о признании незаконным бездействия



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саратов 10 сентября 2010 года

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бжезовской И.В.

при секретаре Милехиной Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рябова Юрия Георгиевича о признании незаконным бездействия ФИО6, заинтересованное лицо старший ФИО7 по рассмотрению писем по приему граждан,

У С Т А Н О В И Л :

Рябов Ю.Г. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что *** г. он обратился в ... военный комиссариат ... с заявлением о признании его участником подразделений особо риска. В дальнейшем он был признан участником подразделения особого риска и ему выплачивается компенсация с момента подачи заявления. ***г. был издан Приказ *** Минобороны РФ «О порядке и условиях оформления и выдачи удостоверения гражданам из подразделений особого риска». Согласно п. 12 Инструкции «о порядке и условиях оформления и выдачи удостоверения гражданам из подразделений особого риска»: «Выявление и учет граждан, пребывающих в запасе и находящихся в отставке, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, уволенных из воинских частей и принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска в период их военной службы (работы) в воинских частях, а также членов семей, потерявших кормильца, осуществляются военными комиссариатами по месту их жительства.». Заявитель указывает, что на момент подачи им заявления в военный комиссариат этот приказ не утратил силу. Исходя из вышеуказанного, он считает, что его права на социальную защиту по категории участника подразделения особого риска, были нарушены, так как полагает, что военный комиссариат должен был оповестить об издании такого приказа сразу же после вступления приказа в законную силу и соответственно компенсацию заявителю бы начали выплачивать с *** года, а не с *** года. Заявитель указывает, что он является пенсионером, ему *** год, является участником действий подразделений особого риска, поименованных в подпункте «в» пункта I постановления Верховного Совета российской Федерации от 27.12.1991 г. №2123-1. Заявитель указывает, что в *** г. он обратился в ФИО8 с просьбой обратиться в суд для защиты его прав и законных интересов в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что считает незаконным бездействие ФИО12, выразившееся в непринятии каких-либо мер по его заявлению, поступившему в прокуратуру *** г. Также заявитель уточнил дату своего обращения в ФИО13 - *** г.

Представитель ФИО14 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что поскольку в заявлении Рябова Ю.Г. не было указано на рассмотрение его обращения нижестоящей прокуратурой, то указанное заявление в соответствии с инструкцией *** г. было направлено для рассмотрения в прокуратуру ... .... А заявителю сообщено о том, что его обращение передано для разрешения в нижестоящую прокуратуру, поскольку ее руководителем решение по существу приводимых доводов не принималось, и ответ руководителя данной прокуратуры им не обжаловался.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п.п. 1,7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статьей 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ регламентирован порядок рассмотрения обращений, в соответствии с которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Часть 2 статьи гласит, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 10 Федерального Закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 28.11.2009 г.) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2 статьи).

Часть 3 статьи установлено, что ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Согласно п. п. 1.1., 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 года N 200 (в редакции от 05.09.2008 г.), - инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Ее положения распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

В пп. 4 п. 1.11 Инструкции раскрыто понятие «жалобы» - просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Согласно п. 2.3 Инструкции письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Пунктом 3.1 Инструкции установлено, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к рассмотрению;

о прекращении проверки;

о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

о направлении в другие органы;

о приобщении к ранее поступившей жалобе.

Согласно п. 1.9 Инструкции, ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что поступившее *** года в ФИО15 заявление Рябова Ю.Г. о незаконности действий ... военного комиссариата, было зарегистрировано *** г. л.д. ***).

В силу статьи 8 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи).

В соответствии с ч. 3 статьи, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3.2 Инструкции установлено, что обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Согласно п. 4.12 Инструкции по итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

"удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

"разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

"принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;

"направлено" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

Заявителем в обращении от *** г. были изложены доводы, по которым он не был согласен с действиями ФИО16 ФИО17, выразившиеся в несвоевременном оповещении его об издании приказа, дающего ему право на выплату компенсации. При этом к поступившему обращению не было приложено ответа нижестоящих прокуратур.

В судебном заседании Рябов Ю.Г. подтвердил, что ранее он не обращался в нижестоящую прокуратуру.

По результатам рассмотрения заявления Рябова Ю.Г. ФИО18ФИО18 было принято решение о направлении для рассмотрения его обращения в ФИО19, заявителю было разъяснено, что его обращение направлено в нижестоящую прокуратуру, поскольку ее руководителем решение по существу приведенных доводов не принималось и ответ данной прокуратуры заявителем не обжаловался. В адрес заявителя *** года за *** *** было направлено сообщение, в котором заявитель уведомлен о направлении его обращения для рассмотрения в нижестоящую прокуратуру л.д. ***). Исходя из сведений, содержащихся в книге учета документов, отправляемых прокуратурой, материал по обращению Рябова Ю.Г. был направлен в прокуратуру ... ... *** г. л.д. ***), а уведомление заявителю *** г. л.д. ***). Таким образом, срок направления обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, установленный пунктами 3.2, 4.12 Инструкции, соблюден. Кроме того, заявителем представлен ответ ФИО20 от *** г. вместе с почтовым конвертом, согласно отметкам почтового оператора на котором, указанное письмо прокураты получено заявителем *** г. л.д. 30-31). Также в настоящее время обращение Рябова Ю.Г. рассмотрено прокуратурой ... ..., о чем дан ответ заявителю, законность которого в рамках рассматриваемого дела не проверялась. Поскольку суд, рассматривает дело по заявленным требованиям, Рябов Ю.Г. настаивал на рассмотрении дела в рамках бездействия органа, оснований для выхода за пределы заявленных требований у суда не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО21 не было допущено бездействие по обращению Рябова Ю.Г., поскольку в соответствии с требованиями приведенных положений закона и инструкции обращение Рябова Ю.Г. было направлено для рассмотрения в нижестоящую прокуратуру, что свидетельствует совершении органом установленных действий. Обращение Рябова Ю.Г. было направлено для разрешения в нижестоящую прокуратуру в установленный законом срок и в соответствии с требованиями п. 4.12 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ от *** года ***.

В соответствии с главой 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов граждан незаконными действиями должностных лиц, лежит на заявителе. Доказательств нарушения прав и законных интересов Рябова Ю.Г., как того требует положения ст. 56 ГПК РФ, заявителем не представлено.

На основании установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ФИО22 не было допущено бездействия по обращению Рябова Ю.Г.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Рябова Юрия Георгиевича о признании незаконным бездействия ФИО23, по его обращению, поступившему в ФИО24 *** г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья И.В. Бжезовская