признание отказа незаконным



Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2010 г. г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой ИА.,

при секретаре Мясушкиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волковой Л.В. о признании отказа администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, возложении обязанности принять решение,

У С Т А Н О В И Л :

Волкова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в не утверждении схемы расположения земельного участка и не принятии решения о предоставлении земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, площадью 899 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., в аренду сроком на 49 лет; возложении на администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки; возложении на администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности приять решение о предоставлении земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что 03.03.2010 г. она обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для размещения индивидуальной жилой застройки земельного участка площадью 899 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н. К данному заявлению были приложены следующие документы: топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить месторасположение испрашиваемого земельного участка. Согласно ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. П. 3 ст. 30.1 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Письмом от 01.04.2010 № 01-10-05-83в администрация муниципального образования «Город Саратов» известила заявителя об отклонении от согласования схемы расположения земельного участка по испрашиваемому адресу со ссылкой на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Однако, к вышеуказанному письму администрации заключение Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» не приложено, в связи с чем отсутствует возможность определить основания отказа. Таким образом, заявитель считает, вышеуказанный отказ в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, поскольку данное письмо администрации не содержит нормы права, а следовательно, не создает никаких правовых последствий.

Комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» была размещена публикация в общественно-политической газете «***» от 10.03.2010г. *** (*** о предоставлении вышеуказанного земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, при размещении публикации орган местного самоуправления установил возможность использования вышеуказанного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Таким образом, администрация муниципального образования «Город Саратов» в силу ст. 30.1 ЗК РФ, по истечении месяца со дня публикации обязана принять решение о предоставлении заявителю данного земельного участка в аренду для жилищного строительства. Администрацией муниципального образования «Город Саратов» до настоящего времени решения по заявлению Волковой Л.В. об утверждении схемы расположения испрашиваемого мной земельного участка не принято, также не принято решения о предоставлении права на земельный участок, что является бездействием.

Волкова Л.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя Баженов С.В., действующий на основании доверенности от 01.04.2010г., в судебном заседании поддержал требования доверителя и просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Представители администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по архитектуре и градостроительству муниципального образования « Город Саратов» в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Волковой Л.В. требований, поскольку отказ в согласовании схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Волковой Л.В. обоснован нахождением земельного участка в территориальной зоне Ж-4, а также отсутствием в перечне видов разрешенного использования вида использования, запрашиваемого заявителем. На момент рассмотрения схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Волковой Л.В. на соответствие ее Правилам землепользования и застройки ( в редакции решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. № 27-280) земельный участок был расположен в пределах территориальной зоны Ж-4 (зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа). Использование земельных участков в территориальной зоне, согласно ст. 85 ЗК РФ, должно соответствовать градостроительным регламентам ( основным разрешенным видам). На момент рассмотрения схемы, в перечне основных разрешенных видов использования земельных участков в данной территориальной зоне ( Ж-4) использование участка для индивидуального жилищного строительства не предусматривалось. В связи с внесением в вышеуказанные Правила землепользования и застройки решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010г. № 50-595 изменений, рассматриваемый земельный участок располагается в зоне Ж-4 ( зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа) и в действующей на сегодняшний день редакции Правил предусмотрена возможность использования рассматриваемого земельного участка с видом, который запрашивается заявителем. Следовательно, обжалуемое письмо администрации муниципального образования « Город Саратов» не может являться препятствием для осуществления заявителем ее прав.

Представители заинтересованных лиц ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Саратовской области и Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, привлеченных к участию в дела и надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Волковой Л.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 4 Закона Саратовской области «О земле» от 21.05.2004 г. № 23-ЗСО, в редакции Закона Саратовской области от 27.05.2009 г. № 56-ЗСО, орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев:

приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 1 июля 2006 года.

Статьей 8 ГрК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (к которым в соответствии со ст. 1 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы № 33-362 от 27.11.2005 года, относится муниципальное образование «Город Саратов»), в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляемой на территориях городских округов; принятие решение о развитии застроенных территорий. ГрК РФ (ст. 1 п. 6) установлено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Также из указанной статьи (п. 7) следует, что территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (перечни видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территориальных зон). Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлений в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В судебном заседании установлено, что 03.03.2010 г. Волкова Л.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением, датированным 27.02.2010г., об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и предоставлении права аренды на земельный участок, для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 899 кв., расположенный по адресу: ..., ...-***, б/н, .... К заявлению был приложен топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить месторасположение испрашиваемого земельного участка (л.д. 7).

