьи нанимателя (собственника) и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ-189 от *** г. с *** года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 6 данного Закона, граждане, принятые на учет до *** года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В порядке ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. 2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Правительство РФ Постановлением от *** г. N 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Постановлением Правительства РФ *** от *** года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище» на 2002-2010 г.г.» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от *** г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Основная цель данной подпрограммы - обеспечение жилыми помещениями граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ. Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ, а также жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет федерального бюджета гражданами, уволенным с военной службы и приравненных к ним. Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства ***, установлено, что право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно пункту 22 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы», к основаниям для отказа в признании гражданина участником Подпрограммы относятся: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Приведенный перечень оснований является исчерпывающим. Согласно пункта 19 раздела 2 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы», для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме. Право на участие в подпрограмме имеют указанные в пункте 5 Правил категории граждан, нуждающиеся в жилых помещениях в соответствии с нормами жилищного законодательства (ст. 51 ЖК РФ) и не имеющие жилых помещений. Следует отметить, что пунктом 8 Правил уточнено, что применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений (в ст. 51 ЖК РФ - не являющихся нанимателями либо собственниками и членами семей этих лиц) является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии жилья для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом. Как установлено судом, Архипов А.М. с *** г. по *** г. проходил службу в Государственной противопожарной службе (затем ГУ МЧС России по ...), финансированной из федерального бюджета, уволен по ограниченному состоянию здоровья л.д. 40, 14-17). *** г. между Архиповым А.М. и Коноваловой (после брака Архиповой) Т.Б. заключен брак л.д. 28). Архипов А.М. с составом семьи - 2 человека (он и жена Архипова Т.Б.) решением жилищно-бытовой комиссии 26-ПЧ от *** г. поставлен на очередь для получения жилья л.д. 23, учетное дело *** на Архипова А.М.). Архиповы от брака имеют двух детей *** г. рождения и *** г. рождения л.д. 29, 33, 37). Архипов А.М. в период с *** г. по *** г. был зарегистрирован по адресу: ..., ..., ..., ...Б, ..., которая принадлежала на праве собственности в равных долях Архипову М.И. и Архиповой З.И., являющимися его родителями л.д. 56-57). Архипов М.И. *** г. умер, право собственности на его долю в квартире на основании свидетельства о праве на наследство по закону перешло его супруге Архиповой З.И., Архипов А.М. с заявлением о правах на наследование не обращался л.д. 58-60, 63, 64). В период с *** г. по настоящее время Архипов А.М. со своей супругой и детьми зарегистрирован по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., принадлежащей на праве собственности Коновалову Б.П. и Коноваловой А.М., являющимися родителями Архиповой Т.Б. Кроме семьи Архиповых, собственников Коноваловых, в данной квартире зарегистрирован сын собственников Коновалов А.Б., 1975 г. рождения, всего 7 человек л.д. 39, 54-55). В 2009 г. Архипов А.М. обратился с заявлением ГУ МЧС России по ... о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от *** г. ***, т.к. он относится к категории сотрудников ФПС, увольняемых в 2009 г. по ст. 58 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит на очереди с *** г в ГУ МЧС России по ..., просил выдать ему жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории ... л.д. 18-19, 20-21). Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по ... от *** г. Архипов А.М. включен в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», входящей в состав программы «Жилище 2002-2010 гг.», с правом участия в подпрограмме 4 человек (он, жена, дочери 1992 г. рождения и 2002 г. рождения) л.д. 26-27). Поволжским региональным центром МЧС России возвращено учетное дело Архипова А.М. в ГУ МЧС России по ... в связи с отказом в выдачи государственного жилищного сертификата по п. 22 «а» по п. 5 «а» Постановления Правительства РФ от *** г. *** «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по ... от *** г. Архипов А.М. с составом семьи 4 человека исключены из очереди нуждающихся в жилых помещениях в исполнение указания Поволжского регионального центра, и проверки учетных дел, т.к. он на момент постановки в очередь был зарегистрирован в ... ...Б по ... в ..., общей площадью 58 кв.м., жилой - 38,1 кв.