Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 сентября 2010г. Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующей судьи Абдуллиной С.Р. при секретаре Галяткиной К.К., рассмотрев в г.Саратове в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митина Александра Николаевича к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью, У С Т А Н О В И Л: Митин А.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению внутренних дел (ГУВД)по Саратовской области о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью. В обоснование требований заявитель указал, что он является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и получает ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С ***г. по ***г. ответчик назначил ему к выплате названную выше компенсацию в размере 2 500, 00рублей в месяц. В дальнейшем ответчик назначал ему к выплате компенсацию в следующих размерах: с***г. по ***г. - 2 620,00 рублей; с ***г. по ***г. - 2 800,00рублей; с ***г. по ***г. -3 136,00рублей; с ***г. по ***г. - 3 450,00 рублей; с ***r.no ***г. - 3829,50рублей ежемесячно; с ***r.no ***г - 4174,16 рублей ежемесячно; с ***r.no ***г. - 4508,09 рублей ежемесячно; с ***r.no ***г. - 4981,44рублей ежемесячно; с ***r.no ***г. - 5629,03рублей ежемесячно; с ***г. и по настоящее время 6191,93рублей ежемесячно. Истец в судебное заседание не явился, о дате и месте извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Савельева В.И. исковые требования уточнила и просила: признать за Митиным Александром Николаевичем право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с ***г. в размере 10 938,24рублей с индексацией в дальнейшем исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; обязать Главное управление внутренних дел по Саратовской области назначить Митину Александру Николаевичу, начиная с ***г. ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с учетом индексации за 2010г. на индекс 1,1 в размере 10 938,24рублей с дальнейшей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; обязать Главное управление внутренних дел по Саратовской области назначить Митину Александру Николаевичу единовременно, в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с ***г. по ***г. сумму в размере 310 906,57рублей. Представитель ответчика Максимова И.Е. исковые требования не признала, полагает, что Главное управление внутренних дел по Саратовской области при перерасчете Митину А.Н. сумм возмещения вреда здоровью, нарушений действующего законодательства не допустил. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Истец является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и получает ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С ***г. по ***г. ответчик назначил заявителю к выплате компенсацию в размере 2 500, 00рублей в месяц. Выплата денежной компенсации в вышеуказанных размерах подтверждается и справкой выданной ответчиком(приложение***). Как видно из справки от ***г. *** выданной истцу ЦПО ГУВД по Саратовской области ответчик индексировал назначенную и выплачиваемую заявителю ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с 2002 года и по настоящее время на индексы роста уровня инфляции, установленные Постановлениями Правительства РФ(приложение№5). С размером назначенной ответчиком истцу ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью суд не соглашается по следующим основаниям. Федеральным законом от 12.02.2001г. ФЗ - №5 при назначении возмещения вреда причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда была принята степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок как это было установлено в ранее действовавшей редакции Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом федеральным законом от 12.02.2001г. были установлены твердые размеры денежных компенсаций возмещения вреда здоровью инвалидам вследствие участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зависимости от группы инвалидности: инвалидам 1 группы -5000,00рублей; инвалидам 2 группы - 2500,00рублей; инвалидам 3 группы - 1 000,00рублей. В Постановлении Конституционного Суда от 19.06.2002г. №11-П указано, что поскольку все лица здоровью, которых причинен вред в результате одной и той же техногенной катастрофы имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или ) ухудшением здоровья, что влияет на определение критериев исчисления размере денежных компенсаций. Поэтому законодатель исходил из принципов справедливости, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в Законодатель установил твердые размеры денежных компенсаций инвалидам-чернобыльцам, желал обеспечить им равные права на получение равных денежных компенсаций в зависимости только от установленной группы инвалидности. Конституционный Суд в пункте 3.1 своего Постановления от 19.06.2002г. указывает, что переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на признании конституционного принципа равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации. Кроме того, ФЗ № 5 от 12.02.2001г. предусматривал ежегодную индексацию денежных компенсаций возмещения вреда здоровью в зависимости от роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г № 11-П было постановлено признать это положение не соответствующим Конституции РФ как носящего неопределенный характер и предложено судам, впредь, до внесения изменений в действующее законодательство