о предоставлении жилого помещения



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2010 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре Разделкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волобоева ... к администрации муниципального образования «город Саратов», 3-и лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Саратов», Управление внутренних дел г. Саратова, Волобоева ..., о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд к администрации муниципального образования «город Саратов», 3-и лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Саратов», Управление внутренних дел г. Саратова, Волобоева ..., о предоставлении благоустроенного жилого помещения, в обоснование которого указал, что он проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции отделения милиции ***в составе УВД по ... с *** года по настоящее время и является нуждающимся в улучшении жилищных условий. *** года он обратился в администрацию муниципального образования «город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом ему было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что необходимо обратиться в администрацию ... муниципального образования «Город Саратов». Ему было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства .... Считает действия органа местного самоуправления неправомерными, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления. Жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. Просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение на семью из 3-х человек общей площадью не менее 48 кв.м. в черте ....

Истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца Батраева А.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседание исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «город Саратов» Макаренко М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении искового заявления, поскольку закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только за счет средств местных бюджетов, а, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Администрация города Саратова неоднократно обращалась в органы государственной власти Саратовской области с вопросом выделения бюджету города Саратова ассигнований на погашение убытков от выполнения государственных полномочий по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, в том числе и участковым уполномоченным милиции, однако бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели бюджету города Саратова из бюджета Саратовской области выделены не были. Обеспечение работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, то есть является государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета города Саратова. Истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда области. Вышеуказанный закон издан в соответствии с пунктом «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, которым установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Следовательно, на территории г. Саратова применяются и нормы ЖК РФ, и нормы Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.05 года. Внесенные Законом Саратовской области № 62-ЗСО от 26.06.2006 года в ст.15 изменения установили, что участковые уполномоченные имеют право безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилья за счет средств областного бюджета. Орган местного самоуправления не обладает полномочиями по постановке на учет участковых уполномоченных милиции и требование о признании действий администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещение незаконно. Просила в иске отказать.

Представители комитета по управлению имуществом муниципального образования «город Саратов», Управления внутренних дел г. Саратова в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
3-е лицо Волобоева Ю.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справке ОМ *** в составе УВД по ... от *** года Волобоев С.Ю. является сотрудником органов внутренних дел и состоит в должности участкового уполномоченного милиции ОМ *** в составе УВД по ... с *** года и имеет звание младший лейтенант милиции л.д.12).

Установлено, что *** года истец обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы л.д.10). Письмом от *** года истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что участковым уполномоченным милиции могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения их государственными полномочиями. Однако, такими полномочиями муниципальное образование «Город Саратов» не наделено. Истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области л.д.11).

Жилья на праве собственности и по договору социального найма истец и члены его семьи не имеют, что подтверждается сообщениями управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним л.д. 16-20, 44-47), а также справками МУП «Городское бюро технической инвентаризации» л.д.13-15).

Согласно справке администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Волобоев С.Ю. зарегистрирован с *** года вместе с членами семьи (женой Волобоевой Ю.В. и дочерью Волобоевой К.С., зарегистрированы с *** года) по адресу: ..., ... по .... л.д.20).

Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области *** от *** года, ФИО3 социальная выплата (субсидия) на строительство (приобретение) жилого помещения не предоставлялась.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

Согласно ч.1, 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

В судебном заседании также установлено, что истец с членами своей семьи зарегистрирован и проживает на жилой площади, принадлежащей тете Кузнецовой Т.Н., которой принадлежит 16/100 долей домовладения по адресу: ..., ..., ..., что составляет 14,1 кв. м. общей площади л.д.20-23). На данной площади также зарегистрирована Кузнецова Т.Н. л.д.20).

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с решением Саратовской городской Думы от *** года *** учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма - 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Исходя из общей площади домовладения 35 по ... ..., принадлежащих Кузнецовой Т.Н., и количества проживающих в нем лиц, на каждого проживающего приходится менее 10 кв.м. (14,1:4)

Таким образом, истец является нуждающимся в жилом помещении.

Установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (декабрь 2009 года) прошло более 6-ти месяцев, однако жилое помещение истцу представлено не было.

Совершение истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно совершение гражданско-правовых сделок с принадлежащим жильем, повлекшим уменьшение или отчуждение жилого помещения, в судебном заседании не установлено, доказательств этого в суд не представлено (ст. 53 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 30 ФЗ от *** г. *** «О милиции» с последующими изменениями и дополнениями сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п.5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч.1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что требования к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ являются нарушением гарантий и прав местного самоуправления, и противоречат Конституции Российской Федерации, являются не состоятельными, как не основанные на требованиях действующего законодательства. При предоставлении жилья норма учитываться должна, исходя из положений п.п. «в» п.1 ст.2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», ч.3, 4 ст.49, ч.6 ст.50, ст.58 ЖК РФ, а не на основании решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005г. № 63-622 с учетом выше указанных обстоятельств.

Согласно ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда (далее - норма предоставления) устанавливаются:

1) для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере:

а) на семью из трех и более человек - по 16 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

Таким образом, на семью истца из трех человек (супругу-л.д.23, ребенка-л.д.24) норма предоставления жилой площади составляет 48 кв.м.

С учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, выше указанных норм законодательства, исковые требования Волобоева С.Ю. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения подлежат удовлетворению.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава г. Саратова).

Кроме того, согласно решению Саратовской городской Думы от 28 января 2009 года № 36-398 администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает следующими полномочиями:

В сфере обеспечения малоимущих граждан, проживающих в районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства:

- ведет учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (3.1.5.).

Поскольку администрация района ведет учет только малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а полномочия по постановке на учет иных категорий граждан на получение жилья на администрацию района не возложены, то полномочия по постановке иных граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесены к компетенции ответчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были сданы.

Довод администрации муниципального образования «Город Саратов» на наличие у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, является необоснованным, так как не предусмотрен ст. 54 ЖКРФ.

Поскольку истец заявил требование о понуждении к предоставлении жилого помещения, которое подлежит удовлетворению, то оснований для удовлетворения требований о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить Волобоеву ... на семью из трех человек (жена Волобоева ..., дочь Волобоева ...) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 48 квадратных метров в черте г. Саратова.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Агаркова