м., в которой кроме него были зарегистрированы его родители; его жена, являясь членом семьи квартиросъемщика, была зарегистрирована в квартире, общей площадью 49,3 кв.м., жилой - 35,8 кв.м., по адресу: ..., ..., ..., .... Имеющееся в учетном деле документы, свидетельствуют о том, что Архипов А.М. был поставлен на учет нуждающимся в получении жилья и улучшении жилищных условий в нарушение Постановления Исполнительного комитета ... совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от *** г. *** «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ...», где нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи семь и менее квадратных метров. В связи с чем, по месту его регистрации на каждого члена семьи приходилось по 12,7 кв.м. жилой площади, по месту регистрации жены - по 8,95 кв.м. л.д. 24-25). Однако из учетного дела Архипова А.М. указанные обстоятельства не усматриваются, поскольку кроме его заявления о постановки на учет и решения жилищной комиссии от *** г. документы с 1991 г. отсутствуют. Как пояснил представитель ответчика, в связи с давностью постановки на учет. Из показаний Архипова А.М., данных им в судебном заседании следует, что на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося, в квартире родителей проживала также его сестра с семьей. В справках с места жительства, имеющихся в учетном деле, отсутствуют данные, подтверждающие тот факт, что по состоянию на ноябрь 1991 г. Архипов А.М. был зарегистрирован один с родителями в квартире, что он являлся членом семьи своих родителей. Каких-либо доказательств признания неправомерными действий, допущенных должностными лицами, принявшими решение о постановке Архипова А.М. на учет, суду не представлено. Кроме того, членами семьи собственников Коноваловых Архипов А.М. и его семья не являются. За время службы Архипову А.М. субсидии и на приобретение жилья из федерального бюджета не выделялись, он и члены его семьи в собственности и по договору социального найма жилого помещения не имеют л.д. 43-53). При таких обстоятельствах, Архипов А.М., как подпадающий под категорию граждан, указанных в п. 5 Правил (сотрудник МЧС России по ..., финансировавшейся из федерального бюджета, уволенный со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет более 10 лет), имеет право на социальную выплату на приобретение жилья по месту службы - в ГУ МЧС России по .... В связи с чем, решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по ... от *** г. в части снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилья Архипова А.М. с составом семьи 4 человека (он, жена, дочери 1992 и 2002 г. рождения), является незаконным. Поэтому на ГУ МЧС России по ... должна быть возложена обязанность по восстановлению Архипова А.М. с составом семьи 4 человека в списке нуждающихся в предоставлении жилья с правом получения жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», входящей в состав программы «Жилище 2002-2010 гг.» с момента первоначальной постановки его на учет. В удовлетворении заявленных требований Архипова А.М. к Жилищной комиссии ГУ МЧС России по ... должно быть отказано, т.к. Жилищная комиссия не является юридическим лицом, к которому могут быть предъявлены исковые требования и на него может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного права. Ходатайство Архипова А.М. о взыскании с ответчика судебных расходов подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК РФ). В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Таким образом, требования истца о взыскании в его пользу затрат на представителя, консультировавшего его, готовившего исковой материал в суд, принимавшего участие в судебном разбирательстве, уплаченные им по квитанции от *** г., в сумме 10000 рублей, суд находит обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, т.к. считает оплату разумной в размере 8000 руб., с учетом конкретных обстоятельств дела и произведенной им работы, времени рассмотрения дела в суде л.д. 70). В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также должна быть взыскана госпошлина, оплаченная им при подаче иска в суд, в размере 400 руб. л.д. 5). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... от *** г. в части снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилья Архипова Александра Михайловича с составом семьи 4 человека (он, жена, дочери 1992 и 2002 г. рождения). Обязать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... восстановить Архипова Александра Михайловича с составом семьи 4 человека (он, жена, дочери 1992 и 2002 г. рождения) в списке нуждающихся в предоставлении жилья с правом получения жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», входящей в состав программы «Жилище 2002-2010 гг.» с момента первоначальной постановки его на учет. Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... в пользу Архипова Александра Михайловича судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 8000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., а всего 8400 рублей. В остальной части иска Архипова Александра Михайловича к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в ... суд. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме *** г. Судья Юдина С.В.