индексировать суммы возмещения вреда чернобыльцам исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Статья 1 Закона от 26.04.2004 г. №31 -ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации. Однако, Конституционный суд РФ в своем определении от 04.10.2005г. в п.3.2. указывает, что исчисление размеров компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан обратной силы (постановления от 24 мая 2001 года №8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайне го Сквера и приравненных к ним местностей» и от 3 июня 2004года №11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 10,11,и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».) В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004года благоприятного для получателей указанных выплат критерия из индексации. Ответчик, индексирую твердую денежную сумму компенсации возмещения вреда здоровью, первоначально в размере 1000 рублей (с ***г. по ***г. -как инвалиду 3 группы), а затем в размере 2500 рублей,( с ***г.- как инвалиду 2 группы), установленную ФЗ №5 от 12.02.2001года не применил индексы роста прожиточного минимума. Для него более благоприятным критерием индексации является индексация на 2002-2004г.г. денежной компенсации возмещения вреда здоровью на индексы роста величины прожиточного минимума. Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( с изменениями от 5 апреля 2005 года) указано (в пункте 6), что «поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено лишь определение абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. -на 4. С учетом вышеизложенного суд считает, что ежемесячная компенсация возмещения истцу вреда здоровью, установленная в соответствии с 5-ФЗ от 12.02.2001года(с изменениями в редакции федерального закона №31-ФЗ от 26.04.04г.)подлежит индексации за 2002-2004годы на индексы роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ Для определения индекса роста прожиточного минимума по Саратовской области необходимо принять во внимание Постановления Правительства Саратовской области, устанавливающие размер прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения ежеквартально. Уровень прожиточного минимума для пенсионеров за 2000-2001г.г. - составляет, соответственно, 602,72рублей и 916,00рублей. Индекс роста прожиточного минимума с 01.01.2002г. составит - 1,519. Уровень прожиточного минимума для пенсионеров согласно Постановлений Правительства Саратовской области за 2001 -2002г.г. составит, соответственно, 916рублей и 1294,90рублей. Индекс роста прожиточного минимума 01.01.2003г. составит - 1,414. Уровень прожиточного минимума 2002 - 2003г.г. для пенсионеров составит, соответственно, 1294,90рублей и 1469,50рублей, следовательно, индекс роста прожиточного минимума с 01.01.2004года составит - 1,135. Статья 1 закона от 26.04.2004 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из-уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292 « Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2005года индексация размеров возмещения вреда и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется с применением коэффициента-1,08, исходя Федеральным законом от 04.11.2005г. №141-Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» установлен уровень роста инфляции на 2005год 10 - 11%. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №163 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 07.05.2005г. №292 и от 09.08.2005г. №496» установлено, что получаемые от 10 - 11% денежные компенсации возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подлежат индексации за 2005 год на индекс 1,1. Решением Верховного Суда РФ от 14.06.2006г. № ГКПИ06-445 абзац первый пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.05.2005г. №292» признан недействующим в части ограничивающий возможность осуществления индексации именно указанным размером коэффициента, показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23.12.2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005год». Верховный Суд РФ Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006г. №246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлен коэффициент 1,085 для индексации компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, исходя из уровня инфляции установленного Федеральным законом от 26.12.2005года №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» в размере 7,0-8,5 процентов. Однако, Федеральным законом от 01.12.2006года № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» уровень инфляции за 2006год установлен в размере 9,0 процентов, а так же учитывая положения Постановления Правительства РФ от 03.03.2007г. №143, получаемая Митиным А.Н. денежная компенсация возмещения вреда здоровью подлежит индексации за 2006 год на индекс 1,09. Федеральным законом РФ от 19 декабря 2006 года №238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год » утвержден прогнозируемый уровень инфляции на 2007 год 6,5 - 8,0процентов. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года №171 «Об индексациив2007году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен коэффициент индексации 1,08. В связи с чем, получаемые истцом денежная компенсация возмещения вреда здоровью подлежит индексации за 2007 год на индекс - 1,08. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.07.2008г. «О внесении изменений в Закон «О федеральном бюджете на 2008г. и на плановые периоды 2009г. и 2010г.» установлен уровень инфляции на 2008г. - 10,5 %, учитывая выше сказанное, а так же положения Постановления Правительства РФ от 21.12.2007г. №914 (в ред. от 24.12.2008г.), индекс за 2008г. составил - 1,105. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. №914 с изменениями от 07.03.2008г., от 03.09.2008г., от 24.12.2008г. и от 07.07.2009г. коэффициент индексации денежных компенсаций возмещения вреда здоровья гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен в 2009 году - 1,13. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009года №1024 коэффициент индексации денежных компенсаций возмещения вреда здоровья гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен в 2010 году -1,1. Кроме того, определением Конституционного суда РФ от 3.11.2006 г. №445-0 постановлено, что при наличии законодательно закрепленной обязанности выплаты сумм возмещения вреда причиненного жизни или здоровью гражданина, государством ограничение возможности удовлетворения требований за прошедшее время трехлетним сроком исковой давности, установленное ст.208 ГК РФ, не позволяет пострадавшим гражданам получить соответствующие суммы вследствие недоплаты или несвоевременной их выплаты по вине ответчика, что не соответствует ст.42 Конституции Российской федерации. Конституционный суд определил, что данное положение ст.208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким - либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда пострадавшим лицам, по вине органов, осуществляющих такие выплаты. В связи с вышеизложенным, назначенная истцу ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью с учетом выплаченных сумм должна составить: с 19.06.2002г. 2500 х 1,519=3797,50рублей. (2620рублей.:30дн.)х12дн.=1047,96рублей( выплачено с ***.) (3797,50рублей - 2800,00рублей) х 6 мес.=5985,00рублей (задолженность с ***г. по ***г.). 3797,50рублей:30дней)12 дней=1518,96рублей (начисления с ***г. по ***г.). 1518,96рублей- 1047,96рублей=471,00рублей(задолженность за ***.). Всего задолженность за 2002г. :471,00рублей+ 5985,00рублей=6456,00рублей. с ***г. -3797,50рублей х 1,414=5369,66рублей. (5369,66рублей - 3136,00рублей)х12 мес.=26803,92рублей (задолженность за ***.). с ***г.- 5369,66рублей х 1,135=6094,56рублей. (6094,56рублей -3450,00рублей)х 12 мес.=31734,72рублей(задолженность за ***.) С ***г.-6094,56рублей х 1,11=6764,96рублей. (6764,96рублей - 3829,50рублей) х 12 мес.= 35225,52рублей(задолженность за 2005г.) С 01.01. 2006г. 6764,96рублей х 1,09 =7373,80рублей. (7373,80рублей - 4174,16рублей) х12 мес.=38395,68рублей (задолженность за ***.) С ***г.-7373,80рублей х 1,08=7963,70рублей. (7963,70рублей - 4508,09рублей) х 12 мес.=41467,32рублей (задолженность за ***.) С ***г. -7963,70рублей х1,105=8799,88рублей. (8799,88рублей - 4981,44рублей) х 12 мес.= 45821,28рублей (задолженность за ***.) С ***г.-8799,88рублей х 1,13 =9943,86рублей. (9943,86рублей -5629,03рублей) х 12мес.= 51777,96рублей(задолженность за ***.) С ***г.-9943,86рублей х 1,1=10938,24рублей. (10938,24рублей - 6191,93рублей) х 7 мес.=33 224,17рублей(задолженность за 7 мес. ***.) Всего задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с ***г. по ***года составит: 6 456,00рублей+26803,92рублей+31734,72рублей+35225,52рублей+38395,68рублей+41467,32рублей+45821,28рублей+51777,96рублей=310 906,57рублей. С учетом совокупности доказательств, представленных суду истцом, его представителем, названных выше норм действующего законодательства, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Митиным Александром Николаевичем право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.08.2010г. в размере *** с индексацией в дальнейшем исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Обязать Главное управление внутренних дел по Саратовской области назначить Митину Александру Николаевичу, начиная с 01.08.2010г. ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с учетом индексации за 2010г. на индекс 1,1 в размере 10 938,24рублей с дальнейшей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Обязать Главное управление внутренних дел по Саратовской области назначить Митину Александру Николаевичу единовременно, в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 19.06.2002г. по 31.07.2010г. сумму в размере 310 906,57рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и от уровня и заработной платы.
Саратовской области.
из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005год».
указал, что прогнозируемый уровень инфляции, утвержденный Федеральным законом от 04.11.2005г.№141-ФЗ составляет 10-11 процентов. Следовательно, граждане, получающие компенсационные и иные выплаты, имеют право на их индексацию в размере от 10 до11 процентов. Правительство, установив предельный коэффициент в размере 1,1, т.е.10процентов (что ниже прогнозируемого уровня инфляции) ограничило право граждан на индексацию и вышло за пределы предоставленных ему полномочий. Учитывая вышеизложенное, а так же Постановление Правительства РФ от 03.03.2007г. №143, получаемая истцом денежная компенсация должна быть проиндексирована за 2005 год на индекс 1,11.
Федеральным законом РФ от 24.07.2007г. №198-ФЗ «О федеральном бюджете на
2008 г. и на плановые периоды 2009г. и 2010г.» утвержден прогнозируемый уровень инфляции в 2008году - 7процентов.