01.04.2010 г. в адрес Волковой Л.В., за подписью первого заместителя главы администрации муниципального образования « Город Саратов» Х.. было направлено письмо об отклонении от согласования схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, на основании письменного заключения. К письму прилагалось сообщение Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» об отложении рассмотрения вопроса об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого Волковой Л.В. земельного участка до внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Так же в вышеуказанном уведомлении сообщалось, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. № 27-280, рассматриваемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-4 ( зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа). Использование земельных участок в территориальной зоне, согласно ст. 85 ЗК РФ, должно соответствовать градостроительным регламентам (основным разрешенным видам). В настоящее время в перечне основных разрешенных видов использования земельных участков в данной территориальной зоне использование участка для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено (л.д. 24-25).

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к жилой территориальной зоне.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п.5 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Понятие «индивидуальное жилищное строительство», использующееся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в установленных этими же Правилами градостроительных регламентах, вообще не используется. Отсутствие в градостроительном регламенте территориальной зоны малоэтажной жилой застройки (Ж-4), указания о виде разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» нельзя признать запретом размещения в этой зоне объектов индивидуального жилищного строительства, поскольку из названия и назначения данной зоны следует обратное.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Не указанием в градостроительных регламентах, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», такого вида использования земельных участков как индивидуальное жилищное строительство, органы местного самоуправления не могут лишить закрепленного Земельным кодексом РФ (ст. ст. 30, 30.1), Конституцией РФ (ст. ст. 36, 40) права граждан на приобретение земельных участков в черте города Саратова для индивидуального жилищного строительства.

Как следует из п. 41.2, таблицы 3.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 ( в редакции от 27.04.2010г.), в результате градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" выделены территориальные зоны Ж-4 - зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа.

Разделом 42, таблицей 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» предусмотрены основные виды использования земельных участков (О) и условно разрешенные виды использования (У) для всех территориальных зон. Указанными Правилами, установлено, что использование земельного участка в территориальной зоне Ж-4 под отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем 3, предназначенные для одной семьи, является основным видом использования таких зон в городе. В п.1 раздела 1 Правил землепользования и застройки установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначен для проживания одной семьи. Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что в территориальной зоне Ж-4 основным видом использования земельных участков является использование земельного участка, в том числе под объекты индивидуального жилищного строительства.

Доказательств о намерении заявителя использовать земельный участок для застройки многоэтажными домами (более 3-х этажей) либо для иных целей, противоречащих правовому режиму территориальной зоны Ж-4, заинтересованными лицами в судебном заседании при рассмотрении данного гражданского дела не представлено.

Принимая во внимание, что письмом от 01.04.2010г. № 01-10-83в администрацией муниципального образования « Город Саратов» в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка Волковой Л.В. было отказано до внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки, однако и после внесения в Правила изменений от 27.04.2010г. заявление Волковой Л.В. от 27.02.2010г. по существу не разрешено, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны администрации муниципального образования « Город Саратов» в рассмотрении заявления Волковой Л.В. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и предоставлении права аренды на земельный участок, для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 899 кв., расположенный по адресу: ..., ...***, б/н, ....

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, признав незаконным бездействие администрации муниципального образования « Город Саратов», выразившееся в не рассмотрении по существу заявления Волковой Л.В. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и предоставлении права аренды на земельный участок, для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 899 кв., расположенный по адресу: ..., ...-***, б/н, ..., суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявления Волковой Л.В. от 27.02.2010г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и предоставлении права аренды на земельный участок, для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 899 кв., расположенный по адресу: ..., ...-***, б/н, ... и принять по нему решение в порядке установленным п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Не подлежат удовлетворению требование Волковой Л.В. о возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки и обязанности приять решение о предоставлении земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, поскольку тем самым будет нарушена процедура предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренная Земельным Кодексом РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившийся в отклонении от согласования до внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, площадью 899 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Волковой Л.В. от 27.02.2010 г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и предоставлении права аренды на земельный участок для размещения дома индивидуальной жилой застройки, площадью 899 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ...-3, б/н и принять по нему решение в порядке, установленном п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ в двухнедельный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В остальной части заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: